МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соколова И.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена анализу механизма влияния санкций на развитие российской экономики, рассмотрению пакетов ограничительных мер в отношении России, российских компаний и физических лиц. Обсуждаются последствия введения санкций против России, а также предлагаются возможные пути преодоления сложившейся ситуации. Для наиболее полного раскрытия темы при написании данной работы были использованы публикации известных российских деятелей.

Первоначально санкции против Российской Федерации были введены руководством США весной 2014 года. Впоследствии действие экономических санкций продлевалось, а перечень ограничительных мер расширялся, санкции получили поддержку со стороны Европейского Союза и некоторых других стран, являющихся их партнерами в политической и экономической сферах. Введение санкций совпало по времени с развитием экономического кризиса в России, усугубив этим последствия для российской экономики. Поэтому рассмотренные в данной статье вопросы влияния санкций на экономическое развитие Российской Федерации представляют определенный практический и научный интерес. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Начиная с 2012 года в Российской Федерации наблюдается замедление макроэкономической динамики (нагляднее проиллюстрировано на рисунке 1). Замедление носит преимущественно структурный характер и связано, прежде всего, с истощением ресурсов экстенсивного роста, основанного на сырьевом экспорте, а также ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры1.

Рис. 1. Динамика ВВП Российской Федерации за 2011-2015 годы

Источник: Банк России www.cbr.ru

В 2000-е годы динамика прироста ВВП Российской Федерации во многом определялась изменением нефтегазовых доходов. В недавнем исследовании, проведенном А. Кудриным и Е. Гурвичем, результаты которого опубликованы в декабрьском выпуске журнала «Вопросы экономики» за 2014 год, показано, что только благодаря росту цен на углеводороды в 2000-2008 гг. Россия получила от 5 до 15% ВВП или 9,4% ВВП в среднем за год дополнительных доходов, в 2010-2013 гг. величина сверхдоходов изменялась в пределах 12,5-14,5% ВВП, причем в 2012-2013 гг. их рост прекратился. Всего по расчетам авторов за период 2000-2013 гг. суммарная величина дополнительных нефтегазовых доходов России составила 1,2 трлн. долларов США по курсу 2013 г., что в 7,5 раз превышает ВВП 1999 года.

Поэтому изменение направленности динамики мировых цен на нефть в 2012 году создало предпосылки для возникновения экономического спада в российской экономике, которые к тому же усугубились введением в 2014 году экономических санкций в отношении России. Санкции были введены в связи с присоединением Крыма и конфликтом на востоке Украины. Среди основных последствий для российской экономики, по моему мнению, наиболее важным является ограничение доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию.

Рис. 2. Динамика макроэкономических показателей Российской Федерации за 2006-2015 года, % к соответствующему периоду предыдущего года (по данным Росстата)

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. «Кризис и финансовая стабильность/ Обзор развития банковского сектора в 1 полугодии 2015 г» – с. 9

В целом, результатом совокупного негативного воздействия внешних факторов стали масштабная девальвация российского рубля в 2014 году, снижение промышленного производства и темпов роста ВВП, рост инфляции и безработицы на фоне продолжающегося падения доходов населения и ухудшения финансового состояния предприятий и банков ( рисунок 2).

Если говорить о санкциях, то их введение имеет длительную предысторию и основания, которые выходят далеко за рамки украинских событий. Фактически, в современных условиях происходит противостояние США и стремящейся вперед группы развивающихся стран: США видят себя в роли международного арбитра, который не обязан ориентироваться на международные нормы и диктует свои интересы всем остальным странам мира, и активно развивающиеся объединения стран, самые крупные из которых, включая Индию, Китай, Россию в одиночку не в состоянии противостоять диктату США ни в военно-политической, ни в экономической сферах2.

Для Российской Федерации, проводящей самостоятельную и независимую внешнюю политику, диктуемую национальными интересами, такое противостояние порождает нарастание геополитической напряженности и серьезные риски, примером которых служит текущий конфликт России с США и странами Европейского союза, спровоцированный событиями вокруг Украины, и введенные формально на основании позиции России в этих событиях санкции.

