ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ

Угаслова А.А. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы разные. Все мы индивидуальны. Одни любят лето, другие – зиму. Одни – большие компании, другие – уединение. Одни сутками находятся на работе или с семьёй, другие не знают, как убить время. Одни активно занимаются спортом и пропагандируют здоровый образ жизни при каждой возможности, другие не видят ничего плохого во вредных привычках. А привычки формируются не сразу. Для этого требуется не день и не месяц. И это касается не только положительных привычек. Всем хорошо известно, что одной из острых социальных проблем является употребление психоактивных веществ. Основной контингент составляют подростки и люди, переходящие в зрелый возраст. У каждого свои причины. Но как бы то ни было, этот вопрос остается очень важным, потому что всем известны исходы зависимого поведения. С чего же все начинается? С любопытства? Из семьи и воспитания? Или другие факторы заставляют подростка в первый раз взять в руки «косяк» и затянуться?

Наркомания – это употребление человеком наркотических веществ, от которых он впадает в зависимость и испытывает непреодолимое влечение к наркотикам.

Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка [1].

Подросток, имеющий зависимость, безоговорочно дезадаптируется. Дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [2].

Дезадаптация является средним звеном статуса личности в обществе. Социализация означает успешную адаптацию личности в социуме, реализацию им своих способностей и возможностей, удовлетворение потребностей. Когда человека что-то не устраивает в своей жизни, если у него возникают проблемы, или же он считает свою жизнь скучной и недостаточно насыщенной, он прибегает к различным решениям этих проблем. Одни в этом случае начинают вливаться в социально активную жизнь, другие – активно саморазвиваться, а у третьих возникают социально неодобряемые интересы и формируются вредные привычки. Ими могут являться правонарушения, кражи, вандализм с целью получения «адреналина». Крайними проявлениями можно считать угрозу для жизни окружающих людей и самого субъекта – преступления насильственного характера, употребление «тяжелых» наркотических веществ, суицид. И именно здесь начинается дезадаптация. Если уже здесь не вернуть человека к прежней жизни и не помочь ему найти иной способ самовыражения и сублимации энергии, субъект переходит к третьей, крайней стадии – изоляции. Его перестают воспринимать как личность, не считают его достойным уважения и стараются избегать каких-либо контактов с этим человеком.

Субъект, проявляющий отклоняющееся от социально принятых норм поведение, вызывает негативную оценку со стороны общества, а это может приводить к стигматизации личности – навешиванию социальных ярлыков.

Зависимое поведение – одна из форм девиантного поведения. В широком смысле «зависимость» трактуется как «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения».

Основными и распространенными объектами зависимости являются:

  • алкоголь, ПАВ (психоактивные вещества). Алкоголь и ПАВ относятся к химической форме зависимости. Сюда же относятся курение, лекарственная зависимость, токсикомания;

  • пища. Человек переедая, голодая, оказываясь от еды, формирует у себя зависимость;

  • секс. Сюда относятся такие аддикции, как фетишизм, эксгибиционизм, некрофилия, садомазохизм, зоофилия;

  • религия. Религиозный фанатизм, вовлеченность в какую-либо секту;

  • игры (гэмблинг – игровая зависимость).

Известно, что аддикции (зависимости) не появляются сами собой. Им предшествуют различные факторы. Это и проблемы в семье, и подражание авторитетам, и, конечно, интерес и проверка себя. Подростки отличаются активным изучением себя и своего внутреннего мира. Им сложно понять себя, свое поведение и свои чувства. Они хотят узнать, на что они способны и насколько они сильны. Пробуя наркотики, большинство думают, что зависимость – это не про них, что они достаточно сильны, чтобы сказать себе «нет». Подростки уверены, что зависимость их не коснется, потому что у них «сильный самоконтроль». В этот период у них устанавливается сверхценное эмоционального отношения к объекту зависимости. В мыслях и разговорах все чаще начинает преобладать тема об этом объекте.

Так почему же даже достаточно информированные о вреде наркотиков люди начинают пробовать их? А далее – и циклично употреблять? Причина чаще одна и широка – человек просто не доволен своей жизнью. Люди, раз попробовавшие наркотики и оценив на себе их воздействие, стараются вернуть то состояние, которое сопровождало их после употребления. Это вспышки эйфории, чувство счастья и удовлетворенности. Пробуя в очередной раз, он не задумывается о последствиях, а получая ту же дозу, что и в прошлый, оказывается, что этого недостаточно, и он начинает её [дозу] повышать. Если ранее была социальная зависимость, когда субъект находится в окружении тех, кто положительно или нейтрально относится к наркотикам или другим видам химической аддикции, или тех, кто даже употребляет. Следом возникает психологическая зависимость – субъект употребляет подобные вещества, чтобы вернуть состояние, при котором он чувствовал удовлетворение. Физическая зависимость проявляется в повышении дозировки наркотиков и постоянном желании употребить их.

