Государство осуществляет социальное и экономические регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Поэтому его разработке уделяется особое внимание на всех уровнях власти.
Исилькульский район — административная единица на юго-западе Омской области России.Район образован в 1925 г. путём преобразования Исиль-Кульской укрупнённой волости Омского уезда Омской губернии. Район вошёл в состав Омского округа Сибирского края.В Исилькульском районе 51 населённый пункт в составе 1 городского и 10 сельских поселений.
Правовую основу бюджетного процесса Исилькульского района составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы об областном бюджете на соответствующий год, постановления Исилькульского городского Совета Положении Исилькульского района на соответствующий год. Положение и иные правовые акты Российской Федерации, Омской области и Исилькульского района, регулирующие бюджетные правоотношения.
Бюджетный процесс Исилькульского района - регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению местного бюджета и по контролю за его исполнением. Бюджет Исилькульского района - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Исилькульского района как муниципального образования.
Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Исилькульского муниципального района Омской области, утвержденным Решение Совета Исилькульского муниципального района Омской области от 22.11.2007 N 91 (ред. от 18.11.2010) "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Исилькульском муниципальном районе", проведем анализ структуры и динамики доходной и расходной частей бюджета.В таблице 1 представлен анализ структуры и динамики расходной доходной части бюджета Исилькульского муниципального района Омской области за 2012-2014 гг.
Таблица 1-Анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета Исилькульского муниципального образования с 2012-2014 гг.
Показатели |
2012г тыс.р |
% |
2013г тыс.р |
% |
2014г тыс.р |
% |
Т.р 2014/2012 |
Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления) |
|||||||
Всего |
731168 |
100 |
762366 |
100 |
784662 |
100 |
107,3162 |
Налог на доходы физических лиц |
161957 |
22,15 |
237154 |
31,108 |
139686 |
17,80206 |
86,24882 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории |
0 |
0 |
1547 |
0,197155 |
|||
Налоги на совокупный доход |
19059 |
2,6067 |
20179 |
2,6469 |
20853 |
2,657577 |
109,4129 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
16974 |
2,3215 |
16563 |
2,1726 |
18150 |
2,313098 |
106,9282 |
Единый сельскохозяйственный налог |
2085 |
0,2852 |
3604 |
0,4727 |
2671 |
0,340401 |
128,1055 |
Государственная пошлина |
1694 |
0,2317 |
2323 |
0,3047 |
3397 |
0,432925 |
200,5313 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1 |
0,0001 |
22 |
0,0029 |
0 |
0 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
4071 |
0,5568 |
4464 |
0,586 |
4152 |
0,529145 |
101,9897 |
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей |
1 |
0,0001 |
24 |
0,0031 |
0 |
0 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
475 |
0,065 |
324 |
0,0425 |
294 |
0,037468 |
61,89474 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
475 |
0,065 |
324 |
0,0425 |
0 |
0 |
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
307 |
0,042 |
1428 |
0,1873 |
1019 |
0,129865 |
331,9218 |
Безвозмездные поступления |
540981 |
73,989 |
493744 |
64,765 |
611048 |
77,87404 |
112,9518 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
535887 |
73,292 |
488576 |
64,087 |
611968 |
77,99129 |
114,1972 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
89496 |
12,24 |
55558 |
7,2876 |
114996 |
14,65548 |
128,4929 |
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) |
227101 |
31,06 |
14747 |
1,9344 |
95133 |
12,12407 |
