ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В МЕХАНИЗМЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В МЕХАНИЗМЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Ленкова А.С. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе времени особую ценность приобретают вопросы религиозного воздействия на осужденных. Роль религии особо проявляется в исправительных учреждениях, где весьма актуальными являются вопросы переосмысления жизни, поиска истины, духовного очищения и перерождения. Еще с древних времен христианская церковь предпринимала меры по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений. Например, в Соборном уложении 1649 года упоминается, что главное основание преступности деяния- это нарушение церковных канонов и правил. Широко применялась практика проведения бесед священнослужителей с лицами, приговоренными к смерти, их исповедование и даже проводы до места совершения казни с целью укрепления духа и оказания моральной поддержки. Священнослужители регулярно посещали осужденных. Например, митрополит Никон часто совершал визиты к колодникам в черную палату, наделял их милостыней и утешением. Законодательство времен Петра I - артикулы, воинские уставы содержат составы преступлений, относящихся к церковному ведению. Во второй четверти XIX века в Санкт- Петербурге, столице Российской империи началось открытие храмов во всех пенитенциарных учреждениях. Более того, многие церкви в тюрьмах имели настолько хорошее оснащение, что администрация приняла решение разрешить их посещение обычным горожанам. Согласно циркуляру 1861 года арестантам и узникам при отсутствии церкви в исправительном учреждении разрешалось по согласованию с местной властью посещать приходские церкви под соответствующим надзором. Однако в 1917 году в период активизации законотворческого процесса духовная и благотворительная деятельность церкви была приостановлена, что было связано с процессом секуляризации церкви, запретом изучения религии во всех заведениях государственного типа, а также полное исключение религиозного элемента из системы воспитательного воздействия на осужденных.1

С целью недопущения проникновения религиозных элементов в пенитенциарную систему советскими властями создавались распределительные комиссии, в состав которых входили начальники тюрем, тюремные педагоги, начальники оперативных частей, руководители клубов самодеятельности. Однако, это не приостановило деятельности церкви, они продолжили свое существование, только уже в негласной скрытой форме. Священнослужители, не отступившиеся от веры и религиозных убеждений помещались в лагеря ГУЛАГа, где, находясь наравне с остальными осужденными, подавали им пример непоколебимого служения религиозному долгу. Исторический опыт воздействия религии на осужденных показывает какую значительную роль играла религия в нравственном и духовном исправлении осужденных. За многолетний период деятельности в исправительных учреждениях Русская Православная Церковь накопила огромный опыт по реализации социальной работы, ресоциализации осужденных. Данный опыт должен использоваться на современном этапе времени для достижения главной цели пенитенциарных учреждений- исправления осужденных.

За последние десять лет религия стала устойчивым явлением в местах лишения свободы. Статья 14 Уголовно-исполнительного кодекса является правовой базой для религиозной жизни осужденных к лишению свободы. В современной России сотрудничество уголовно-исполнительной системы и религиозных объединений стоится на договорной основе Численность религиозных организаций на территории уголовно-исполнительных учреждений в 2015 году составляет более 600. Деятельность религиозных организаций, которые осуществляют духовно-нравственное просвещение, религиозное образование осужденных нужно рассматривать, прежде всего, как важнейший этап ресоциализации осужденного, как неотъемлемую составляющую его исправления, в процессе которой происходит формирование мировозренческих установок.2

Удовлетворяя потребность осужденного в отправлении религиозных обрядов, священнослужитель, прежде всего, оказывают положительное воздействие на осужденных, на их внутренний мир, поведение, именно она является источником формирования нравственных убеждений и принципов. Так, например пенитенциарные системы государств-членов Европейского Союза активно взаимодействуют с конфессиями, миссионерскими организациями в тюрьмах. В Италии, Великобритании и Германии функционирует институт тюремного священства. Однако существуют и ограничения на деятельность религиозных организаций в пенитенциарных учреждениях. Например, в Казахстане с 2011 года согласно законодательству было запрещено проведение богослужений, церемоний, религиозных обрядов, собраний, а во Вьетнаме для осужденных введен запрет на общение со священнослужителями. На данном этапе времени пенитенциарная система нашей страны претерпевает ряд изменений, которые направлены на усиление гуманизации уголовно- исполнительной политики, что говорит о приоритетной роли религии в механизме исправления осужденных и о необходимости приобретения более устойчивого, системного характера, соответствия международным стандартам. Только при наличии тесной связи уголовно- исполнительных учреждений и религиозных организаций можно добиться наибольших результатов в достижении общественно полезных целей.

