ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЯХ

Пашовкина О.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобальные изменения в деятельности ТНК теснейшим образом связаны с использованием современных методов и приемов международного финансового менеджмента. Актуальность изучения возможностей управления финансовыми потоками ТНК обусловлена положениями:- процесс финансовый глобализации охватил и Россию, экономика которой последовательно интегрируется в мировое хозяйство;- иностранные транснациональные корпорации сформировали в России устойчивую сеть дочерних предприятий, обеспечение потребностей населения значим и перспективен в долгосрочном периоде;- современный этап развития иностранного предпринимательства в России отличается значительной долей участия транснациональных корпораций в прямых иностранных инвестициях, способствующих масштабной и эффективной трансформации российской экономики;- формирующиеся российские транснациональные корпорации с сетью зарубежных дочерних предприятий нуждаются в создании гибкого аппарата международного финансового управления, использовании современной системы методов, приемов и инструментов финансового менеджмента.

В ТНК выделяют внутренние и внешние финансовые ресурсы. Данный методологический подход можно аргументировать как сложной структурой транснациональной компании с ее разнообразными функциональными элементами, иерархией и взаимосвязями, так и различиями в национальных условиях функционирования отдельных организаций, входящих в корпорацию.

Классификация внутренних финансовых ресурсов транснациональной корпорации может быть осуществлена по следующим признакам:

  • сфера формирования, в том числе производственный сегмент корпорации, отраслевой корпоративный сегмент;

  • механизм формирования - эмиссия акций, субординированный долг, корпоративные кредиты;

  • целевые установки – создание корпорации или ее подразделения; поддержание функционирования, развитие корпорации или ее подразделения.

Наиболее значительным и традиционным внутренним финансовым ресурсом транснациональных корпораций являются средства владельцев и совладельцев корпорации, формируемые в ходе эмиссии. Экономические субъекты, приобретающие акции корпорации, включаются в её систему как элементы со своими функциями и взаимосвязями. Сформировав основные фонды, акционерный капитал может значительно разнообразить свое использование, стать источником финансирования процессов расширения и развития корпорации, реализации ее социальной политики, инвестиций.

Финансовый менеджмент транснациональных корпораций активно использует специфический вид внутренних финансовых ресурсов, связанный с образованием внутрикорпоративных денежных потоков. Особенность заключается в том, что с точки зрения всей корпорации он практически не обеспечивает притока денежных средств, но с позиций отдельных элементов корпоративной структуры этот финансовый ресурс может быть весьма значительным и востребованным. Речь идет о дополнительных доходах, которые возникают вследствие разницы валютных курсов, налогообложения и финансовых ограничений в странах и регионах нахождения предприятий и их филиалов.

Причины формирования внутрикорпоративных перераспределительных денежных потоков могут быть связаны с функционированием и развитием самой корпорации. Потребности в дополнительных финансовых ресурсах за счет перераспределительных корпоративных денежных потоков могут возникнуть у отдельных подразделений корпорации в случае, если они несут дополнительные затраты на проведение делегированных им мероприятий по техническому, региональному, рыночному, социальному развитию ТНК.

Детальный классификационный анализ позволяет определить наиболее эффективные, востребованные, доступные и наиболее перспективные внешние финансовые ресурсы корпораций, их возможные сочетания и балансировки между собой и с внутренними финансовыми ресурсами. Классификационная схема внешних финансовых ресурсов транснациональной корпорации весьма разнообразна. Сфера их формирования охватывает международный и национальный кредитный рынок, международный и национальный фондовый рынок, страховой рынок, рынок производственных мощностей. Инструментами привлечения выступают кредиты, эмиссия корпоративных векселей, эмиссия корпоративных облигаций, страховые премии, инвестиционные доходы.

Внешние финансовые ресурсы ТНК могут быть классифицированы по их экономической сущности. В данном случае можно выделить ряд вариантов со своими методиками, инструментами, эффективностью.

