На современном этапе формирования мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире оказывать влияние общие для всех экономические законы и принципы, что разрешает прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства возникает поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
Проведение экономических реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы и отношения между органами государственной власти различных уровней, что потребовало разработки методологии формирования нового бюджетного механизма.
Сокращение нерациональных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования.
Через муниципальный бюджетный механизм государство действует на пропорции распределения централизованных финансовых ресурсов в пользу местного уровня бюджетной системы, который финансирует преобладающую долю социально-значимых расходов страны.
Также местные бюджеты являются основой и первым звеном стабильности функционирования бюджетной системы любого государства. Проблемы местных бюджетов, их взаимодействия с бюджетами вышестоящих уровней представляются наиболее сложными в проведении бюджетной реформы. От разрешения данных проблем зависит успешная трансформация финансовых отношений и развитость бюджетного федерализма в стране. В связи с этим, рассмотрение экономической сущности, содержания муниципального бюджетного механизма, выработка предложений по эффективному управлению финансовыми потоками на данном уровне посредством регламентированных методов и принципов формирования местных бюджетов приобретают особую научную значимость.
Так как механизм управления местными бюджетами в Российской Федерации недостаточно отработан, охарактеризован значительными изъянами во время разработки, определении структуры и состава местных бюджетов, то из этого следует, что анализ данной проблемы является актуальным и дает нам необходимость более подробно изучить ее и провести необходимые исследования.
В современных границах Омской области Одесский район был создан в 1924 году. Заселение села Одесское, первого села Одесского района, началось в 1898 году. Одесское, как и большинство, сел района, была основана выходцами Украины. Первые переселенцы прибыли сюда из Одесского уезда Екатеринославской губернии, из Полтавской и Херсонской губерний поднимать целину.
Одесский район расположен на юге Омской области в степной зоне, входит в состав южного экономического района. Граничит на севере с Азовским и Таврическим муниципальными районами, на северо-западе с Щербакульским муниципальным районом, на юге и с запада - с Республикой Казахстан, на востоке с Павлоградским муниципальным районом. Площадь района составляет –1,8тыс. кв. км, или 1,2% от территории Омской области.
В составе района - 9 сельских поселений и 19 населенных пункта.
Административным центром Одесского района является село Одесское (население 6,875 тыс. чел). Численность населения, проживающего на территории района, по состоянию на 01.01.2011 г. составила
17,4 тыс. человек, плотность населения - 8,1 чел./кв. км.
Удаленность райцентра села Одесское от областного центра составляет 100 км. Внешние транспортно-экономические связи осуществляются автомобильным транспортом по дороге областного значения: Омск - Одесское. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции г. Омск – 100км.
В соответствии с Уставом Муниципального образования «Одесский район» Комитет по образованию Муниципального образования «Одесский район» Омской области является муниципальным органом управления образованием и создан Постановлением Главы администрации Одесского района № 579 от 10.12.2004 года в качестве правопреемника Комитета по образованию Администрации Одесского района. С пунктом 4 статьи 264.1, пунктом 5 статьи 264.2 и пунктом 7 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской федерации, статьями 4 и 21 решения Совета Одесского муниципального района об утверждении Положения «О бюджетном процессе в Одесском муниципальном районе Омской области».Для анализа доходов бюджета воспользуемся таблицей 1.
Таблица 1- Анализ исполнения по собственным доходам 2014-2015 года.
