СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основными целями совершенствования системы бюджетирования являются:

  • обеспечение связи системы планирования и бюджетирования с системой стратегического управления компании;

  • повышение финансовой прозрачности бизнеса;

  • структурирование системы разграничения полномочий и ответственности, повышение ответственности за финансовые результаты деятельности;

  • обеспечение контроля достижения целевых показателей подразделениями компании;

  • повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;

  • обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;

  • обеспечение координации деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов;

  • подготовка данных для системы планирования и управленческого учета компании на будущие периоды.

Реализация основных целей совершенствования бюджетного управления осуществляется посредством решения ряда задач. Рассмотрим их.

Разработка системы бюджетных заданий

Система показателей бюджетных заданий предназначена для формирования месячных, квартальных, годовых и трехлетних бюджетов подразделений компании. Бюджетные задания устанавливаются вышестоящим уровнем управления для нижестоящего и являются целевыми и контрольными для формирования соответствующих бюджетов нижестоящего уровня. Показатели бюджетных заданий разрабатываются для каждого центра финансовой ответственности. Система бюджетных заданий строится на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ) и обеспечивает взаимосвязь системы бюджетирования со стратегическими целями компании. Сформированные на основе бюджетных заданий бюджеты ЦФО обеспечивают достижение КПЭ, позволяют контролировать достижение стратегических целей компании в текущем периоде.

Формирование исполнительного органа управления бюджетным процессом

Бюджетный комитет — коллегиальный орган предприятия, формируемый в целях управления бюджетным процессом. В состав Бюджетного комитета входят председатель бюджетного комитета, члены бюджетного комитета, секретарь бюджетного комитета. В процессе деятельности Бюджетного комитета осуществляются следующие функции:

  • координация деятельности региональных и структурных подразделений предприятия;

  • рассмотрение, согласование и утверждение плановых бюджетов;

  • рассмотрение, согласование и утверждение фактического исполнения бюджетов;

  • принятие управленческих решений по результатам фактического исполнения бюджетов.

Состав, функции, полномочия, порядок подготовки и принятия решений устанавливаются в Положении о Бюджетном комитете.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Система планирования и бюджетирования является средством достижения стратегических целей компании. В данной системе формируются показатели, которые являются целевыми ориентирами для формирования бюджетов. Для каждого уровня управления предприятия на основе ключевых показателей эффективности разрабатываются соответствующие показатели бюджетных заданий, служащих отправной точкой для разработки бюджетов соответствующего уровня управления.

Распределение ответственности по уровням управления

За каждым участником системы бюджетирования закрепляется ответственность, которая может быть двух видов: ответственность за выполнение функций в рамках бюджетного процесса и ответственность за достижение планового уровня бюджетных показателей. Закрепление ответственности за каждым субъектом системы планирования и бюджетирования осуществляется в соответствии с разграничением функций, утвержденных положением о финансовой структуре предприятия и регламентом формирования и контроля исполнения операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов предприятия.

Каждый участник системы бюджетирования, несущий ответственность за достижение каких-либо бюджетных показателей, должен иметь для этого достаточно полномочий. Показатели, за которые он отвечает, либо должны контролироваться в полной мере, либо должна существовать возможность расчета влияния на этот показатель факторов, которые может полностью контролировать данное ответственное лицо.

В случае значительного изменения внешних условий, на которые ответственное лицо не оказывает существенного влияния, бюджетные показатели корректируются. Оценка Деятельность центров ответственности и ответственных лиц в этом случае оценивается относительно скорректированных бюджетных показателей.

Управление по отклонениям

В системе бюджетирования реализуется принцип управления по отклонениям фактических показателей от плановых с осуществлением анализа причин и характера отклонений. Управленческие воздействия и меры стимулирования ответственных лиц предпринимаются в случае, если отклонение фактических значений показателей от плановых превысит заранее определенный пороговый уровень. В рамках управления по отклонениям реализуется принцип нормализации данных: фактические данные корректируются на какие-либо факторы, повлиявшие на эти данные.

Сбалансированность доходов и расходов, ресурсных потребностей и источников их финансирования

Посредством разрабатываемой системы бюджетов увязываются планы по доходам и расходам, поступлениям и выплатам денежных средств, поступлению и расходу материальных ресурсов по всем функциональным направлениям и координация материальных и финансовых потоков по всем уровням управления предприятия. Все бюджетные показатели, планируемые в различных бюджетах и функциональных блоках, должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Принцип «двойной записи»

В целях предотвращения ошибок при планировании и охвата бюджетным планированием всех будущих операций любой бюджетный показатель должен отражаться одновременно в двух бюджетных формах. Например, поступление МТР от поставщиков должно одновременно планироваться в Бюджете запасов и закупок (закупки МТР) и в Бюджете дебиторской и кредиторской задолженности (начисление кредиторской задолженности). Инструментом контроля выполнения данного принципа выступает Прогнозный баланс, в котором должно соблюдаться равенство активов и пассивов.

Единство методологии планирования и учета

Для обеспечения сопоставимости плановых и фактических данных должны устанавливаться единые правила оценки бюджетных показателей при планировании и контроле исполнения бюджетов. Система учета должна предусматривать необходимые аналитические разрезы. Все отличия в правилах расчета показателей в системе планирования и бюджетирования от аналогичных показателей существующей системы учета должны специально оговариваться.

Список использованной литературы:

1. Маняева В. А. Бюджетирование расходов организации в стратегическом и управленческом учете. — Аудит и финансовый анализ, № 1–2011, с.268–272.

2. Александр Сафаров «Вредные бюджеты. Полезные советы» Журнал «Консультант» № 9–2011

3. Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом. 3-е издание, дополненное — М.: Питер 2012–394 с.

4. Колесник Н. Ф. Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии / Н. Ф. Колесник, А. М. Шведкова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 357-359.

Просмотров работы: 1512