Наркомания – это употребление человеком наркотических веществ, от которых он впадает в зависимость и испытывает непреодолимое влечение к наркотикам.
Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка [1].
Подросток, имеющий зависимость, безоговорочно дезадаптируется. Дезадаптация – это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [2].
Дезадаптация является средним звеном статуса личности в обществе. Социализация означает успешную адаптацию личности в социуме, реализацию им своих способностей и возможностей, удовлетворение потребностей. Когда человека что-то не устраивает в своей жизни, если у него возникают проблемы, или же он считает свою жизнь скучной и недостаточно насыщенной, он прибегает к различным решениям этих проблем. Одни в этом случае начинают вливаться в социально активную жизнь, другие – активно саморазвиваться, а у третьих возникают социально неодобряемые интересы и формируются вредные привычки. Ими могут являться правонарушения, кражи, вандализм с целью получения «адреналина». Крайними проявлениями можно считать угрозу для жизни окружающих людей и самого субъекта – преступления насильственного характера, употребление «тяжелых» наркотических веществ, суицид. И именно здесь начинается дезадаптация. Если уже здесь не вернуть человека к прежней жизни и не помочь ему найти иной способ самовыражения и сублимации энергии, субъект переходит к третьей, крайней стадии – изоляции. Его перестают воспринимать как личность, не считают его достойным уважения и стараются избегать каких-либо контактов с этим человеком.
Субъект, проявляющий отклоняющееся от социально принятых норм поведение, вызывает негативную оценку со стороны общества, а это может приводить к стигматизации личности – навешиванию социальных ярлыков.
Зависимое поведение – одна из форм девиантного поведения. В широком смысле «зависимость» трактуется как «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения».
Основными и распространенными объектами зависимости являются:
алкоголь, ПАВ (психоактивные вещества). Алкоголь и ПАВ относятся к химической форме зависимости. Сюда же относятся курение, лекарственная зависимость, токсикомания;
пища. Человек переедая, голодая, оказываясь от еды, формирует у себя зависимость;
секс. Сюда относятся такие аддикции, как фетишизм, эксгибиционизм, некрофилия, садомазохизм, зоофилия;
религия. Религиозный фанатизм, вовлеченность в какую-либо секту;
игры (гэмблинг – игровая зависимость).
Известно, что аддикции (зависимости) не появляются сами собой. Им предшествуют различные факторы. Это и проблемы в семье, и подражание авторитетам, и, конечно, интерес и проверка себя. Подростки отличаются активным изучением себя и своего внутреннего мира. Им сложно понять себя, свое поведение и свои чувства. Они хотят узнать, на что они способны и насколько они сильны. Пробуя наркотики, большинство думают, что зависимость – это не про них, что они достаточно сильны, чтобы сказать себе «нет». Подростки уверены, что зависимость их не коснется, потому что у них «сильный самоконтроль». В этот период у них устанавливается сверхценное эмоционального отношения к объекту зависимости. В мыслях и разговорах все чаще начинает преобладать тема об этом объекте.
Так почему же даже достаточно информированные о вреде наркотиков люди начинают пробовать их? А далее – и циклично употреблять? Причина чаще одна и широка – человек просто не доволен своей жизнью. Люди, раз попробовавшие наркотики и оценив на себе их воздействие, стараются вернуть то состояние, которое сопровождало их после употребления. Это вспышки эйфории, чувство счастья и удовлетворенности. Пробуя в очередной раз, он не задумывается о последствиях, а получая ту же дозу, что и в прошлый, оказывается, что этого недостаточно, и он начинает её [дозу] повышать. Если ранее была социальная зависимость, когда субъект находится в окружении тех, кто положительно или нейтрально относится к наркотикам или другим видам химической аддикции, или тех, кто даже употребляет. Следом возникает психологическая зависимость – субъект употребляет подобные вещества, чтобы вернуть состояние, при котором он чувствовал удовлетворение. Физическая зависимость проявляется в повышении дозировки наркотиков и постоянном желании употребить их.
Возможные стадии формирования наркотической зависимости:
Изначально под влиянием дворовой компании и различных молодёжных субкультур происходит «теоретическое» знакомство с наркотиками. Далее – «практическое», то есть употребление. На этой стадии сохраняется определенный контроль и положительные эмоции на фоне цикличного употребления.
Психологическая зависимость. Устойчиво формируется ритм употребления, так как объект действительно помогает улучшать психоэмоциональное состояние на короткий промежуток времени. Здесь же усиливаются дезадаптивные и антисоциальные формы и стереотипы поведения одновременно с привыканием ко все большим дозировкам.
