МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Вольф Е.В. 1, Орлов А.А. 1
1Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ресурсы, человеческие потребности, способы организации производства и распределения готовой продукции составляет макроэкономическую среду деятельности бизнеса, функционирования государства и повседневной жизни индивидов. Задача предпринимателей заключается в том, чтобы создавать и (или) поддерживать наиболее эффективные компоненты, способствующие достижению максимального благосостояния предприятия. Чтобы понять, почему одни элементы оказывают положительное влияние на предпринимательство, а другие могут привести к неблагоприятным результатам, необходимо, прежде всего, разобраться в ключевых составляющих макроэкономического инструментария и определить основные индикаторы состояния макроэкономической среды.

Каждое предприятие функционирует в определенной среде. В рыночной экономике среда преимущественно и обеспечивает эффективность деятельности предприятия, даже в значительной степени детерминирует его существование. Именно поэтому анализ макроэкономической среды является актуальным, а его результаты становятся базой для формирования миссии, целей, выбора стратегий предприятий.

Цель исследования: раскрыть понятие и составляющие макроэкономической среды предприятия.

Для достижения указанной цели требуется решить ряд задач:

-раскрыть понятие макроэкономическая среда предприятия.

- охарактеризовать основные составляющие макроэкономической среды.

- исследовать влияние макросреды на предпринимательскую деятельность в аграрном секторе;

Макроэкономическая среда предпринимательства состоит из элементов-факторов непрямого действия, то есть они преимущественно прямо не связаны с конкретным предприятием, однако создают определенную благоприятную или неблагоприятную среду для его хозяйственной деятельности. При разработке хозяйственной деятельности следует учитывать влияние таких факторов макроэкономической среды предпринимательства как:

а) состояния экономики страны;

б) политико-правовых отношений;

в) эффективности государственного регулирования экономики;

г) уровня НТП;

д) уровня социального развития;

е) состояния культуры, ценностных ориентаций в обществе;

ё) действенности профсоюзов, партий и общественных организаций;

ж) демографии;

з) природных условий, экологии;

и) международного положения;

к) чрезвычайных обстоятельств, которым не могли предотвратить руководители (форс-мажорных)[1, с.42].

Предприятие не может повлиять на макроэкономическую среду, но оно должно хорошо ориентироваться в нем, следить за его изменениями и соответствующим образом реагировать на них. Если эти изменения могут создать для предприятия более благоприятные условия для производства или сбыта продукции, оно должно внести необходимые коррективы в тактику, а возможно, и в стратегию своей деятельности с тем, чтобы максимально воспользоваться выгодами, вытекающими из этих условий. Если же внешние силы макросреды несут в себе угрозу для предприятия, оно примет меры, чтобы предотвратить их действие или смягчить их негативное влияние.

Основными составляющими макроэкономической среды, которые в той или иной степени влияют на предприятия, являются: экономические, природно-экологические, информационные, научно-технические, политико-правовые, социально-культурные и международное окружения.

Рис.1-. Звенья макроэкономической среды предприятия

Экономическая среда является одним из ведущих звеньев макросреды, и характеризуется многими параметрами: уровнем инфляции или дефляции, степенью развития конкурентной среды, уровнем занятости, налоговой политикой, динамикой и соотношением цен на сельскохозяйственные и промышленные товары и прочее. В обобщенном виде экономическая среда может быть определена через покупательную способность населения. Доходы предпринимателя на стадии экономического подъема растут, цены на товары, в том числе сельскохозяйственные, становятся более доступными, сокращается безработица, растет объем продаж, активизируется инвестиционная деятельность. В условиях насыщенности рынка сельскохозяйственной продукцией рост покупательной способности населения являются сигналом для аграрных предприятий к увеличению производства, прежде всего дорогих высококачественных товаров. С этой целью они могут задействовать дополнительные ресурсы, снять с консервации часть земельных участков, применить новые достижения агрономической и зоотехнической науки для повышения урожайности культур и продуктивности животных[4, с.88].

В период экономического спада покупательная способность снижается как за счет уменьшения личных доходов работающих, так и через рост безработицы. При этом повышаются процентные ставки на кредит, сокращается инвестиционная деятельность, уменьшается объем продажи сельскохозяйственной продукции. За неэластичностью ценового спроса на экономическую среду это уменьшение происходит медленнее, чем на промышленные товары, но это не значит, что аграрные предприятия не должны реагировать на снижение покупательной способности населения. В зависимости от конкретных обстоятельств эта реакция может быть разной — от заблаговременного сокращения производства определенных видов продукции до нахождения новых рынков ее сбыта, в том числе и международных.

Природно-экологическая среда существенно влияет на характер производственной деятельности аграрных предприятий. Природно-экологическое влияние на эту деятельность усиливается с ростом дефицита отдельных видов сырья, удорожанием энергии, повышением требований к сохранению окружающей среды[2, с.66].

