АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОРОДСКОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОРОДСКОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

Сухова В.И. 1, Александровская Л.А. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт ДГАУ Новочеркасск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время город, выступая как сложный экономико-географический, культурный, инженерно-строительный и архитектурный комплексы, является многоплановым социальным механизмом. Характерной чертой городов является концентрация на ограниченной территории практически всех видов человеческой деятельности. Также город выступает как сложный производственно - территориальный комплекс, призванный решать определённые хозяйственные задачи в системе общественного разделения труда. Поэтому основной экономической функцией города следует понимать обеспечение условий для эффективной деятельности предприятий, расположенных на его территории, а основной социальной функцией - создание наиболее благоприятных условий для оптимального режима социального и демографического воспроизводства[2]. 

Выделяют несколько подходов к выделению структурных уровней городской территории (рис.1):

Рисунок 1- Структурные уровни городской территории (разработано автором)

На основании выше приведенных подходов структурного эффективного механизма городской среды в соответствии со структурой общества в целом, можно сформулировать дополнительные подходы к выделению подструктур городской среды.

К специфической особенности земельных ресурсов относится качество их «многослойности». Земля может выступать как трехмерный объект, когда положение участков может быть определено естественными или воображаемыми точками, установленными относительно земной поверхности. Права на пространственный базис и на любое материальное содержание в этом случае выделены в особый правовой статус. Такой подход делает возможным деление земли на вертикальные зоны, что многократно повышает общественное значение земельных ресурсов.

Земля в городе не является средством производства, но она есть одна из главных частей сложной поселенческой системы с её многочисленным населением, промышленной и инфраструктурной зонами. Как правило, города не богаты землей, хотя земельные резервы чаще всего имеются. К их числу относят территории, занятые вредными промышленными предприятиями, нуждающимися в выводе за его пределы; участки несостоявшегося объекта строительства; занятые территории, размеры которых не оправданы производственной необходимостью и т. д. Другими словами, в городах существует огромная проблема настоятельной необходимости повышения уровня эколого-экономической и социальной эффективностей[1].

Обеспечение необходимого уровня условий проживания является одной из первоочередных задач руководства города. Оно может быть эффективным лишь в случае органичной работы механизмов рыночного регулирования, при наличии тенденций к повышению доходности и снижению себестоимости. В конечном итоге, именно рынок недвижимости формирует и перестраивает города, поскольку именно рыночные сигналы (такие, как потребительский спрос) определяют политику инвесторов, учитывающую факторы риска. Проводимая политика позволяет рынку перестраивать города с учетом экономической целесообразности, но городские власти должны создать оптимальные условия, стимулирующие их деятельность, путем разработки адекватной нормативной базы.

Помимо механизмов предоставления земель, важно обеспечить систему стимулов к эффективному использованию городской недвижимости. Не секрет, что сегодня во многих городах лучшие земли заняты промышленными зонами, тогда как жилые районы находятся в отдаленных от центра местах. Это приводит к ухудшению экологической ситуации, удорожанию городской инфраструктуры. Такая система землепользования сложилась в результате того, что отсутствовала взаимосвязь платы за земельные ресурсы с реальной ценностью земель, их пригодностью для более эффективного использования[4].

Сегодня, становится,очевидно, что необходимо определять стратегические направления развития городов таким образом, чтобы развивающиеся рынки земли формировали планирование, строительство и перестройку города. Органы городского управления должны существенно пересмотреть свою роль, перейдя от функции прямого планирования городской инфраструктуры к функции создания условий, способствующих эффективной работе рыночных механизмов.

В системе платного использования земли рыночные отношения играют главную роль, но при этом роль государства в регулировании ими своего значения не теряет. Оптимальное сочетание элементов планирования и рыночного саморегулирования в современных земельных отношениях основано на правильном землепользовании основных принципов формирования, изъятии земельных участков, распределении и использовании ренты земли. Роль ренты в городском использовании земли чаще всего в полной мере не оценивается, особенно в условиях перехода, при сложившихся отношениях собственности. Это касается не только проблемы введения частной собственности на земельные участки и некоторых особенностей принципа приватизации, но и разграничения собственности на землю между федеральной властью РФ, субъектами федерации и муниципальными властями РФ.

Плата за землю направлена на решение главной проблемы рационального и эффективного использования земли. В условиях командной экономики, когда земельные ресурсы находились государственной в собственности и для конкретных пользователей были бесплатными, наблюдалась тенденция к экстенсивному землепользованию.

