Выделим типовую систему действий, связанную с выявлением потребности и последующим внедрением инноваций в образовательный процесс. В ней выделяют следующие действия:
• определение потребности в изменениях в образовательном учреждении;
• сбор информации и анализ ситуации, связанный с определенным образовательным процессом;
• предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения и построение модели реализации инноваций;
• принятие решения о внедрении (освоении) инноваций в образовательный процесс;
• собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Для того, чтобы упростить понимание системы действий, связанных с выявлением потребности и последующим внедрением инноваций в образовательный процесс, приведем схему, которая наглядно показывает, как именно взаимодействует между собой инновационная и образовательная деятельность.
Схема 1 – «Взаимодействие инноваций и образовательной деятельности»
В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок.
Данное утверждение легко подтвердить, ссылаясь на основные положения Федеральной Целевой программы (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Задачами программы, в рамках развития высшего профессионального образования, касающиеся внедрения инноваций в образовательный процесс, являются: приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, как таковых.
В итоге осуществления данной программы, ожидается достичь целого комплекса результатов, связанных с улучшением образовательной сферы регионов и страны в целом, таких как:
создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях системы образования;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных детей;
поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики; повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;
внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Результаты, ожидаемые от программы, полностью соответствуют требованиям и нуждам сложившейся ситуации, касающейся функционирования образовательного процесса сегодня. Но, нужно добавить, то, что они в каком-то смысле слишком амбициозны, если рассматривать их с точки зрения возможностей реализации. Ведь, прежде, чем, внедрять инновации, мы уже выяснили, необходимо создать благоприятную почву для их «рождения» и реализации. Даже, несмотря на то, что все вышеперечисленные цели подкреплены материально (объем выделенных финансовых средств на реализацию ФЦП составляет 140778,3 млн. рублей) и обоснованы с точки зрения назначения в рамках вложения в соответствующий пункт реализации целевой программы, отсутствуют некоторые важные пункты, связанные с:
психологической и этической подготовкой кадров к изменениям;
возможностям технологической переориентации;
организационной составляющей внедрения инноваций;
особенностями функционирования объекта внедрения и тонкостями реализации инноваций в конкретную предметную область
и т.д.
Все это может в той, или иной степени повлиять не только на целевые положения Программы, но и на ожидаемый результат от ее реализации. В рамках этого вывода, параллельно с разработкой и утверждением ФЦП инновационного развития образовательной среды регионов России и страны в целом, необходимо:
На проектной основе создавать соответствующее подразделение, ответственное за контроль реализации данной программы, в рамках неосвещенных вопросов, не входящих в положения ФЦП, перечисленных выше;
Включить в статьи затрат на реализацию данной Программы расходы на содержание «Коррективно-контролирующего» подразделения;
Повсеместно вносить необходимые изменения в ФЦП, если будут выявлены какие-либо расхождения, связанные с невозможностью в той, или иной мере, однозначно реализовать пункты, касающиеся ее целей и конечных результатов
Все это позволит нам производить непрерывный мониторинг, в первую очередь «Слабых мест» Программы и самое главное, корректировать и исправлять план инновационного развития образовательного процесса, применительно к определенному объекту исследования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Мильнер Б. З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: Учебник. / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 624 с.
Баранчеев В. П. Управление инновациями : Учебник. / В. П. Баранчеев – М. : Юрайт , 2013. - 711 с.
Трачук, А. Инновационная стратегия компании / А. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 9. – С. 75-83.
Фасхиев, Хакимзян Амирович. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий / Х. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 4. - С. 44-53. - (Инновации и инвестиции).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011г. № 61
Официальный сайт компании МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ [Электронный ресурс]. – М.: сор. 2015. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ - Заглавие с экрана