Стоит отметить, что санкции являются одним из хорошо известных инструментов внешней политики. Как правило, санкции вводятся на достаточно длительный срок, их последствия для экономики страны-объекта санкционного воздействия проявляются со значительным временным лагом, а ожидаемых результатов, исходя из анализа мирового опыта их применения, санкции достигают в 30% случаев3.

По направлению воздействия санкции в отношении России можно разделить на следующие основные группы:

Индивидуальные - применяются к конкретным физическим и юридическим лицам. В первом случае предусматривают ограничения на въезд и транзит, наложение ареста на имущество, во втором – ограничение на ведение дел с гражданами и организациями – резидентами стран, применивших санкции. К этой же группе относится замораживание зарубежных активов физических и юридических лиц;

Секторальные (финансовые или инвестиционные) – применяемые к отдельным секторам и отраслям экономики России. Носят, прежде всего, финансово-инвестиционный характер. К секторальным санкциям относится запрет на доступ к зарубежному финансированию посредством кредитов и долговых инструментов со сроком до погашения свыше 90 (30) дней, а также акций, эмитированных после введения санкций. Кроме того к секторальным санкциям относят запрет на участие нерезидентов в инфраструктурных проектах в отдельных отраслях экономики и регионах России;

Внешнеторговые – подразумевают приостановку выдачи разрешений на экспорт высокотехнологичных товаров и услуг, которые могут быть использованы в добывающей и оборонной промышленности, а также в производстве продукции двойного назначения4.

Всего было принято три пакета экономических санкций, в которые, в целом, включены меры, направленные на ограничение доступа российских банков и финансовых организаций, а также компаний, работающих в некоторых секторах российской экономики, в частности, военно-промышленного комплекса, энергетического и агропромышленного секторов, к долгосрочному зарубежному финансированию. Помимо этого были введены ограничения на сотрудничество компаний-резидентов стран, поддержавших санкции, с российскими финансовыми и нефинансовыми компаниями, прямо попавшими под действие санкций или относящимися к соответствующим отраслям. Кроме того задействовано эмбарго на экспорт в Россию определенных технологий - в частности, применяемых в добыче и производстве энергоресурсов, а также создании продукции военного и двойного назначения.

По оценкам международных организаций и независимых исследователей, существует три основных канала влияния секторальных экономических санкций на экономику Российской Федерации в целом.

Во-первых, санкции в 2014 г. способствовали массовому оттоку капитала из российской экономики, что повлияло на волатильность финансовых рынков и явилось одной из причин девальвации рубля, имевшей, в свою очередь, негативные экономические последствия.

Во вторых, ограничения на доступ к зарубежным финансовым рынкам сделали внешние заимствования для некоторых компаний и банкам невозможными, а для остальных значительно более дорогими.

В третьих, санкции, в сочетании со структурным экономическим кризисом, вызванным долгосрочным падением цен на энергоносители и сопутствующим ухудшением макроэкономической ситуации, негативно повлияли на ожидания бизнеса и населения относительно будущего развития событий, что отразилось на потреблении и инвестициях – как в реальный капитал, так и в финансовые инструменты.

По оценкам Международного Валютного Фонда5 влияние санкций на экономику России в краткосрочном периоде связано уменьшением инвестиций в основной капитал и потребления. Потери российской экономики за счет воздействия этих факторов оцениваются в 1-1,5% ВВП. При этом в долгосрочной перспективе в случае продолжительного сохранения санкций совокупные потери могут возрасти до 9% ВВП, что будет обусловлено уменьшением накопления капитала, и ограничением импорта высокотехнологичной продукции, что в свою очередь приведет к снижению и без того невысокой производительности в экономике России.

Как упоминалось ранее, среди основных последствий введения санкций для российской экономики наиболее значимым является ограничение доступа российских компаний и банков к внешнему финансированию. Это связано с тем фактом, что в течение довольно длительного периода времени внешние заимствования являлись существенным источником финансовых ресурсов для российских предприятий и банков.

