СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ

Страту И.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рамках глобальных экономических взаимосвязей все значительную силу набирают финансовые взаимоотношения, вовлекающие в себя сообщества мигрантов. Особенность данных взаимоотношений и их диапазон позволяют говорить о создании новейшей экономики миграции, стремительно формирующейся на сегодняшний день в многочисленных государствах активной эмиграции и принимающих государствах.

После распада СССР главный вектор движения миграции был направлен в сторону России. В период 1990-х годов её привлекательность сильно возросла за счёт большого потока «репатриантов» и относительно лучшего экономического положения.

Соотношение долей посылающих стран, представляющих дальнее зарубежье и страны СНГ, в общем потоке трудовой миграции в РФ существенно менялось на протяжении 2000-х гг.

  • 2000 - 2005 гг. доля трудовых мигрантов, прибывших из дальнего зарубежья и СНГ, примерно равна

  • 2006 г. доля работников из СНГ была ненамного выше

  • С 2007 г. (введение нового законодательства, предоставившего больше преференций именно безвизовым мигрантам) - доля стран СНГ быстро увеличивалась и в 2011-2013 гг. составила 83-85%. В абсолютных цифрах за 2012 г. это – 1182 тысячи разрешений на работу, полученных мигрантами из стран СНГ, и 221 тысяча – мигрантами из дальнего зарубежья.

  • 2012 г. - общая численность имевших официальные документы (и разрешения на работу, и патенты) работников из Средней Азии составила почти 2 миллиона человек (около 1940 тысяч); из Украины – почти 200 тысяч; из Армении – 137 тысяч; из Молдовы – чуть более 107 тысяч; из Азербайджана – 85 тысяч

Среди иностранных трудовых мигрантов в России абсолютное большинство составляют мужчины. Доля женщин колеблется в районе 13-15% (в 2000 г. женщины в потоке трудовой миграции составляли 10%). Но по экспертным оценкам, она составляла в 2009 г. 25-30% потока, а к настоящему моменту, вероятно, еще выше. Недоучет женщин официальной статистикой объясняется, в первую очередь, их занятостью в неформальных секторах экономики (например, в качестве домашних работников), а также отсутствием острой необходимости официального оформления в России, так как они значительно реже мужчин подвергаются проверкам со стороны правоохранительных органов.

Тем не менее, есть страны, в потоках из которых, даже и по официальным данным, женщины составляют существенную долю:

  • Киргизия и Вьетнама - почти треть

  • Молдавия и Грузия – почти четверть

  • Китай – пятая часть

За последнее десятилетие трудовая миграция значительно помолодела. В 2000 г. доля самой молодой группы (18 - 29 лет) составляла четверть от всего потока трудовых мигрантов в Россию, а к 2012 г. она выросла до 44%.

На российском рынке наблюдается массовая занятость иностранцев в неквалифицированном сегменте. Доля иностранных работников, официально занятых в качестве неквалифицированных рабочих, в 2012 г. составила 31% от всех работавших иностранных граждан. С учетом нелегально работавших, доля неквалифицированного персонала была явно выше. По данным опроса работодателей, доля неквалифицированных рабочих среди всех занятых иностранцев превышала 60%. При этом доля неквалифицированных рабочих-иностранцев в общем числе неквалифицированного персонала опрошенных организаций составила в среднем 31%, а в организациях малого бизнеса превысила 40%.

Отраслевая занятость иностранных работников из безвизовых стран, 2012 г., %

Иностранная рабочая сила распределена по территории РФ крайне неравномерно. Мигранты едут именно за работой, и, соответственно, выбирают регионы, экономическое развитие которых происходит опережающими темпами по сравнению с остальной территорией страны; регионы, в которых спрос на труд превышает его предложение местными работниками, и число свободных вакансий превосходит численность безработных. Кроме того, играет роль, вероятно, наличие устойчивых мигрантских сетей, от которых можно получить помощь в трудоустройстве, поиске жилья и т.д. Тройка лидеров:

  • Центральный,

  • Северо-Западный

  • Уральский федеральные округа.

При этом Центральный и Северо-Западный округа в несколько раз превосходят все остальные по иностранной занятости.

При этом Центральный и Северо-Западный округа в несколько раз превосходят все остальные по иностранной занятости.

В России четко выделяются пять регионов-лидеров, в которых устойчиво, на протяжении нескольких лет, концентрируются больше половины официально работающих иностранных мигрантов:

  • Москва

  • Московская область

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область (в миграционной статистике они рассматриваются как единое целое)

  • Краснодарский край

  • Ханты-Мансийский автономный округ

К пятерке лидеров приближаются такие активно развивающиеся регионы, как Калужская область, Приморский край, Ямало-Ненецкий автономный округ

Мигранты в основном сосредоточены в низовых секторах экономики, занимаясь тяжелой и не престижный работой в строительстве, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве.