41,89017 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
211737 |
28,959 |
279385 |
36,647 |
392744 |
50,05263 |
185,4867 |
Иные межбюджетные трансферты |
7173 |
0,981 |
8496 |
1,1144 |
8805 |
1,122139 |
122,752 |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
380 |
0,052 |
390 |
0,0512 |
290 |
0,036959 |
76,31579 |
Из общей величины доходов - собственные доходы |
519431 |
71,041 |
482981 |
63,353 |
391918 |
49,94737 |
75,45141 |
Расходы муниципального бюджета, фактически исполнено |
|||||||
Всего |
722720 |
100 |
740784 |
100 |
806187 |
100 |
111,549 |
Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств |
120036 |
16,609 |
0 |
0 |
0 |
||
Общегосударственные вопросы |
38632 |
5,3454 |
45723 |
6,1722 |
48210 |
5,980002 |
124,7929 |
Расходы на содержание работников органов местного самоуправления |
24303 |
3,3627 |
0 |
0 |
0 |
||
Национальная экономика |
39522 |
5,4685 |
23009 |
3,106 |
30927 |
3,836207 |
78,25262 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
15807 |
2,1872 |
13545 |
1,8285 |
17774 |
2,204699 |
112,4439 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
19930 |
2,7576 |
5747 |
0,7758 |
5436 |
0,674285 |
27,27546 |
Бюджетные инвестиции (дорожное хозяйство (дорожные фонды)) на увеличение стоимости основных средств |
18358 |
2,5401 |
0 |
0 |
0 |
||
Другие вопросы в области национальной экономики |
2544 |
0,352 |
1863 |
0,2515 |
5832 |
0,723405 |
229,2453 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
73626 |
10,187 |
3466 |
0,4679 |
1172 |
0,145376 |
1,591829 |
Бюджетные инвестиции (жилищно-коммунальное хозяйство) на увеличение стоимости основных средств |
70758 |
9,7905 |
0 |
0 |
0 |
||
Образование |
452446 |
62,603 |
522218 |
70,495 |
572615 |
71,02757 |
126,5599 |
Дошкольное образование |
73454 |
10,164 |
|||||
Общее образование |
287509 |
39,782 |
|||||
Бюджетные инвестиции (общее образование) на увеличение стоимости основных средств |
28326 |
3,9194 |
|||||
Расходы на общее образование в части текущих расходов |
245289 |
33,94 |
|||||
Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (общее образование) |
172593 |
23,881 |
|||||
Культура |
62965 |
8,7122 |
|||||
Бюджетные инвестиции (культура) на увеличение стоимости основных средств |
95 |
0,0131 |
|||||
Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (культура) |
3722 |
0,515 |
|||||
Культура, кинематография |
62965 |
8,7122 |
83799 |
11,312 |
85206 |
10,56901 |
135,3228 |
Физическая культура и спорт |
2889 |
0,3997 |
2915 |
0,3935 |
2494 |
0,309358 |
86,32745 |
Социальная политика |
31949 |
4,4207 |
28157 |
3,801 |
24443 |
3,031927 |
76,50631 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
19383 |
2,682 |
29907 |
4,0372 |
39453 |
4,893778 |
203,5443 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
16435 |
2,274 |
27007 |
3,6457 |
37429 |
4,642719 |
227,7396 |
Профицит (+), дефицит (-) бюджета муниципального образования ( местного бюджета), исполненого |
8448 |
1,1689 |
21582 |
2,9134 |
-21525 |
-2,66998 |
-254,794 |
Исходя из анализа доходов и расходов можно сделать следующие выводы:
Доходы местного бюджета (включая безвозмездные поступления) за три года увеличились на 7,3%,это произошло за счет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Большую часть доходов составили Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, увеличение которых за три года произошло на 331,92%.
Самый большой процент роста расходов составило образование 62,60% в 2012году, а до 2015 произошло увеличение до 71,02%. Наименьший процент расходов пришелся на ЖКХ -1,6%,и на долю налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и составил 7,69%.
Расходная часть бюджета Исилькульского района включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы города.