В местах лишения свободы, где оказываются люди, совершившие преступление под воздействием различных жизненных факторов, наиболее ярко проявляется роль религии. Ведь именно в этот период времени наступает момент, когда у человека появляется возможность духовного перерождения, переосмысления и на данном этапе религия выступает в качестве средства духовного и нравственного исправления. Присутствие в колониях религиозных организаций на современном этапе времени- распространенное явление. Священнослужители ведут переписку с отдельными осужденными, оказывают моральную, организационную и материальную поддержку освобожденным.3

Однако на практике часто встает вопрос: как согласовать религиозный фактор с исправительным процессом? Ведь вред или польза исправления определяется не религией, а способом, которым она исповедуется. Как же найти разумное основание, чтобы поощрить роль религии в процессе исправления осужденных? Ответ на этот вопрос прост. Этим основанием служит всеобщий закон культуры, который гласит, что человеку в процессе своего индивидуального развития необходимо усвоить культурные ценности, выработанные человечеством на протяжении всей истории его существования. Преимущественно преступник представляет тип человека, жизнь которого определяют чувственные потребности. В агрессии его сознание ограничено страхом возмездия за его поступок. Однако духовные элементы не перестают присутствовать в его сознании- идеи, принципы, убеждения, но при этом они уже не обладают самостоятельной целью. Поэтому обеспечение разумной религиозной жизни в пенитенциарных учреждениях- одна из важнейших задач сотрудников и воспитательных работников.

Ведя общение с осужденными, религиозные объединения пытаются заставить его задуматься над содеянным, побудить в нем желание раскаяния путем благ, которые дает людям религия. Важнейшим среди них является прощение грехов, условием которого является раскаяние и искупление. Путь искупления и покаяния трудный и долгий, он требует больших усилий. Немногие осужденные принимают решение встать на него, немногие доходят до конца. Ведь процесс искупления не ограничивается чтением литературы, ношением, хранением предметов культа, исполнением религиозных обрядов. Только глубокое осознание, раскаяние, изменение жизненных установок, понимание и переосмысление совершенного приведут к полному искуплению.

Конечно же, важнейшей задачей правосудия является исправление нравственности осужденного. Однако замкнуть круг исправления только на лишении их свободы, на привлечении к труду, на наказании, то попросту приведет к замыканию внутреннего мира человека, превратит его в «механизм», который по возвращении снова столкнется с действительностью и неминуемо вернется на прежний путь. Очевидно, что преступнику, который не раскаивается в содеянном, очень сложно будет встать на путь духовно- нравственного исправления, внутреннего перерождения. Ведь для неверующего человека тюрьма- лишь наказание за преступление, которое он совершил, причем нередко , по его мнению, совершенно несправедливое.

Утверждать о том, что реальным является духовно-нравственное исправление каждого преступника нельзя, подобно тому, как невозможно вылечить каждого больного. И все таки, следует сделать вывод, что опыт исправления осужденных с помощью религии неоспоримо велик, а ее роль в процессе исправления является одной из главнейших и самых значимых.

Список использованной литературы:

1. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. 1993. № 6.

2. Бачинин В.А. Пенология и христианство (О праве осужденного

на духовное возрождение) // Современное право. 2008. № 2.

3.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М.: Территория будущего, 2005.

4. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. М.: Юрид. литература, 1951.

5. Душин А.В., Егорышев С.В. Философско-правовые проблемы человека: курс лекций. Уфа: Изд-во Восточн. ун-та, 2000.

6. Михлин А.С. Высшая мера наказания: История, современность, будущее. М.: Дело, 2000.

7. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгород- цев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 215.

9. Пругавин А.С. В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб.: Тип. Первой Санкт-Петербургской трудовой артели, 1909.

10. Рогов В.А. Уголовные наказания и репрессии в России (середина XV – середина XVII вв.). М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.

1Лещенко В.Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. с. 4 - 5; 20 - 21.

2Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. В.И. Селиверстова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. с. 90

3Кутякин С.А. Духовное и нравственное противодействие криминальной оппозиции в местах лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. N 10. С. 13.

6

Просмотров работы: 2477