Информационная среда в условиях рыночных отношений и ускоренного развития научно-технического прогресса играет большую роль в своевременном обеспечении предприятий необходимой информацией о конъюнктуре рынка, новейших достижений в области техники, технологии и организации производства, состояния и тенденций развития мирового рынка. Понятно, что значение информационной среды еще более возрастает в условиях высокой конкуренции. Оно позволяет предприятиям быстро решать проблемы «узких мест» своей деятельности. Ведь нередко предприятиям экономически выгоднее купить определенную идею с готовым механизмом ее практической реализации, чем самостоятельно исследовать и разрабатывать ее.

Научно-техническая среда. Предприятиям нужно хорошо ориентироваться в изменениях, происходящих в данной среде, и благодаря этому принимать обоснованные решения о целесообразности и возможности внедрения в производство новых видов техники и новых технологий, обеспечивая, таким образом, конкурентоспособность своих товаров и высокую доходность от их реализации. Когда предприятие не будет реагировать на воздействие этого фактора, оно будет обречено на стагнацию и банкротство. Примером воздействия научно-технической среды является использование научных достижений в области биотехнологии, скажем, предприятие-производитель должно быть уверено, что приемлемые в производстве стимуляторы роста и развития животных, не повредят здоровью человека.

Политико-правовая среда включает в себя систему законов и других юридических актов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность, а также систему политико-правовых институтов, производящих эти правовые документы и контролируют их выполнение. Значительное место в формировании политико-правовой среды принадлежит политическим партиям, средствам массовой информации, другим влиятельным группам общественности, которые своей деятельностью оказывают опосредованное влияние на деятельность государственных учреждений и отдельных лиц, ограничивают свободу их действия или же способствуют принятию соответствующих решений.

Каждое предприятие должно быть хорошо знакомо с законодательством, которое регулирует предпринимательскую деятельность, поскольку его нарушение грозит штрафными санкциями вплоть до запрета заниматься производственной деятельностью вообще.

Социально-культурная среда формируется под воздействием демографических процессов и изменений культурно-образовательного уровня населения. В условиях дефицита продовольственных товаров, низкой покупательной способности значительной части населения этот фактор является малосущественным. Но при насыщенности рынка продовольственными товарами и ограниченного экспорта аграрные предприятия должны увеличивать объемы производства примерно такими же темпами, какими растет численность населения. В противном случае возможно нежелательное перепроизводство продукции или возникновения ее дефицита. В то же время аграрные предприятия должны будут учитывать изменения в структурных строениях населения по возрастным группам, а также изменения в культуре питания, поскольку они предопределяют ускоренный рост спроса на одни виды сельскохозяйственной продукции и уменьшение его на другие[3]. Например, со «старением» населения увеличивается спрос на овощи, фрукты и уменьшается — на высококалорийные продукты. С повышением благосостояния и культурного уровня населения изменяется его отношение к материалу, из которого изготавливаются ткани и одежду. Растет спрос на товары широкого потребления из натуральных тканей, что экономически заставляет аграрные предприятия увеличивать производство льна, конопли, шерсти. Распространение сердечнососудистых заболеваний приводит к уменьшению спроса на продукты питания с высоким содержанием холестерина и тому подобное. Нежелание предприятия изучать и учитывать эти «тонкости» воздействия социально-культурной среды грозит потерей позиций на рынке, сокращением объема производства и снижением его эффективности.

Международное окружение. Несомненно, все факторы макросреды оказывают влияние на организации, действующие на международном рынке, но многие из них могут оказывать не только косвенное, но и прямое воздействие на организации, действующие только на мировом рынке.

Существует несколько примеров международного окружения:

Экспорт. Самый обычный путь проникновения на международные рынки — экспорт продукции. Хотя организация, продолжая производить всю продукцию в стране, она может для координации экспорта сделать самостоятельную торговую фирму либо посредническую службу, которая будет облегчать решение сделок зарубежными клиентами. С расширением экспорта организация имеет возможность сделать экспортный отдел с управляющим по экспорту, имеющим отношение к среднему уровню в иерархии управления.

Лицензирование. Предприятие сможет реализовать лицензию на создание собственной продукции зарубежной фирмы, либо государству посредством соглашения о лицензионных платежах. Другими словами организация дает зарубежной фирме право на внедрение патентов, либо технологии в обмен на возмещение издержек в форме лицензионных платежей либо платы за сервисы.

Создание эффективной макроэкономической среды в России первоочередным требованием современности. Как показывают исследования, процессы становления и формирования предпринимательства в нашей стране происходят под воздействием многочисленных негативных внутренних и внешних факторов.

Список использованной литературы

  1. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика, 2011.-715с.

  2. Макросреда функционирования аграрных предприятий [Электронный ресурс]. – М., [20-]. – Режим доступа: http://orbook.ru/.

  3. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие / Попков В.П; Евстафьева Е.В СПб.: Питер, 2011.- 352 с.

  4. Розанова Н. М. Макроэкономика : учебник для магистров / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. - 813 с.

  5. Реформирование и адаптация предприятия к новым условиям хозяйствования [Электронный ресурс]. – М., [20-]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/.

Просмотров работы: 4492