ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Ожегова Ю.О. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе управления объектами недвижимости органами местного самоуправления все задачи реализуются через конкретные действия напрямую или косвенно. Прямое управление связано с изменением конкретных пространственных характеристик земельных участков, улучшение объектов инфраструктуры поселений, создание производственных и рекреационных центров, изменение состояния земель и имеет дискретный характер. Косвенное управление осуществляют постоянно, оно определяет ограничение в использовании земли, путем создания нормативно-правовой базы.

Основная цель управления объектами недвижимости - это развитие экономики с целью увеличения национального богатства и повышения уровня жизни людей. Одним из инструментов позволяющим обеспечить данную возможность служит система, состоящая из государственного кадастра и регистрации прав на объекты недвижимости [1, 3]. Кадастр недвижимости и реестр прав - это государственная информационная система и инструмент обеспечить развитие рынка и оборота недвижимости, а также функционирование системы имущественных платежей [2]. Немаловажной задачей государственного кадастра недвижимости является проведение государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов [5].

Для эффективного управления муниципальным имуществом и развития рынка и оборота недвижимости необходимо располагать достоверной и надежной информацией - свойствах и стоимости муниципальных земельно-имущественных комплексов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема использования информации для целей управления

Для эффективного управления недвижимым имуществом необходимо иметь информацию, характеризующую: данные о вещных правах, обеспечивающие защиту этих прав; сведения о стоимости, позволяющие осуществлять эффективное налогообложение имущества и возмещения их стоимости при изъятии; информацию о разрешенном использовании и функциональном назначении, служащие основой для принятия решений, направленных на оптимизацию территориального планирования [8].

Государственный кадастр недвижимости в решении вышеперечисленных задач выполняетправовую, учетную и фискальную функцию в отношении земельных ресурсов – главного богатства страны. Для органов местного самоуправления объекты недвижимости имеют немаловажное значение, так как являются основным средством производства и объектом поступления финансовых средств за счет инвестиционных вложений, имущественных платежей, совершения сделок, а так же залоговых операций.

Под эффективностью государственного кадастра недвижимости следует понимать проведение определенного количества учетных кадастровых действий, которые обеспечивают повышение качества и объем использования информационных ресурсов кадастра. Результатом кадастровых действий, выраженном в относительных или абсолютных показателях, является эффект государственного кадастра недвижимости.

Эффективность и эффект ведения государственного кадастра недвижимости можно разделить на четыре составляющих: организационную, экономическую, социальную и экологическую (рисунок 2).

Рисунок 2 – Виды эффективности ведения ГКН

В ходе проведённых исследований на основании анализа официальных документов и статистических материалов была проведена оценка эффективности использования кадастровых информационных ресурсов на территории муниципальных образований Ставропольского края.

Организационная эффективность кадастра недвижимости отражает эффективность процесса планирования и формирования технологического процесса [4, 7]. На сегодняшний день филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю предоставляется достаточно широкий перечень услуг, которыми могут воспользоваться любые заинтересованные лица и органы муниципальной власти. Отличительной особенностью ведения государственного кадастра недвижимости в регионе является возможность одновременной подачи документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав в режиме «Единого окна» по системе «Регистрация-Кадастр». Данный вид услуги предоставляется также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Филиал Росреестра по Ставропольскому краю занимается продвижение электронных сервисов и в полной мере исполняет нормативы предусмотренные «Дорожной картой», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 г. № 2236-р в части минимизации бумажного документооборота и перевода услуг преимущественно в электронный вид.

Сегодня по принципу «Единого окна», в том числе экстерриториально, в Ставропольском крае можно получить услуги кадастровой палаты в 26 многофункциональных центрах, в г. Ставрополе, г. Кисловодске, г. Изобильном, г. Новоалександровске, г. Ессентуки, г. Буденновске, г. Георгиевске, г.Светлограде, г. Пятигорске, г. Благодарном ,г. Михайловске, г. Нефтекумске, г. Новопавловске, г. Ипатово, г. Зеленокумске, г. Минеральные Воды, в с. Левокумском, с. Новоселицком, с. Красногвардейском, с. Донском, с. Арзгир, с. Кочубеевское и в ст. Ессентукской и в более 181 удаленном рабочем месте.