Наименование |
Утверждено районного бюджета на 31.12.2014 год (тыс. рублей) |
Утверждено районного бюджета на 31.12.2015 год(тыс. рублей) |
Исполнение за 2015 год. (тыс. рублей) |
Исполнение за 2014 год. (тыс. рублей) |
Рост, снижение факта 2015 год к 2014году (%) |
Налог на доходы физических лиц |
73375772,83 |
70164127,55 |
46771929,91 |
58596750,06 |
104,5773 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
6857900,37 |
9967108,05 |
5268782,9 |
9958153,3 |
68,80532 |
Единый сельскохозяйственный налог |
5966663,59 |
3243221,57 |
6237635,78 |
3243221,57 |
183,9734 |
Налоги на имущество |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Госпошлина |
1582640,28 |
1254260,82 |
1328623,77 |
1254260,82 |
126,1811 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным доходам |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доходы от использования имущества |
8255255,98 |
6755250,51 |
3835787,33 |
6755250,51 |
122,205 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
178001,04 |
140557,09 |
173340,59 |
140557,09 |
126,6397 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затратгосударства |
1145993,67 |
1512480,59 |
1016033,67 |
1512480,59 |
75,76915 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
5173107,62 |
2907537,75 |
5634725,72 |
12715658,21 |
177,9206 |
Штрафы, санкции |
1769649,16 |
1540136,26 |
938180,68 |
1540136,26 |
114,9021 |
Прочие неналоговые доходы |
282093,25 |
190861,97 |
10116,42 |
190861,97 |
147,7996 |
ИТОГО собственные доходы |
104587077,8 |
97675542,16 |
71215156,77 |
95907330,38 |
107,076 |
Согласно таблице 1 можно сделать следующие выводы по доходной части бюджета Одесского муниципального района:
- в целом доходы района увеличились за период 2014-2015 гг. на 7,08% или на 6911535,64тыс.руб. далее посмотрим за счет каких статей
- налог на доходы физических лиц исполнение дохода по данной статье за 2015 г. составило 100%, за период анализа налог увеличился 4,58 %;
- увеличение госпошлины составило 26,12% по сравнению с 2014 годом;
- исполнение единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам 2015 года составило 100 процентов. Исполнение данного дохода от общего объема налоговых и неналоговых доходов составило 68,81%.
Снижение поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам 2015 года составило 31,19 %. Причиной является:
- исполнение единого сельскохозяйственного налога за 2015 год составило 100,0 процентов. По сравнению с 2014 годом поступило налога на 83,98 %.
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам исполнена на 100%. За 2014-2015 гг. средства не поступали.
- доходы от использования имущества. Исполнение на 2015 год составило 122,21 процентов.
Всего поступило средств по разделу "Доходы от использования имущества" на 01.10.2015 года по сравнению с предыдущим периодом на 22,21 процентов больше.
- платежи при пользовании природными ресурсами по итогам 2015 года исполнены на 100 процентов. Поступили средства за 2014 год на 26,64 процентов предыдущего периода.
- исполнение по разделу "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" по итогам 2015 года составило 100 процентов. За 2015 год поступили средства в 77,92% больше предыдущего периода.
- штрафы, санкции, возмещение ущерба исполнены за 2015 год на 100 процентов. Поступили средства по итогам 2015 года на 14,91 процентов больше предыдущего периода
Расходы бюджета – это денежные средства, идущие на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Специфика бюджетных расходов государства и входящих в его состав социальных и территориальных образований считается то, что на них возлагается первоочередная нагрузка функций государства и по финансированию задач, мероприятий, которые отражают политику в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Таблица 2 – Структура и динамика расходов бюджета Одесского района на период с 2012 по 2014 годы.