Во-первых, низкие процентные ставки, а также политика «количественного смягчения» проводившаяся центральными банками США, ЕС, Японии и других развитых стран – способствовали оттоку капитала из этих стран на развивающиеся рынки, в том числе - и в Россию. Во вторых, валютная политика Банка России предусматривала поддержание стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам. В третьих, в 2006 году были сняты все ограничения на конвертируемость рубля не только по текущим операциям, но и по операциям с капиталом.

Перечисленные факторы способствовали тому, что заимствования за рубежом в пересчете на российские рубли с учетом сравнительно высокого уровня процентных ставок на внутрироссийском рынке становились выгодными и как источник ресурсной базы для банков, расширявших розничное и корпоративное кредитование с использованием этих средств, и как прямой источник финансирования предприятий реального сектора.

Как видно на рисунке 3, государственный долг Российской Федерации неуклонно снижался в 2001-2009 гг., а с 2010 г. по настоящее время оставался практически на одном уровне, не увеличиваясь. В то же время активно наращивалась внешняя задолженность российских предприятий и банков.

Рис. 3. Структура внешнего долга России в 2001-2015 гг.

Источник: Новый этап развития экономики в постсоветской России: докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» (данные Банка России, CEIC Data, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ)

По оценкам исследователей, объем дополнительных ресурсов, которые экономика России получала в совокупности за счет сверхдоходов от экспорта нефти и газа, а также за счет чистого притока капитала в период с 2007 по 2013 гг. (за вычетом кризисных 2008-2009 гг.) достигали 250 млрд. долларов в год6.

В сложившихся условиях запрет на внешнее финансирование приводит к двум взаимосвязанным проблемам для корпоративного и банковского секторов российской экономики. Во-первых, предприятия и банки сталкиваются с проблемами рефинансирования существующей задолженности. Во вторых, в условиях санкций практически единственным источником финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятий стали внутренние кредитные ресурсы.

Однако ухудшение финансового положения предприятий снизило рентабельность в большинстве секторов экономики. Высокие процентные ставки, являющиеся в основном следствием политики Банка России, который пытается бороться с возросшей в результате девальвации и санкционных ограничений на импорт товаров и услуг инфляцией путем повышения ключевой ставки и сжатием денежной массы, превышают рентабельность в экономике, снижают платежеспособный спрос на банковские кредиты.

Рис. 4. Темпы прироста банковского кредитования в Российской Федерации, 2009-октябрь 2015,% к соотв. периоду предыдущего года

Источник: рассчитано автором по данным Банка России

В рамках официально объявленного перехода к применению режима инфляционного таргетирования, Банк России искусственно сузил сферу своей ответственности за поддержание устойчивости российского рубля, ограничив ее лишь внутренней составляющей монетарной стабильности, то есть снижением инфляции, и устранился, начиная со второй половины 2014 года от обеспечения предсказуемой динамики валютного курса. Ограничив собственную свободу действий по регулированию денежно–кредитной сферы фактически только процентной политикой, Банк России был вынужден последовательно поднимать процентную ставку, пытаясь реагировать на рост цен внутреннего рынка через ограничение совокупного спроса.

Одновременно в сложную ситуацию были поставлены предприятия реального сектора, за исключением некоторых добывающих и экспорто–ориентированных отраслей, которые при невозможности привлечения финансирования на внешних рынках в результате введения санкций, и постоянного роста ставок по кредитам в результате действий Центрального банка, вынуждены для финансирования растущих расходов по обслуживанию текущей задолженности и новых заимствований на пополнение оборотных средств повышать отпускные цены на свою продукцию.

Рассмотренные тенденции подтверждаются результатами выборочного обследования финансового состояния крупных предприятий, проведенного Банком России по итогам первого квартала 2015 года. С точки зрения настоящего исследования представляют интерес следующие тенденции, выявленные в ходе обследования.

Самофинансирование предприятий по показателю доли собственного капитала в балансе находилось на высоком уровне и составляло в первом квартале 2015 года 52,2%. Доля банковских кредитов в заемных средствах составила в среднем 48,5% при уровне долговой нагрузки 0,9 руб. на 1 руб. собственного капитала. Эти данные подтверждают тезис о том, что предприятия испытывают проблемы с доступностью банковских кредитов.