Организационная эффективность ведения государственного кадастра недвижимости обеспечивает общенациональную и индивидуальнаю социальную эффективность.

В первом результатом упрощенного получения услуг Росреестра является создание многообразных субъектов земельных отношений общества и отдельного физического или юридического лица и охрана их прав, как следствие увеличение оборота недвижимости.

Во втором случае социальная эффективность кадастра обеспечивает высокий уровень удовлетворения потребностей в кадастровой информации и услуг на потребительском рынке: минимизацию времени, затрачиваемого потребителями на получение информации и услуг; высокое качество обслуживания.

Экологическая эффективность кадастра недвижимости характеризуется уровнем использования земельных и природных ресурсов, контролем за соблюдением законодательства на основе кадастровой информации [6].

Критерии экологической эффективности это предотвращение ухудшения природной и антропогенной среды, увеличение продолжительности жизни людей, снижение заболеваемости.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю за 2015 г. выявлено 2 039 нарушений законодательства. По результатам судебных разбирательств привлечено 1234 юридических, должностных и физических лиц наложено 12 502,63 тыс. руб. административных штрафов, взыскано в добровольном и принудительном порядке штрафов на сумму 6 915,62 тыс. руб.

Кроме того, по результатам проведенных проверок государственными инспекторами по использованию и охране земель выдано 1 364 предписания об устранении нарушений земельного законодательства. Снижение объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве и воде обеспечивается благодаря отлаженной работе государственных земельных инспекторов на основе кадастровой информации на ноябрь 2015 года в Ставропольском крае устранено 1 045 нарушений земельного законодательства.

Под экономическим эффектом государственного кадастра объектов недвижимости понимают результативность государственной и муниципальной деятельности по созданию и ведению системы кадастра и управлению муниципальным имуществом.

На основании данных государственного кадастрового ресурса за 2015 год право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном порядке на 757 объектов, что составляет 88 % от муниципальной собственности. Из 552 земельных участков, расположенных под муниципальными зданиями и сооружениями, подлежащих в соответствии с федеральным законодательством отнесению к собственности муниципального района. Таким образом бюджетная система муниципальных образований увеличится от использования имущества и земельных участков на 19 779,32тыс. руб. Кроме того с увеличением количества учтенных объектов недвижимости поступления в бюджет растут за счет сбора имущественных платежей.

За счет средств местного бюджета финансируется информационное обеспечение кадастра недвижимости на уровне района и города, эксплуатационные расходы по ведению кадастра на этом уровне, поквартальную опенку городских земель и другие кадастровые работы. Поскольку Государственный кадастр недвижимости - основной инструмент в решении вопросов местного значения и в реализации самой сущности местного самоуправления, целью ведения кадастра на уровне муниципального образования служит его комплексное организационно-техническое и социально-экономическое развитие.

Литература

1 Баронин С.А., Анчихров Е.А., Толстых Ю.О. Управление инвестиционным развитием комплексной жилой застройки территорий на основе систем кадастра недвижимости //Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 5-2 (38). С. 307a-312.

2 Бурнашова Ю.М. К вопросу об информационном взаимодействии государственного кадастра недвижимости с другими информационными системами //Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 1-2. С. 87-89.

3 Варламов А.А., Шаповалов Д.А. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом как информационная основа устойчивого экономического развития РФ //Власть. 2012. № 2. С. 69-73.

4 Ветошкин Д.Н. Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере ведения кадастра недвижимости путем организации государственно-частного партнерства //Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий). 2011. № 16-3. С. 66-74.

5 Зыкова Е.С. Государственный кадастр недвижимости – элемент эффективного управления земельными ресурсами или попытка реформирования государственного земельного кадастра //Стратегия устойчивого развития регионов России. 2010. № 2. С. 34-38.

6 Иванова Е.Н. Государственный кадастр недвижимости как источник экологической информации //Аграрное и земельное право. 2011. № 3. С. 64-70.

7 Лютых Ю.А. Государственный кадастр недвижимости как основа создания единого информационного пространства России //Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2012. № 10. С. 67-70.

8 Царенко А.А., Шмидт И.В. Спектр задач, решаемых в сфере управления сельскими территориями на основе фактических данных кадастра недвижимости //Естественные и технические науки. 2014. № 2 (70). С. 139-142.

Просмотров работы: 2480