Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнёров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия [6]. В энциклопедическом словаре говорится, что компетенция (лат. competentia) –это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющие ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Понятие «компетентность» характеризует субъективную составляющую профессии, описывая качественные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Компетентность - рассматривают как совокупность профессиональных свойств (Л.И. Анцыферова), и как умение объединять знания и навыки для решения проблемы (Д. Вейлланд), и как жизнедеятельность человека или успешное действие в ситуации общения (И.А. Зимняя), и как опыт индивидуальный стиль деятельности (Э. Ф. Зеер), и как обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, необходимых для продуктивной деятельности (А. В. Хуторовский), и как психическое новообразование личности (Н. В. Яковлева).
Коммуникативные знания - это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средства коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о возможности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми, коллегами, руководителем и подчиненными ). Коммуникативные умения - это умения понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умения выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы, использовать вербальные и невербальные средства общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации;
осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Коммуникативная компетентность (искусство общения) – это знания и умения, позволяющие человеку добиваться своих целей в процессах общения. Коммуникативная компетентность позволяет легко вступать в межличностные контакты, а также выходить из них, направлять общение в нужное русло, т. е. управлять общением в соответствии со своими интересами. Очень важно подчеркнуть, что коммуникативный знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности должны проявлять у педагога в процессе всей его педагогической деятельности. Коммуникативная компетентность - это хорошее владение всеми средствами общения, умение ими пользоваться для достижения своих целей.
В соответствии с определенным в теории понятием коммуникативной компетентности мы будем понимать под ней ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
В дошкольной организации нашего детского сада нами был разработан перспективный план: повышения квалификации педагогов. Цель: развивать коммуникативную компетентность. В план мы включили следующие фломы работы:
семинары «Значение коммуникативной компетентности в педагогической деятельности воспитателя «Я -педагог»; «Виды общения и применение их в педагогической деятельности «язык жестов»;
круглый стол «Ты мне я тебе»;
тренинги «Тренинг»; «Речевая культура педагога «Предложение», «Конфликтные ситуации в коллективе и пути их решения. «Протяни руку»;
деловые игры «Общение педагога с родителями «Уроки вежливости»; «Говори правильно»;
семинар-практикум «Выявление проблем взаимодействия общения «Педагог-ребенок»;
консультации «Общение в жизни ребенка»
Таким образом, проанализированные нами способы развития коммуникативной компетентности, такие как проигрывание своего поведения, дискуссия, деловые и ролевые игры, групповая терапия, несомненно, оказывают значительное влияние на формирование коммуникативных умений. Но наибольшую ценность играет в этом случае тренинги общения, который, выступая методом активного социально-психологического обучения, позволяет не только формировать необходимые коммуникативные качества и умения, но и позволят использовать все перечисленные выше методы и способы в едином целостном процессе развития коммуникативной компетентности.
Литература
Левшина Н.И. Инновационные технологии и формы обучения в образовательном процессе вуза//Психолого-педагогические аспекты исследования проблем высшего образования: монография/под ред. О.В.Гневэк – Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015-222с. (С. 4-25)
Карпова Е.Г., Нагушева Л.Н., Сунцова О.С., Левшина Н.И. Культура речевого общения субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения // Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ. - Москва, 2015. с. 19-25.
Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие. – Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.
Крижанская, Ю.С. Грамматика общения. – Спб: Питер, 2005. –279 с.
Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузеучебное пособие / москва, 2015. (3-е издание, стереотипное).