ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТАМИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТАМИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

Гусева Д.И. 1, Островская И.В. 1
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Реферат

В статье дан анализ предварительных результатов исследования психологических аспектов профессионального общении медицинской сестры с пациентами пластической хирургии.

Общение – чрезвычайно важный род деятельности медицинской сестры. Правильная позиция медсестры относительно видов общения и методов их коррекции с неизбежностью оказываются психогигиенической и психотерапевтической позицией.

Психология общения с пациентами – общая дисциплина, распространяющаяся на деятельность как врачей, так и сестер, суть которой составляют знания в области обращения, и центром которой является умение подойти к пациенту, найти ключ к его личности, путь к созданию контакта с ним [1].

В контексте общения медсестры и пациента есть обратная связь — это реакция пациента на поведение медсестры. Обратная связь призвана помочь медсестре понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.

Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у медсестры [2].

Нами начато исследование психологических аспектов в профессиональном общении медицинской сестры с пациентами пластической хирургии. Исследование проводится на базе клиники пластической хирургии «Артимеда» с августа 2015 года. В исследовании приняло участие 90 женщин в возрасте от 18 лет и старше. Ниже предоставлены выборочные промежуточные результаты исследования (рис. 1 - 5).

В настоящее время пластическая хирургия пропагандируется как средство для улучшения психоэмоционального состояния пациента, а пластический хирург сравнивается с психотерапевтом. Эстетическая операция в сознании большинства пациенток отождествляется со снятием комплексов и разрешением конфликтов, поэтому многие женщины пытаются решить свои психологические проблемы хирургическим путем, а причины неудовлетворенности объективно хорошими результатами операции являются следствием не реализации этих мотивов.

Изменение внешности, достигаемое при косметической операции, может лишь предоставить человеку дополнительные возможности гармонизации межличностных отношений и повышения качества жизни, но никак не отвечает за их реализацию [3].

Рис. 1 – Возраст респондентов.

Как видно из рис. 1, возраст женщин, делающих пластические операции, достаточно разнообразен.

Рис. 2 – Количество пластических операций.

Как видно из рис. 2, в основном респонденты делают по 1-2 операции.

Рис. 3 – Получение психологической поддержки.

Как видно из рис. 3, пациентки получают психологическую поддержку в основном от лечащего врача, медицинской сестры и сами себе помогают.

Психотерапевтическая роль медсестры очень велика, где бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт медсестер только создавался, они назывались сестрами милосердия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.

Рис. 4 Компетентность медицинской сестры

в оказании психологической помощи

Из рис. 4 видно, что пациенты пластической хирургии считают, что медицинская сестра компетентна в вопросах оказания психологической помощи пациенту. Этот факт говорит о том, что пациенты готовы принимать психологическую помощь от медицинской сестры.

Профессиональное общение медицинской сестры подразумевает психологический контакт с пациентом, но насколько эффективно это общение с точки зрения улучшения психологического состояния пациента и его скорейшего выздоровления? И поэтому, целью моего исследования является разработка методических рекомендаций для медицинских сестер клиник или отделений пластической хирургии и отделений реконструктивной хирургии для повышения эффективности профессионального общения.

Медицинская сестра, выполняя любую процедуру, обязательно влияет на больного, и не только «ловкостью рук», но и настроением своим, взглядом, словом, даже интонацией. Она может очень просто и ненавязчиво помочь ему, поддержать, утешить, успокоить или, наоборот, рассмешить, поднять настроение – и это тоже будет её вкладом в его выздоровление, возможно, не менее важным, чем сами процедуры [1].

Рис. 5 – Необходимость психологической помощи после операции.

Из рис. 5 видно, что половина пациентов считают, что психологическая помощь необходима по показаниям. Треть пациентов считают, что такая помощь необходима всем, без исключения, кто собирается делать пластические операции.

Несмотря на обилие западных исследований, посвященных проблемам недовольства образом тела и совершенствованию внешности хирургическим путем, обращает на себя внимание малочисленность отечественных работ по изучению психологических особенностей людей, обращающихся в эстетическую клинику.

Практически отсутствуют сравнительные исследования социально-психологических особенностей женщин, выбирающих хирургический и традиционный методы улучшения внешности, обеспокоенных по поводу своей внешности при отсутствии психических нарушений.

Очевидно, что недостаточно разработаны теоретические представления об основных направлениях психологической коррекции в системе комплексной реабилитации женщин в клиниках эстетической хирургии [3].

Применение психологических знаний в практике пластической хирургии становится все более актуальным. Рациональный предоперационный отбор с учетом психосоциальных аспектов изменения внешности, психологическая подготовка к операции и реадаптация с проведением психокоррекционной работы в послеоперационном периоде позволят достичь удовлетворенности пациентов, а, следовательно, успеха оперативного вмешательства и повышения качества жизни пациентов.

Выводы:

  1. Пациенты считают, что медицинская сестра компетентна в вопросах оказания психологической помощи пациенту до операции.

  2. Половина опрошенных считает, что психологическая помощь просто необходима всем пациентам именно после операции, треть опрошенных считает, что такая помощь нужна всем пациентам пластической хирургии в течение всего периоперационного периода.

  3. Разработка методических рекомендаций по профессиональному общению для медицинских сестер клиник или отделений пластической хирургии и отделений реконструктивной хирургии для использования в сестринской практике будет способствовать улучшению психологического состояния женщин, готовящихся или перенесших пластическую операцию.

Список использованных источников

  1. Зотова Г.И. Методические рекомендации «Общение с пациентом». - Борское. – 2001. – 51 с.

  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., Питер, 2002. – 1024 с.

  3. Сластенина В.В. Социально – психологические характеристики женщин, прибегающих к услугам эстетической хирургии. // Психология и педагогика. – 2007. – С. 205-208. // http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/ 303_205-208.pdf.

  4. Прикладная этика в здравоохранении: материалы и анализ клинических ситуаций // http://www.medsestre.ru/publ/info/122.

Просмотров работы: 1749