Ухудшение финансового состояния предприятий характеризуется следующими данными. Доля предприятий, утративших собственный капитал, то есть предприятий, обязательства которых не обеспечены активами, увеличилась в первом квартале текущего года в три раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года – до 20,3% от общего их количества. Обеспеченность заказами понизилась с 13 месяцев в первом квартале 2014 года до 11,9 месяцев в первом квартале 2015 года. Доля предприятий с дефицитом финансовых ресурсов выросла с 27,6% до 32.4%. При этом размер дефицита увеличился практически вдвое – с 775,5 млрд. руб. до 1559,0 млрд. руб. Уровень рентабельности составил в первом квартале 2015 г. всего 2,2%, снизившись за год на 0,2 пп., убыточными были 82,6% предприятий7.

Решение рассмотренных проблем может быть связано с изменением подходов к проведению политики Банка России. В сложившихся условиях необходимо повышать роль внутренних источников финансирования российской экономики, которые должны восполнить недостаток внешнего финансирования. Это подразумевает меры, направленные на повышение доступности банковского кредита и повышение монетизации российской экономики, расширение сферы ответственности Банка России не только за ценовую стабильность, но и за обеспечение экономического развития страны; расширение использования механизмов бюджетного стимулирования экономического развития8.

Список использованных источников

  1. Кризис и финансовая стабильность/ Обзор развития банковского сектора в 1 полугодии 2015 г. – М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015 .

  2. Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Кнорус, 2014.

  3. Новый этап развития экономики в постсоветской России: докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

  4. Российская Федерация: консультации 2015 года в соответствии со статьей IV /Доклад МВФ по стране №15/211. – Вашингтон: МВФ, апрель 2015.

  5. Клинова М., Е. Сидорова Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // «Вопросы экономики». – 2014 - № 12.

  6. Кудрин А. Новая модель роста для российской экономики / А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. – 2014. - №12.

  7. Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. № 2.

  8. Динамические ряды показателей отдельных таблиц Обзора банковского сектора Российской Федерации //Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/?PrtId=bnksyst

  9. Западные санкции и экономическая безопасность России. Доклад начальника сектора международных экономических организаций ЦЭИ РИСИ В.М. Холодкова на международной конференции «Приднестровье в системе евразийских координат», г. Тирасполь 24 апреля 2015 г [эл. ресурс] // Режим доступа: https://riss.ru/wp-content/uploads/2015/04/holodkov-tiraspol.pdf, свободный

  10. Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 гг. [эл. ресурс, сайт Банка России, с. 24] // Режим доступа http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016(2017-2018)pr.pdf

  11. Соловьев Э. Проблемы трансформации международных правил игры в контексте эволюции концепции суверенитета [эл. ресурс] // Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=281765; Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Кнорус, 2014.

  12. Финансовое состояние нефинансовых предприятий в первом квартале 2015 г. // Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/financial_condition/financial_condition_2015-1.pdf

  13. http://www.eeg.ru/

1 Мау В. Социально-экономическая политика России в 2014 году: выход на новые рубежи? // Вопросы экономики. 2015. № 2.

2 Соловьев Э. Проблемы трансформации международных правил игры в контексте эволюции концепции суверенитета [эл. ресурс] // Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=281765; Лебедева М.М. Мировая политика. – М.: Кнорус, 2014.

3 М. Клинова, Е. Сидорова Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // «Вопросы экономики». – 2014 - № 12. – с. 67-79

4 Новый этап развития экономики в постсоветской России: докл. к XVI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 7–10 апр. 2015 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

5 Российская Федерация: консультации 2015 года в соответствии со статьей IV /Доклад МВФ по стране №15/211. – Вашингтон: МВФ, апрель 2015. – с. 5 (67)

6 Кудрин А. Новая модель роста для российской экономики / А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. – 2014. - №12.

7 Финансовое состояние нефинансовых предприятий в первом квартале 2015 г. [эл. ресурс, публикация Банка России] // Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/financial_condition/financial_condition_2015-1.pdf

8 Эти меры активно предлагаются, например, в публикациях академиков РАН С.Ю. Глазьева и В.В. Ивантера, а также М. В. Ершова, Г.А. Тосуняна и других

12

Просмотров работы: 3942