Возможные стадии формирования наркотической зависимости:

  1. Изначально под влиянием дворовой компании и различных молодёжных субкультур происходит «теоретическое» знакомство с наркотиками. Далее – «практическое», то есть употребление. На этой стадии сохраняется определенный контроль и положительные эмоции на фоне цикличного употребления.

  2. Психологическая зависимость. Устойчиво формируется ритм употребления, так как объект действительно помогает улучшать психоэмоциональное состояние на короткий промежуток времени. Здесь же усиливаются дезадаптивные и антисоциальные формы и стереотипы поведения одновременно с привыканием ко все большим дозировкам.

  3. Стадия физической зависимости. Выраженная социальная дезадаптация, сопровождающаяся учащением ритма употребления при максимальных дозах. Сниженная или полная невозможность контроля над собой. Наркотики больше не приносят удовольствия, а употребляются субъектом для избегания страданий или боли.

  4. В конечном итоге – абсолютная изоляция в социуме или необратимые случаи (суицид, передозировка) [4].

Инфантильность часто встречается при характеристике людей, употребляющих наркотики. Почему же это частое явление? Оказывается, истоки лежат у родительского порога. Гиперопека, как и гипоопека со стороны родителей не дают им развиваться соответствующим образом [3].

Основными психологическими причинами наркомании являются:

  • проблемы в семье.

Гипер и гипоопека, то есть чрезмерно высокое внимание к ребенку, и, наоборот, абсолютное его отсутствие. Оба фактора способны повлиять на то, что подросток обратится к наркотикам за утешением. Именно семья должна объяснить ребенку про вред алкоголя, сигарет и наркотиков, так как недостаточное информирование в этой области тоже способны повлиять на заинтересованность и любопытство ребенка в употреблении ПАВ.

  • любопытство.

Каждый, кто впервые пробует наркотики, думает, что с ним ничего не случится и зависимость обойдет его стороной. Или же утешают себя мыслями, что это «только на один раз». Любопытство может возникнуть и в результате дезинформации, и от посторонних с помощью внушения.

  • желание достижения успеха в интеллектуальном и творческом развитии.

Чаще всего встречается среди образованных людей, которые думают, что наркотики – путь к расширению кругозора и лучшему видению мира, помощь в новых открытиях.

  • нежелание признавать общественные и семейные устои.

Юношеский максимализм не позволяет подчиниться законам общества, семьи и государства. Характеризуется внутренней недисциплинированностью, слабым самоконтролем и отсутствием ответственности за свое поведение.

  • внутренние конфликты.

  • неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем.

  • желание быть похожим на кумиров, на сверстников; повысить свою популярность в компании и выглядеть лучше в глазах окружающих и себя; поддержать общение.

  • плохое окружение, дурная компания; незаинтересованность в здоровых увлечениях.

Кроме отмеченных, социальными причинами наркомании могут являться и такие проблемы государства, как:

  • ценностный кризис в современном обществе;

  • проблема влияние культуры Запада;

  • отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения;

  • недостаточность системы организаций для подростков и клубов по интересам;

  • недостаточная пропаганда здорового образа жизни [5].

Нами было проведено 2 опроса для выявления психологических и социальных причин наркомании. Опрос проводился среди студентов 1-4 курсов и учащихся старших классов. В первом опросе участвовало 88 респондентов. В итоге были выявлены следующие результаты:

«Психологические причины наркомании»

  • проблемы в семье – 15,90 %

  • любопытство – 18,18 %

  • желание достижения успеха в интеллектуальном и творческом развитии – 2,27 %

  • нежелание признавать общественные и семейные устои – 5,68 %

  • внутренние конфликты – 7,95 %

  • неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем – 19,31 %

  • желание быть похожим на кумиров, на сверстников; повысить свою популярность в компании и выглядеть лучше в глазах окружающих и себя; поддержать общение – 13,63 %

  • плохое окружение, дурная компания; незаинтересованность в здоровых увлечениях – 17,04 %

«Социальные причины наркомании». Количество респондентов – 50.

  • ценностный кризис в современном обществе – 22 %

  • проблема влияние культуры Запада – 18%

  • отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения – 30 %

  • недостаточность системы организаций для подростков и клубов по интересам – 16 %

  • недостаточная пропаганда здорового образа жизни – 14%

Таким образом, среди психологических причин наркомании лидирующую позицию занимает вариант «неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем», набравшее 19,31% из 100%. Среди социальных – «отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения» с 30%.

Исходя из результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что подростки чаще всего пробуют наркотики из неудовлетворения самим собой, скуки и неуверенности в своем будущем, а способствуют этому отсутствие цензуры в СМИ и скрытая пропаганда аморального поведения.

Список источников:

  1. http://www.neboleem.net/narkomaniya.php

  2. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, – 288 с.

  3. http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/whynarko.htm

  4. http://www.satory-rnc.ru/biblioteka/statji/kto-chasche-stanovitsya-narkomanom.html

  5. http://prozavisimost.ru/narkomaniya/prichiny-narkomanii.html

Просмотров работы: 1396