Мигранты часто рассматриваются как реальные или потенциальные конкуренты на рынке труда. Сам по себе импорт работников не сказывается резко отрицательно на безработице. Дело в том, что рынок труда неоднороден и состоит из множества сегментов, отличающихся требованиями к квалификации работников, условиями оплаты труда и т.п. Зачастую мигранты заполняют трудоемкие, не престижные, мало оплачиваемые сегменты рынка, в котором сами россияне предпочитают не быть занятыми. Однако неконтролируемый приток мигрантов, готовых работать за любую плату, на самом деле способен дестабилизировать рынок труда и действовать в направлении снижения уровня заработной платы.

Среди стран дальнего зарубежья крупными поставщиками трудовых ресурсов являются Китай, Турция, республика бывшей Югославии и КНДР, Вьетнам. Выходцы из Китая и Вьетнама.

Что касается учета международных денежных переводов в России учетом объемов данных переводов занимается ЦБРФ. А источником информации для банка России в свою очередь является отчетность кредитных организации «сведения о переводах физических лиц из российской Федерации и переводах в российскую федерацию в пользу физических лиц и расчетах физических лиц-резидентов с нерезидентами на территории Российской Федерации». Такая ежегодная статистическая отчетность банка России охватывает денежные переводы через следующие системы:1 Anelik,BLIZKO,Contact,InterExpress, Migom,MoneyGram, Travelex Worldwide Money Ltd,UNIStreem, Wester Union, АзияЭкспресс, АЛЛЮР, Быстрая Почта,Гуга СПринт, золотая корона, ЛИДЕР. Помимо перечисленных специализированных систем денежных переводов банк России также охватывает переводы денег через почту России.

Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов и Почту России (млн. долл. США).

Наименование операции

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1 кв. 2008 г.

2008 г.

1 кв. 2009 г.

2009 г.

Перечисления физ лицам из РФ

3549

6005

9444

2336

13707

1609

9967

В страны дальнего зарубежья

323

622

868

248

1098

162

1048

В страны СНГ

3226

5382

8575

2088

12609

1447

8919

Поступления в пользу физ. Лиц в РФ

1041

1304

1681

440

1977

413

1780

Из стран дальнего зарубежья

645

746

815

195

796

162

702

Из стран СНГ

396

559

868

245

1182

250

1077

Сальдо

-2507

-4700

-7763

-1796

-11720

-1196

-8187

Страны дальнего зарубежья

322

123

-55

-53

-302

0

-345

Страны СНГ

-2820

-4824

-7707

-1843

-11427

-1197

-7842

Статкомитет СНГ не публикует данные по суммарным потокам денежных переводов. Однако, на основе доступных статистических источников, можно дать оценку движения денежных переводов из Российской Федерации. Трансграничные переводы, осуществленные через системы денежных переводов и Почту

России по основным странам-контрагентам за 2009 год.2

 

Переводы в Россию

Переводы из России

Оборот

Сальдо

Млн. долл. США

Средняя сумма одной операции долл. США

Млн. долл. США

Средняя сумма одной операции долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Всего по странам

1780

588

9967

513

11746

-8187

Страны дальнего зарубежья

702

607

1048

1099

1750

-345

Из них:

 

