В данной публикации находят отражение результаты эмпирического изучения особенностей выбора подарка для девочки и мальчика родителями и педагогами.
Гипотезы исследования:
1. Подарки для мальчиков и девочек носят гендерно дифференцированный характер, т.е. соответствуют гендерно стереотипным интересам и способствуют их закреплению.
2. При выборе подарка отход от гендерно стереотипных предпочтений может наблюдаться только в единичных случаях и преимущественно в отношении девочек, что обусловлено культурной традицией андроцентризма.
3. Представление о подарке более стереотипное у родителей, чем у педагогов
Задачи исследования:
1. Изучить мнение родителей при выборе подарка для мальчика и девочке.
2. Определить критерии и функции подарка для ребенка с учетом гендерного фактора.
3.Сравнить мнение педагогов и родителей.
Основу программы нашего эмпирического исследования составил опрос-анкетирование родителей и педагогов (авторская разработка);
В исследовании принимали участие 20 человек (из них 10 мам и 10 педагогов-женщин).
Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных позволили сделать следующие выводы:
16 респондентов считают, что выбор подарка зависит от пола ребенка,
у трех испытуемых двойственное мнение по поводу того, зависит ли выбор подарка от пола ребёнка,
одна мама считает, что подарок никак не должен зависеть от пола ребёнка.
Также мы делаем вывод о том, что некоторые взрослые дарят подарок с целью:
- порадовать ребенка (испытуемый №2, №4, №5, №11,15, №17),
- что бы промотивировать его на деятельность (испытуемый №1, №3, №14),
- доставить ребенку положительные эмоции, поднять настроение.
Подарки дарятся и с целью развития интересов, способностей ребенка, а также для его физического, нравственного, личностного развития.
Представления же о подарке, в большинстве случаев, стереотипно и у родителей, и у педагогов. Так, наше исследование показало, что лучшим подарком для ребенка, по мнению и родителей, и педагогов, является: для мальчика конструктор, а для девочки – кукла.
Что касается отхода от гендерно-стереотипных предпочтений при выборе подарка, то мы наблюдаем это только в единичных случаях и преимущественно в отношении девочек. Данный факт может быть обусловлен культурными традициями андроцентризма.