Стадия физической зависимости. Выраженная социальная дезадаптация, сопровождающаяся учащением ритма употребления при максимальных дозах. Сниженная или полная невозможность контроля над собой. Наркотики больше не приносят удовольствия, а употребляются субъектом для избегания страданий или боли.
В конечном итоге – абсолютная изоляция в социуме или необратимые случаи (суицид, передозировка) [4].
Инфантильность часто встречается при характеристике людей, употребляющих наркотики. Почему же это частое явление? Оказывается, истоки лежат у родительского порога. Гиперопека, как и гипоопека со стороны родителей не дают им развиваться соответствующим образом [3].
Основными психологическими причинами наркомании являются:
проблемы в семье.
Гипер и гипоопека, то есть чрезмерно высокое внимание к ребенку, и, наоборот, абсолютное его отсутствие. Оба фактора способны повлиять на то, что подросток обратится к наркотикам за утешением. Именно семья должна объяснить ребенку про вред алкоголя, сигарет и наркотиков, так как недостаточное информирование в этой области тоже способны повлиять на заинтересованность и любопытство ребенка в употреблении ПАВ.
любопытство.
Каждый, кто впервые пробует наркотики, думает, что с ним ничего не случится и зависимость обойдет его стороной. Или же утешают себя мыслями, что это «только на один раз». Любопытство может возникнуть и в результате дезинформации, и от посторонних с помощью внушения.
желание достижения успеха в интеллектуальном и творческом развитии.
Чаще всего встречается среди образованных людей, которые думают, что наркотики – путь к расширению кругозора и лучшему видению мира, помощь в новых открытиях.
нежелание признавать общественные и семейные устои.
Юношеский максимализм не позволяет подчиниться законам общества, семьи и государства. Характеризуется внутренней недисциплинированностью, слабым самоконтролем и отсутствием ответственности за свое поведение.
внутренние конфликты.
неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем.
желание быть похожим на кумиров, на сверстников; повысить свою популярность в компании и выглядеть лучше в глазах окружающих и себя; поддержать общение.
плохое окружение, дурная компания; незаинтересованность в здоровых увлечениях.
Кроме отмеченных, социальными причинами наркомании могут являться и такие проблемы государства, как:
ценностный кризис в современном обществе;
проблема влияние культуры Запада;
отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения;
недостаточность системы организаций для подростков и клубов по интересам;
недостаточная пропаганда здорового образа жизни [5].
Нами было проведено 2 опроса для выявления психологических и социальных причин наркомании. Опрос проводился среди студентов 1-4 курсов и учащихся старших классов. В первом опросе участвовало 88 респондентов. В итоге были выявлены следующие результаты:
«Психологические причины наркомании»
проблемы в семье – 15,90 %
любопытство – 18,18 %
желание достижения успеха в интеллектуальном и творческом развитии – 2,27 %
нежелание признавать общественные и семейные устои – 5,68 %
внутренние конфликты – 7,95 %
неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем – 19,31 %
желание быть похожим на кумиров, на сверстников; повысить свою популярность в компании и выглядеть лучше в глазах окружающих и себя; поддержать общение – 13,63 %
плохое окружение, дурная компания; незаинтересованность в здоровых увлечениях – 17,04 %
«Социальные причины наркомании». Количество респондентов – 50.
ценностный кризис в современном обществе – 22 %
проблема влияние культуры Запада – 18%
отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения – 30 %
недостаточность системы организаций для подростков и клубов по интересам – 16 %
недостаточная пропаганда здорового образа жизни – 14%
Таким образом, среди психологических причин наркомании лидирующую позицию занимает вариант «неудовлетворение своей жизнью, собой; скучное или бесполезное времяпрепровождение; страх; ощущение несчастья и неполноценности; неуверенность в своем будущем», набравшее 19,31% из 100%. Среди социальных – «отсутствие цензуры в средствах массовой информации, реклама асоциальности; скрытая пропаганда аморального поведения» с 30%.
Исходя из результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что подростки чаще всего пробуют наркотики из неудовлетворения самим собой, скуки и неуверенности в своем будущем, а способствуют этому отсутствие цензуры в СМИ и скрытая пропаганда аморального поведения.
Список источников:
http://www.neboleem.net/narkomaniya.php
Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, – 288 с.
http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/whynarko.htm
http://www.satory-rnc.ru/biblioteka/statji/kto-chasche-stanovitsya-narkomanom.html
http://prozavisimost.ru/narkomaniya/prichiny-narkomanii.html