Китай

США

Грузия

Турция

Израиль

Италия

Германия

Великобритания

ОАЭ

Испания

Латвия

Канада

Франция

Греция

Болгария

Литва

Абхазия

Вьетная

Корея республика

53

162

12

32

30

49

37

29

26

27

8

19

20

5

3

4

6

1

10

2203

529

723

623

474

565

425

691

747

542

306

498

778

543

717

358

534

1877

960

399

63

151

70

39

7

16

13

16

8

20

9

7

5

13

12

9

14

4

2402

884

661

1234

881

1047

918

1063

1764

791

563

1046

1123

1178

857

614

531

1759

1133

541

225

163

102

69

56

53

42

41

35

28

28

27

23

17

16

16

15

14

-346

99

-140

-38

-9

42

21

17

10

20

-12

10

13

12

-10

-7

-3

-13

5

Страны СНГ

1077

576

8919

483

9996

-7842

Узбекистан

Таджикистан

Украина

Киргизия

Армения

Молдова

Азербайджан

Казахстан

Грузия

Белоруссия

Туркменистан

229

81

166

83

83

32

60

251

31

47

16

1382

1117

253

909

1146

503

605

611

763

269

592

2052

1724

1339

894

848

746

661

160

366

96

33

574

423

430

372

642

510

660

389

632

207

538

2281

1805

1505

977

931

778

721

410

396

143

49

-1824

-1644

-1173

-811

-766

-713

-601

91

-335

-49

-17

Из таблицы видно, что сальдо денежных переводов физических лиц отрицательно, с 2005 по 2009 годы оно увеличивалось практически вдвое. За первый квартал 2009 года показатель трансграничных операции из РФ был значительно меньше, чем за тот же период 2008 года. За весь 2009 год сократились объемы денежных переводов, как в Россию, так и из России. Соответственно сократилось и сальдо этих показателей (-8187 млн. долл. США в 2009 году, что почти в полтора раза меньше по сравнению с 2009 годом) данное снижение объемов международных денежных переводов может объясниться воздействием мирового финансово-экономического кризиса.

Таблица показанная выше позволяет нам определить основных стран-получателей и стран-отправителей по отношению к РФ по итогам 2009 года. Естественно, что основную массу денежных трансфертов из РФ составляют переводы в страны СНГ. Доля денежных переводов из России в дальнее зарубежье ежегодно составляет в среднем лишь 9% от общей суммы переводов денег. Хотя в 2009 году данный показатель увеличился более чем на 2% и составил 10,5%.Трудовая миграция в Россию в целом развивается в русле известных мировых схем. В последнее время наблюдаются следующие тенденции:

Наблюдается процесс роста, укрупнения и организационного укрепления старых диаспор:

  • еврейской. Перепись зафиксировала 233,4 тысячи евреев, проживающих в 21 субъекте Российской Федерации, в том числе 36,6 тысячи в Петербурге и 80,4 тысячи в Москве.

  • татарской(3,7 млн.)

  • греческой (91,7 тыс.) и др.

  • армянская диаспора в России (ок. 550 тыс. чел) самая многочисленная.

Все эти организации диаспор различной направленности оберегают и пропагандируют культуру, язык, религию своего народа, а также содействуют развитию экономических связей и выполняют прочие в т.ч. социальные функции.

Появились и организационно оформились диаспоры народов, которые появились только по той причине, что возникли независимые страны, Такие как:

  • Украина, В 1989 году в РСФСР насчитывалось 4,3 миллионов украинцев.В 2010-м число украинцев в Российской федерации сократилось в два раза — 1,9 миллионов. Но в свете последних событий это число увеличилось. По сведениям предоставленным МЧС России в пунктах временного размещения в российских регионах пребывают свыше 27 тысяч человек, в том числе более 10 тыс. детей. Больше всего украинских граждан находятся в Ростовской области и Крыму, откуда их самолетами и автотранспортом перевозят в другие регионы Центрального, Северо-кавказского, Южного, Приволжского федеральных округов.

  • Наиболее стабильной диаспоральной группой в РФ считается казахская. За минувшие 25 лет она без особенных колебаний располагается в границах 630—650 тыс.. Казахи же максимально густо расселены в Сибири, на Урале и Поволжье.
  • Киргизия, «Из числа граждан Кыргызстана, находящихся в России, 80% имеют статус нелегалов»3 так что оценить настоящее количество этой диаспоры на территории РФ очень трудно.
  • Молдова Согласно переписи народонаселения 2002 года в РФ проживает 172 330 молдаван.4

В изменившихся обстоятельствах значимость национальной культуры, важность государственного самосознания подталкивает их к разным формам консолидации как в области социально-экономических, так и политических и духовных взаимоотношений

Ряд диаспор на территории РФ возник в результате неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности. Собственно эти неурядицы и породили:

  • грузинскую (30 тыс.),

  • азербайджанскую (200-300 тыс.),
  • таджикскую (10 тыс.) и иные диаспоры народов прежних союзных республик.
  • Эти диаспоры считаются миниатюрным отражением противоречий, которые свойственны для данных республик, поэтому их деятельность противоречива.
Появились диаспоры, представляющие собственно народы РФ. Данное свойственно для Столицы и ряда других больших, населенных пунктов или регионов страны и относится к таким республикам, как: Дагестан, Чечня, Чувашия, Бурятия и некоторым другим. Следует выделить особую категорию диаспор, существующих в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отображают политические процессы прошлого и настоящего. Это касается корейской диаспоры (жители которой были выселено с Дальнего Востока), афганской диаспоры (за счет эмигрировавших взрослых граждан или детей, выросших в СССР и РФ), болгарской диаспоры (после разрыва советско-болгарских взаимосвязей), месхетинской диаспоры (которая после насильственного выселения данного народа из Грузии практически 40 лет проживала в Узбекистане, и, пережив ферганскую трагедию 1989 г., её представители вплоть до сих пор не могут вернуться на свою историческую родину)

Перспективы внешней трудовой миграции в Россию:

  • вектор развития российской миграционной политики

Единственный разумный вектор развития управления трудовой миграцией - создание простых и прозрачных правил трудоустройства и пребывания иностранных мигрантов в России, таких, чтобы все из них, кто хочет, могли находиться в правовом поле.