Одной из задач введения платы за землю является финансирование развития городской инфраструктуры. Это решение считается логически обоснованным с точки зрения экономики. Наличие, количество и качество инфраструктуры главным образом сказывается в повышении стоимости земельных участков и объектов недвижимости. Поэтому именно их налогообложение для целей финансирования строительства объектов инфраструктуры является наиболее обоснованным и логически правильным.

Так как в настоящий момент стоимость земли в значительной степени зависит от наличия, количества и качества инфраструктуры (дорожной сети, инженерных коммуникаций, транспорта, общеобразовательных учреждений и т.п.), то дифференцированное налогообложение земли позволит в значительной мере оплачивать общественные блага в соответствии с их потреблением.

Распределение предприятий и организаций на городской территории крайне неравномерно, и часто установленный на них размер земельного налога, не соответствует стоимости занимаемого земельного участка и величине дифференциальной земельной ренты. В результате чего некоторые предприятия перегружены земельными платежами сверх допустимой нормы, в связи, с чем вынуждены снижать из-за этого налоговые и социальные выплаты. А другие предприятия наряду с этим получают всякого рода дотации, компенсации и выплаты из городского бюджета, по крайней мере, дифференциальную земельную ренту, капитализированную в занимаемом ими земельном участке. Причём, такие дотации и компенсации лишь на некотором малом промежутке времени могут оказаться благом для предприятия, поскольку это в главной мере нарушает принципы рыночной конкуренции, дезориентирует само предприятие и подрывает позиции добросовестных конкурентов.

Результатом этого является упрощённое отношение к городским земельным ресурсам. Общая стоимость затрат, необходимых для воспроизводства всего вида городской инфраструктуры либо вообще неизвестна, либо известна весьма приблизительно, и подобные расчёты дают, как правило, существенно завышенные результаты. Если учесть сложности и нестыковки земельной и коммунальной реформы в городах, и проблемы формирования нормативов коммунальных платежей в частности, а также проблемы повышения эффективности городских коммунальных служб, то эти макроэкономические перекосы проявятся в полной мере. К нашему сожалению, и методические рекомендации государственной кадастровой оценки земель поселений разработаны таким образом, что не дают даже приблизительных ответов на эти важнейшие для управления городом вопросы[3].

В этой связи необходимо научиться дифференцировать основные характеристики городских земельных ресурсов, придать этому понятию современное и развёрнутое экономическое содержание. Только на этой основе возможно создание современной системы управления земельными участками и налаживание всей системы городских земельных финансов. В плановой экономике создание и воспроизводство земельно - имущественных активов производилось за счёт средств государственного бюджета, а сами активы существовали только в натуральной форме. С переходом к рыночной экономике эта система фактически сохранилась, только центр тяжести бюджетного финансирования был перенесён на городские бюджеты, а несбалансированность городской экономики в рыночных условиях стала проявляться всё более ярко, приостанавливая другие процессы реформирования.

Развитие рыночных земельных отношений в переходных условиях должно способствовать формированию и воспроизводству полноценных финансовых активов предприятий и граждан, в том числе и преобразованию земельно-имущественных активов из натуральной формы, унаследованной от плановой экономики, в финансовую форму.

В связи, с чем в конечном итоге можно сделать вывод о том, что для успешного и эффективного развития земельных отношений в городских условиях необходимо решить проблему оценки земли и введения рационального налогообложения. Налогообложение должно быть основано на рыночных принципах, что поставит всех землевладельцев и землепользователей в равные экономические условия по отношению к земле, как платному ресурсу[3].

Литература

1.Зеленов Л. А. Социология города : учеб.пособие/ Л.А.Зеленов – М.: «Владос» 2007. – 282 с.

2.Мойсов В. В. Жизненное пространство крупного города как базовая категория для разработки концепции его устойчивого развития : учеб.пособие / В.В. Мойсов.- М.: «Волгоград»2002. -163 с.

3.Прядко И.А. Экономический механизм обоснования экологически устойчивого развития городских территорий /монография/И.А.Прядко-М.:. «Ростиздат» 2009.- 144 с.

4. Александровская Л.А. Модель интегрально-статистической оценки природоохранных технологий// В сборнике: Мелиорация и водное хозяйство. Современные проблемы мелиораций земель и пути их решения Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения академика РАСХН Б.Б. Шумакова (Шумаковские чтения). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новочеркасская государственная мелиоративная академия", ФГБНУ "Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации". 2013. С. 168-172.

Просмотров работы: 736