Рентабельность производства представляет собой наиболее обобщающий, качественный показатель экономической эффективности производства, эффективности функционирования предприятия. Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с размерами средств, с помощью которых она образовалась (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения прибыли составляют цену продукции. И чем ниже эта цена, т.е. чем меньше израсходованных средств при той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а предприятие тогда имеет больший эффект.
Рентабельность производства характеризует эффективность деятельности предприятия в целом. Она может быть определена в двух модификациях:
Общая рентабельность производства:
Робщ = [Пвал / (ОФср + ОСср)]*100%,
где Робщ – общая рентабельность производства, %;
Пвал – сумма валовой прибыли, руб.;
ОФср – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
ОСср – среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.
Формула общей рентабельности производства показывает, что факторами её роста будут:
1. величина прибыли;
2. стоимость и эффективность использования основных фондов;
3. стоимость и эффективность использования оборотных средств.
2. Расчетная рентабельность производства:
Ррасч = [Пчист / (ОФср + ОСср)]*100%,
где Ррасч – расчетная рентабельность производства, %;
Пчист – сумма чистой прибыли, руб.;
ОФср – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;
ОСср – среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.
Основополагающим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. Поэтому установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
- факторы, носящие субъективный характер, зависящие от производителя продукции, так называемые «факторы внутреннего порядка»;
- факторы, являющиеся объективными, не зависящие от товаропроизводителей, факторы внешнего порядка.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства. Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции увеличивается количество продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, за счет того, что продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену [1].
К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов образует как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
Рассмотрим основные пути повышения рентабельности производства продукции.
Важным фактором путей повышения рентабельности любого предприятия в условиях рыночных отношений является работа по сбережению ресурсов. Это мероприятие сможет привести к снижению себестоимости производимой продукции и к снижению затрат, соответственно, к росту прибыли. Уменьшения затрат на производство продукции возможно за счет:
- снижения материалоемкости продукции, что достигается путем внедрения новых, наиболее экономичных конструкций;
- применение определенных технологий, направленных на сбережение ресурсов, современных форм амортизации, информационных технологий и малоотходных технологий;
- использование материалов определенных прогрессивных видов, снижение затрат по переработке, транспортировке и хранению материалов, повышение контроля по охране материалов, снижение потерь материалов;
- повышение производительности труда, создание и поддержание благоприятной обстановки в рабочем коллективе;
- эффективное использование оборудования, снижение затрат на основные средства путем ликвидации ненужных основных средств.
Кроме этого пути повышения рентабельности предусматривают:
- увеличение объемов реализации готовой продукции улучшенного качества;
- расширение объемов производства и деятельности предприятия в целом, его структурных подразделений;
- анализ номенклатуры продукции на предмет необходимости ее выпуска;
- поиски новых поставщиков на более выгодных условиях для закупки более дешевых материалов и сырья;
- улучшение политики сбыта, возможное снижение цен, разработка систем скидок и дисконтов для реализации запасов;
- поиски новых рынков сбыта благодаря маркетинговой политике;
- проведение различных акций, конкурсов, улучшение рекламы для продажи товаров потребителям;
- постоянное совершенствование методов работы на предприятии.
Таким образом, для каждого предприятия существуют свои пути повышения рентабельности, в том числе, снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение объемов ее реализации, повышение эффективности работы на предприятии, более рациональное использование необоротный и оборотных активов.
Библиографический список
Табурчак П.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 352 с.
Абрютина, М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 585 с.
Тертышник, М.И. Экономика предприятия. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 327 с.