При этом не исключается необходимость создания условий для первоочередного найма российских работников:

  • формирование налогового режима, поощряющего наем россиян по сравнению с иностранцами

  • разработка подходов для определения потребностей российского рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе

  • создание, исходя из этого, преференций для льготного привлечения каких-либо особенно дефицитных специалистов

  • первоочередные меры в области управления внешней трудовой миграцией

  • Отмена квотирования выдачи разрешений на работу, как механизма, не выполняющего ни функцию защиты российского рынка труда, ни функцию регулирования численности иностранных работников

  • Расширение системы преференций с целью привлечения не только высококвалифицированных иностранных специалистов (что уже существует), но и квалифицированных, исходя из наличия устойчивого дефицита специалистов определенных профессий на российском рынке труда

  • Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, как минимум, уравнивающих налогообложение фонда оплаты труда российских и иностранных работников

  • Отмена действия пункта 4 статьи 26 Закона №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 №224-ФЗ), закрывающего въезд в Россию иностранцам, совершившим 2 административных правонарушения в течение 3 лет.

  • Организация обучения квалифицированных рабочих на территории России

Россия, как великое государство, обязано осуществлять ответственную политику, и эта ответственная политика подразумевает серьезный подход к развитию человека, в взвешенном подходе к данному важнейшему ресурсу государства.

Новая экономика миграции представляет немаловажную роль в преодолении бедности и отсталости; является важным ресурсом формирования, преобразуясь в связующий элемент, с помощью которого государства происхождения втягиваются в орбиту глобальных процессов.

Однако «диаспоризация» экономики миграции в отсутствии осуществления базовых реформ в посылающих странах или в обстановке структурной перестройки, проводимой фактически при абсолютном самоустранении государства и без отчетливо сформулированной стратегии развития, способен привести к последующей «периферизации» регионов. В данном случае транснациональные сообщества, функционирующие в традиционных рамках, предоставляют возможности для последующего расширения и воспроизводства старых форм неравенства.

МТМ способен, в конечном счете, послужить причиной к ускорению формирования, создающему настоящие перспективы для преодоления бедности, повышения занятости нынешнего и предстоящего поколений страны, занятия PC достойного места в мировом сообществе. «Диаспоризация экономики» хорошо вписывается в данный контекст, играя роль катализатора происходящих процессов и предоставляя неопровержимые преимущества государствам, которые проводят взвешенную макроэкономическую политику, интегрированную в национальную стратегию развития.

В условиях системной трансформации мирового хозяйства, главным феноменом и основным вектором которой выступает глобализация хозяйственных процессов, миграция преобразилась в структурный компонент экономики многих государств, стала не только обязательной составляющей нынешней концепции мирового хозяйства, но также мощной основой его развития. Задача состоит в том, чтобы в полной мере пользоваться возможными финансовыми выгодами от миграции, одновременно решая сопряженные с нею общественные и общественно-политические проблемы.

Литература:

  1. Официальный сайт ФМС России http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/

  2. Всероссийская перепись населения 2002 года (http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11)

  3. Западнюк Е.А. «Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда» Москва 2007 г.

  4. Международные договоры РФ, федеральные законы: «О гражданстве РФ», «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию»

  5. Татьяна Полоскова «Современные диаспоры: внутриполитическиеи международные аспекты»М., ''Научная книга", 2002, (стр 71)

  6. Глобальные денежные переводы: исследуя денежных переводов Золотая мина [Электронный документ]./Се1етCommunications./ (http://www.celent.com/ /default.htm). – Ноябрь 2015. (Global Money Transfers: Exploring the Remittance Gold Mine [Электронный документ]./Се1етCommunications./ (http://www.celent.com//default.htm). – Ноябрь 2015.)

1 Сайт ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/statistics/)

2 Центральный Банк РФ (http://www.cbr.ru/statistics/)

3 сообщил 15 октября 2012 года представитель Ассоциации кыргызских диаспор России и Казахстана "Замандаш" Урмат Жамгырчиев на общественных слушаниях в Бишкеке.

4 Всероссийская перепись населения 2002 года

16

Просмотров работы: 2021