Таблица 2 -Утвержденные расходы бюджета Исилькульского района
Показатели |
2012 г. руб |
Уд.вес % |
2013 г. руб |
Уд.вес % |
2014 г. руб |
Уд.вес % |
Отклонения (+/-) 2014/2012(руб) |
Тр 2014/2012, % |
Государственное управление и местное самоуправление |
39117077,50 |
5,31 |
46408223,36 |
6,22 |
49233788,16 |
6,07 |
10116710,66 |
125,86 |
Национальная экономика |
45765627,03 |
6,21 |
23677104,54 |
3,17 |
31625848,69 |
3,90 |
-14139778,3 |
69,103934 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
77677880,71 |
10,54 |
3466482,80 |
0,464 |
2851584,66 |
0,352 |
||
Образование |
455726996,88 |
61,82 |
524193351,40 |
70,23 |
573192988,98 |
70,72 |
-74826296,1 |
12,577 |
Культура, искусство и кинематография |
63371354,70 |
8,60 |
84160224,07 |
11,28 |
85220228,99 |
10,51 |
117465992,1 |
134,477 |
Средства массовой информации |
1308000 |
0,18 |
1589900 |
0,213 |
1666580 |
0,206 |
21848874,29 |
127,4144 |
Физическая культура и спорт |
2890676 |
0,392 |
2918200 |
0,391 |
2493677,85 |
0,308 |
358580 |
86,266 |
Социальная политика |
31949980,1 |
4,33 |
29986168,4 |
4,02 |
24738434,5 |
3,05 |
-396998,15 |
77,428 |
Всего расходов |
737190580,97 |
100% |
746366289,01 |
100% |
810476008,84 |
100% |
-7211545,6 |
109,941 |
Как показывают результаты таблицы, расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2012г. они составляли 737190580,97 тыс. руб., в 2013 г. – 746366289,01тыс. руб., то в 2014 г. эта сумма была равна 810476008,84 тыс. руб. В 2014г. расходы местного бюджета Исилькульского района по сравнению с 2012 г. увеличились на 9,4%. Наибольший удельный вес в структуре расходов составляет в настоящее время образование. Доля расходов на образование в 2012г. составляла 61,82%, в 2013г. уже 70,23%, а в 2014 г. - 70,72%. Так же мы видим и увеличение расходов на средства массовой информации, в 2012 году эти расходы составили 1308000 тыс.руб., в 2013 году – 1589900 тыс.руб., в 2014 году -1666580 тыс.руб. Заметное снижение расходов местного бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 году -77677880,71 тыс.руб., в 2013 году -3466482,80 тыс.руб., в 2014 году -2851584,66 тыс.руб. Так же снизились расходы на социальную политику в 2014 году по сравнению с 2012 годом на 77,4% и составило -396998,15 тыс.руб. На физическую культуру и спорт в 2014 году так же снизились расходы по сравнению с 2012 годом на 86,26%.
Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что расходы местного бюджета с каждым годом увеличиваются. для решения проблемы расходования средств местного бюджета Исилькульского района мною выдвигаются следующие предложения.
Во-первых, должно стабилизироваться бюджетное законодательство, которое позволит, регламентировано, четко и в определенной последовательности исполнять права и обязанности по управлению расходами местного бюджета.
Во-вторых, можно выделить в составе финансового органа муниципального района отдел мониторинга за результативностью бюджетных расходов, который бы занимался текущим планированием расходов, оценивал их результативность ежедневно, таким образом в конце года были бы сокращены временные и трудовые затраты по оценке эффективности бюджетных расходов.
В-третьих, в аппарате администрации управление, занимающейся планово-аналитической деятельностью могли бы провести исследование влияния факторов прямого и косвенного воздействия, а также влияния внешней и внутренней среды на муниципальное образование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации. [Текст] / И.М.Александров – М.: Дашков и Ко, 2013. - 432с.
2. Анашкин, А.К. Механизм стабилизации национальных финансов. [Текст] / А.К.Аношкин- М.: ЗАО Издательство Экономика, 2012.- 190 с.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник для вузов. / А.М.Бабич– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. –687 с.
4. Брайчева, Т.В. Государственные финансы. [Текст] / Т.В.Брайчева– СПб.: Питер, 2012.- 288 с.
5. Боголепова, А.Т. Бюджет – суть и содержание государственной политики[Текст] / А.Т. Боголепова // Финансы. -2007. -№ 5.-С.11-16.
6. Бюджетная система России [Текст]: Учебник для вузов / под ред.проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 550 с.
7. Воронин, А. Г., Лапин, В. А., Широков, А. Н., Основы управления муниципальным хозяйством [Текст] / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков - М., Дело, 2008.-254с.
8. Горегляд, В. Об особенностях бюджета[Текст] / В.Горегляд // Финансы. - 2006. - № 10. - С.14-18.
9. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации. [Текст]/А.М.Годин – М.: Дашков и Ко, 2011. -501с.
10. Государственные и муниципальные финансы[Текст] / Ермасова Н. Б., Миронов М. Г., Ермакова Е. А. И др.; Под ред. Поляка Г. Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -467с.