Малый бизнес способствует диверсификации экономики, внедрению инноваций, положительной динамике роста макроэкономических показателей, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики, позволяет создавать дополнительные рабочие места, что делает малое предпринимательство достаточно привлекательным для экономически активного населения. Преимущества малого и среднего бизнеса в развитии экономики государства представлены на рисунке 1.
В России последние несколько лет динамика развития субъектов малого бизнеса имеет устойчивую тенденцию к росту, хотя уровень развития отечественных малых предприятий по-прежнему значительно уступает аналогичным субъектам хозяйствования в странах с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Так, в Российской Федерации доля малых предприятии в общем числе предприятий составляет лишь 30,7 %, тогда как в странах - членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий.
Рисунок 1 - Преимущества малого и среднего бизнеса в развитии экономики государства
Данный факт объясняется тем, что предпринимательские структуры малого и среднего бизнеса являются наиболее уязвимым субъектом хозяйственных отношений и имеют ряд проблем, сдерживающих их динамичное развитие (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Особое место в перечисленных выше проблемах, сдерживающих развитие малого бизнеса в России занимают финансовые проблемы, которые выражаются в дефиците собственных средств для инвестирования и ведения текущей деятельности и ограниченности доступа к заемным ресурсам. В этой связи очевиден тот факт, что без государственной поддержки малый бизнес не в состоянии динамично развиваться темпами.
Вместе с тем, несмотря на декларируемые государством меры финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, основными источниками финансовых ресурсов для них по-прежнему являются собственные средства и прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности. Так, исследователи отмечают, что в настоящее время существуют лишь отдельные элементы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в России, не связанные между собой в систему.
Сказанное позволяет авторам говорить о необходимости внедрения прогрессивных способов финансирования, как со стороны самих хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, имеющих реальные финансовые рычаги и стимулы, влияющие на развитие деятельности малого бизнеса в стране и регионе.
Одним из прогрессивных способов финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства авторам представляется государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) предоставляет органам государственной власти и местного самоуправления возможность более качественного обеспечения населения социальными услугами (транспорт, жкх, образование, здравоохранение, культура и т.д.) посредством привлечения капитала частного сектора. Подобное партнерство является альтернативой государственному обеспечению населения социальными услугами и особенно эффективно в тех случаях, в условиях дефицита государственных финансовых ресурсов.
Частному сектору ГЧП дает уникальную возможность предоставлять широкий спектр социальных услуг в течение длительного периода (20 - 30 лет), по четко установленным правилам и оговоренным расценкам. Примером сказанному могут служить проекты государственно-частного партнерства, реализованные в Израиле: скоростная трамвайная линия (Красная Линия), строительство оросительных и опреснительных каналов в пустынной местности, электростанций на солнечной энергии и др.
В последние годы в России был осуществлен ряд масштабных инфраструктурных проектов, в которых роль частного сектора в строительстве и финансировании была весьма существенной (реконструкция аэропорта Пулково, Олимпиада Сочи – 2014, строительство автомобильного тоннеля под Невой и др.). Реализация этих проектов государственно-частного партнерства совпала с началом выполнения долгосрочных государственных программ, направленных на модернизацию инфраструктуры. Цели Правительства Российской Федерации при реализации проектов государственно-частного партнерства представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Цели Правительства Российской Федерации при реализации проектов государственно-частного партнерства
Вовлечение частных инвесторов в такие проекты, как строительство платных дорог, аэропортов, объектов социальной инфраструктуры является доказательством динамичного развития рынка проектов государственно-частного партнерства в России.
Более того, признав успех подобной стратегии, рынок ГЧП России может расширяться в направлениях, ранее не рассматривавшихся в качестве пригодных для реализации подобной модели. В то время как традиционное представление о государственно-частном партнерстве связано лишь с масштабными инфраструктурными проектами международного и федерального значения, инициированными государством, представляется, что модель государственно-частного партнерства является подходящей и для среднемасштабных проектов, а именно проектов муниципалитетов.
Следует отметить, что реализация проектов государственно-частного партнерства сопровождается определенными рисками, которые принимают на себя обе стороны (рисунок 4).
Рисунок 4 – Риски при реализации проектов государственно-частного партнерства
По мнению авторов, наиболее эффективная модель реализации государственно-частного партнерства в России возможна именно на муниципальном уровне в тесном сотрудничестве с региональными властями. Это объясняется с тем, что органы местного самоуправления имеют наиболее объективное представление о социально-экономической ситуации.
Таким образом, рыночная система хозяйствования базируется на предпринимательском принципе построения экономики с сохранением в руках государства регулирующей функции. Опыт рыночно развитых зарубежных стран, проводивших успешно экономические реформы, показывает, что рост производства становился особенно внушительным, когда одним из основных направлений финансовой политики государства оказывалось стимулирование малого и среднего бизнеса. Отсюда следует, что его развитие, безусловно, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической задачей экономической политики в условиях перехода к социально ориентированной рыночной системе хозяйствования.