ОАО «Пекарня» - один из крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий в Омске и Омской области. Предприятие выпускает разнообразную продукцию, отвечающую любым вкусам потребителей.
Основная задача компании направлена на постоянное улучшение условий и повышение производительности труда, расширение ассортимента продукции и улучшение ее качества. Для чего сегодня предприятие инвестирует средства в приобретение нового оборудования и реконструкцию устаревших мощностей. Используется передовой опыт зарубежных коллег. [1]
Основными показателями, характеризующими эффективность работы ОАО «Пекарня», являются финансовые результаты, которые представлены в таблице 1.
На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что выручка от реализации продукции ОАО «Пекарня» в 2014 году по сравнению с 2012 годом снизилась на 1751 тыс. руб. или на 6,38%. Это свидетельствует о спаде производства, которое является следствием снижения спроса на продукцию.
Таблица 1- Основные показатели деятельности предприятия ОАО «Пекарня»
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
27 435 |
22 909 |
25 684 |
Себестоимость, тыс.руб. |
- 23 294 |
- 20 814 |
- 25 433 |
Балансовая прибыль |
768 |
100 |
13 |
Фондоотдача |
0,6200 |
0,5382 |
0,6261 |
Фондоемкость |
1,6130 |
1,8579 |
1,5971 |
Фондорентабельность |
0,0174 |
0,0023 |
0,0003 |
Мат.ресурсы(З) |
43 722 |
51 748 |
55 560 |
материалоотдача |
0,6275 |
0,4427 |
0,4623 |
материалоемкость |
1,5937 |
2,2589 |
2,1632 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
768 |
100 |
13 |
Рентабельность продаж |
0,0280 |
0,0044 |
0,0005 |
Рентабельность капитала |
0,0139 |
0,0018 |
0,0002 |
Денежные средства, тыс.руб. |
218 |
198 |
641 |
Краткоср. финн. вложения, тыс.руб. |
- |
- |
- |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
2 246 |
1 980 |
1 731 |
Краткосрочные обязательства, тыс.руб. |
20 087 |
31 103 |
36 554 |
К-т абсолютной ликвидности |
0,0109 |
0,0064 |
0,0175 |
К-т промежуточной ликвидности |
0,1227 |
0,0700 |
0,0649 |
К-т текущей ликвидности |
2,2993 |
1,7338 |
1,5848 |
Также в динамике снизилась и себестоимость, так по состоянию на 2014 год, она снизилась на 2169 тыс.руб. по сравнению с 2012 годом. Это объясняется снижением цен на сырье в связи с высокой урожайностью зерновых в 2013 и 2014 годах. Поэтому прибыль от реализации продукции в 2014г. по сравнению с 2010г. снизилась на 755 тыс.руб. [5]
О снижении прибыли также можно узнать, рассчитав коэффициенты фондоотдачи и фондоемкости. Увеличение показателя фондоотдачи на 0,98%; и наоборот снижение обратного показателя – фондоемкости на 0,99%.
Коэффициент рентабельности 2014 года по сравнению с 2012 составил 1,79%.
Таким образом, рассчитав данные коэффициенты, видно, что в целом по предприятию наблюдается снижение объемов прибыли в 2014 году. Это происходит в основном из-за снижения спроса на продукцию.
Проанализируем ликвидность баланса ОАО «Пекарня» за последние три года.
Таблица 3 - Группировка активов и пассивов баланса ОАО «Пекарня» за 2014 год
Активы |
Пассивы |
Соотношения |
Платежный излишек или недостаток |
||
Группа |
На конец периода |
Группа |
На конец периода |
На конец периода |
На конец периода |
А1 |
641 |
П1 |
4404 |
641< 4404 |
-3763 |
А2 |
1731 |
П2 |
32150 |
1731< 32150 |
-30419 |
А3 |
55560 |
П3 |
9533 |
55560 > 9533 |
46027 |
А4 |
43452 |
П4 |
55297 |
43452< 55297 |
-11845 |
BA |
101384 |
ВР |
101381 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у предприятия ОАО «Пекарня» недостаточная ликвидность. Значит, предприятию необходимо увеличивать скорость продажи товарных запасов для покрытия выданных ей кредитов и займов. Важно отметить, что на протяжении трех лет наблюдается рост краткосрочных кредитов и займов и напротив уменьшение долгосрочных. Увеличение долгосрочных обязательств можно было бы рассматривать как положительный фактор, так как они приравниваются к собственному капиталу. Уменьшение же долгосрочных обязательств наряду с ростом краткосрочных может привести к ухудшению финансовой устойчивости предприятия. [4]
В заключение следует отметить, что данной организации для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности, ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской задолженности и прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и прочими кредиторами; следует составлять платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой – платежные обязательства на этот же период. Это поможет предприятию следить за поступлением и выбытием денежных средств.
Список используемой литературы.
Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев М. / Анализ финансово-хозяйственной деятельности. / Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2014.- 309 с.
В.В. Ковалев, О.Н. Волкова, М./ Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Проспект, 2012г.- 354 с.
Г.В. Савицкая, М. /Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / ИНФРА-М, 2013.- 546 с.
Баканов М. И. / «Экономический анализ в торговле». М.: «Финансы и статистика», 2011г.- 400 с.
Баканов М. И., Шеремет А. Д. / Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 416 с.