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
ТР 14/12., % |
|||
Руб. |
% |
Руб. |
% |
Руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расходы федерального бюджета – всего: |
374575344,66 |
100 |
380573798,99 |
100 |
375552161,71 |
100 |
100,26 |
Общегосударственные вопросы |
36617658,03 |
9,78 |
34360444,64 |
9,03 |
41308895,24 |
9,03 |
112,81 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
127650 |
0,03 |
- |
||||
Продолжение таблицы 2. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Национальная экономика |
29903042,51 |
7,98 |
23756567,31 |
6,24 |
24406752,76 |
6,50 |
81,62 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
20434218,03 |
5,46 |
23753237,75 |
6,24 |
9461442,6 |
2,52 |
46,30 |
Образование |
210907095,45 |
56,31 |
244298813,96 |
64,19 |
241445049,21 |
64,29 |
114,48 |
Культура, кинематография |
23133140,09 |
6,18 |
29353069,39 |
7,71 |
30618684,86 |
8,15 |
132,36 |
Социальная политика |
16351724,80 |
4,36 |
16913409,83 |
4,44 |
14311278,62 |
3,81 |
87,52 |
Физическая культура и спорт |
1116293,73 |
0,30 |
1233536,92 |
0,32 |
789293,39 |
0,21 |
70,71 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
9110312 |
2,43 |
6777069,19 |
1,78 |
13210765 |
3,52 |
145,01 |
Результат исполнения бюджета (+/-) |
13240062,58 |
3,53 |
-14020445,79 |
-3,68 |
-2110227,49 |
-0,56 |
-15,94 |
По таблице можно сделать следующие выводы:
В 2012 году расходы муниципального бюджета составили 374575344,66 рублей. Наибольшую часть составляют расходы на «Образование», и они равняются 210907095,45 рублей или 56,31%. Далее идут расходы на «Общегосударственные вопросы», они равны 36617658,03 рублей, что в процентном соотношение составляет 9,78%. Меньше всего расходов идет на «Физическую культуру и спорт» в денежном выражении составляет 1116293,73 рублей или 0,30%. Профицит федерального бюджета составил 13240062,58 рублей.
В 2013 году расходы муниципального бюджета составили 380573798,99 рублей. Наибольшую часть составляют расходы на «Образование», и они равняются 244298813,96 рублей или 64,19%. Далее идут расходы на «Общегосударственные вопросы», они равны 34360444,64 рублей, что в процентном соотношение составляет 9,03%. Меньше всего расходов идет на «Физическую культуру и спорт» в денежном выражении составляет 1233536,92 рублей или 0,32%. В 2013 году были расходы, связанные с «Национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью» они равнялись 127650 рублей или 0,03%. Дефицит федерального бюджета составил 14020445,79 рублей.
В 2014 году расходы муниципального бюджета составили 375552161,71 рублей. Наибольшую часть составляют расходы на «Образование», и они равняются 241445049,21 рублей или 64,29%. Далее идут расходы на «Общегосударственные вопросы», они равны 41308895,24 рублей, что в процентном соотношение составляет 9,03%. Меньше всего расходов идет на «Физическую культуру и спорт» в денежном выражении составляет 789293,39 рублей или 0,21%. Дефицит федерального бюджета составил 2110227,49 рублей.
По темпу роста 2014 года к 2012 наибольший прирост составили следующие статьи расходов:
- Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований увеличились на 45,01%;
- культура и кинематография увеличились на 32,36%;
- образование увеличилось на 14,48%.
Снижение произошло по следующим статьям:
- жилищно-коммунальное хозяйство снизилось на 53,70%;
- физическая культура и спорт снизилась на 29,29%;
- национальная экономика снизилась на 18,38%.
Дефицит бюджета по сравнению с 2013 годом, в 2014 году сократился на 11910218,3 рубля и составил 2110227,49 рублей.
Внесение на рассмотрение Совета Одесского муниципального района проекта решения "О бюджете Одесского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", а также одновременное представление с ним следующих документов и материалов:
основные направления бюджетной и налоговой политики Одесского муниципального района Омской области на 2015-2017 годы;
прогноз социально-экономического развития Одесского муниципального района Омской области на 2015 год и на период до 2017 года;
прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит)) консолидированного бюджета Одесского муниципального района Омской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
пояснительная записка к проекту решения Совета Одесского муниципального района Омской области "О бюджете Одесского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Одесского муниципального района на 2015 - 2017 годы;
верхний предел государственного долга Одесского муниципального района Омской области на конец 2015 года, на конец 2016 года и на конец 2017 года.
Список используемой литературы:
1. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации[Текст]: Учебник – / Александров И.М..: Дашков и К., 2010.
2. Бюджетный кодекс РФ[Текст]. – М.: изд-во Омега-Л, 2015. – 277 с.
3. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации[Текст]: Учебник. – / П.И. Вахрин Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.