Во-первых, внешние источники денежных средств корпорации могут быть финансовыми, кредитными и фондовыми. Первые - часто безвозмездны, но сложно управляются и активизируются только при соблюдении ряда специфических условий. Вторые и третьи предполагают их возвратность, срочность, платность, которые, в свою очередь, диверсифицированы в зависимости от механизмов и используемых инструментов их активизации.

Во-вторых, внешние финансовые ресурсы ТНК могут быть охарактеризованы как перераспределительные, заемные и привлеченные в зависимости от особенностей денежных потоков, лежащих в их основе, их направлений, мощности, побудительных мотивов участников.

Большое значение для эффективного финансового менеджмента в транснациональных корпорациях имеет классификационный подход, разделяющий внешние финансовые ресурсы по степени их активизации: основные, дополнительные и случайные внешние финансовые ресурсы, а также реально используемые и потенциальные.

В этой классификации особое значение имеют специфические региональные факторы, ограничивающие активизацию и использование внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций. Действие этих факторов, их направления и интенсивность зависят от природных условий и сырьевой базы, наличия и состава трудоспособного населения, а также социальных традиций, нормативных правил и ограничений в сфере финансов.

С позиций финансового менеджмента, оценки и управления внешними финансовыми ресурсами транснациональных корпораций большое значение имеет классификационный принцип, дифференцирующий ресурсы по денежным потокам погашения обязательств. Наиболее важен этот классификационный подход к внешним финансовым ресурсам, привлекаемым ТНК из кредитной и банковской системы.

Многие дочерние структуры транснациональных корпораций активно используют в качестве внешних финансовых ресурсов комплекс различных инструментов привлечения краткосрочных денежных средств для обеспечения ликвидности. Одним из таких эффективных инструментов является эмиссия так называемых евровекселей. Такие векселя обычно эмитируются сроком на один, три или шесть месяцев под плавающий процент, рассчитываемый на базе ставки LIBOR.

Помимо евровекселей принято активно использовать эмиссию европейских коммерческих бумаг. Однако цена таких ценных бумаг на рынке не может быть гарантирована заранее. Сроки действия европейских коммерческих бумаг варьируются, часто определяясь потребностями самих инвесторов.

Для привлечения внешних финансовых ресурсов в большей мере, чем для внутренних, целесообразно использовать брендовый инструмент. Бренд эффективной, стабильной, динамично развивающейся корпорации, грамотно построенный и правильно оформленный, не только способствует расширению сегментов рынка, росту объемов продаж и в итоге увеличению рентабельности, но и обеспечивает повышение ее привлекательности как объекта кредитных и портфельных инвестиций.

Высокие рейтинги ТНК, обладающих эффективными брендами, предопределяют более благоприятные оценки их кредитоспособности и, соответственно, большие лимиты кредитования, а также более объемное и быстрое размещение эмитируемых ими фондовых инструментов. Это - одно из важнейших направлений усилий менеджмента для воздействия на параметры внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций.

Таким образом, ключевой задачей финансового менеджмента является оптимизация условий привлечения финансовых ресурсов, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Выбор транснациональными компаниями той или иной схемы привлечения финансовых ресурсов определяется соотношением стоимости привлекаемых средств и рисками, которым подвергается компания при проведении данных операций.

Список использованной литературы:

1. Асаул А.Н., Павлов В.И., Бескиерь Ф.И., Мышко О.А. Менеджмент корпорации и корпоративное управление – М.: Гуманистика, 2011 – 347с.

2. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации – М.: Дело, 2008. - http://www.gurkov.ru/

3. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент теория и практика – 3-е издание. Проспект-Москва, 2013. – 1079с.

4. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях. Как побеждать в конкурентной борьбе. – М.: ТК Велби, 2008. - http://lib.kstu.kz/

5. http://journal.safbd.ru/

6.http://dis.ru/

Просмотров работы: 1544