О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МОДУЛЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ СПИНАЛЬНЫМ ПАЦИЕНТАМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МОДУЛЕЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ СПИНАЛЬНЫМ ПАЦИЕНТАМ

Корчагина С.А. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реферат

В статье поднимаются проблемы реабилитации спинальных больных, обусловленные большой распространенностью позвоночно-спинномозговой травмы (ПСМТ), высокими показателями летальности и инвалидизации, отсутствием общепринятых подходов к лечению и разработке реабилитационных программ для данной категории пациентов.

Сложный комплекс структурно-функциональных изменений центральной и периферической нервной системы, возникающий при механической травме спинного мозга, а также нарушения деятельности внутренних органов и систем объединяют в единую нозологическую форму – травматическую болезнь спинного мозга (ТБСМ). Травматическая болезнь спинного мозга является системным поражением, включающим в себя не только нарушение функции спинного мозга и внутренних органов и систем организма, но и психические изменения, возникающие вследствие разрушения сложившихся в течение жизни стереотипов и, как следствие, социальную дезадаптацию. Несмотря на большую распространенность, частую летальность и высокую инвалидизацию трудоспособного населения, отсутствуют единые подходы к диагностике, восстановительному лечению, медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации больных в восстановительном периоде ТБСМ, что затрудняет выбор тактики и методов реабилитационного процесса.

Состояние спинного мозга является ключевым, но не единственным моментом, определяющим прогноз при спинальной травме. Возможность восстановления утраченных функций неоднократно доказана [1, 2, 4, 8]. Однако в оценке реабилитационного потенциала спинальных пациентов преобладает пессимистическая точка зрения, которую Н.В. Богданов определяет как «терапевтический скепсис». Скепсису способствуют тяжесть возникающих двигательных нарушений и не до конца отработанные организационные вопросы поэтапной реабилитации этой категории больных.

Пациенты со спинальной травмой нередко оказываются в социальном вакууме. Необходимость в операциях, длительном восстановительном лечении значительно ограничивает выполнение им привычных социальных ролей и привычную социальную активность пациента. Потеря социальных ролей и резкое ограничение общения (в основном контакт с родственниками и медперсоналом) приводит к депрессивным состояниям и неудовлетворенности жизнью.

Между тем, именно социальная поддержка и качество социальных контактов является одним из факторов риска не развития пролежней, депрессии и суицидов. Возможность получения социальной поддержки зависит от многих факторов (доступность, транспорт, желание пациента и т.п.). Качество социальной поддержки является одним из сложных факторов, требующих исследования в плане влияния на качество психологического приспособления пациента к последствиям травмы.

«До и после» - так обычно делит свою жизнь человек, получивший спинальную травму. Причем период «после» не расценивается пациентом как жизнь, для него она остается в прошлом. Как оставаться в эмоциональном контакте с жизнью и другими людьми? Как помочь пациентам с такой серьезной патологией использовать возможности восстановительного лечения на максимально возможном уровне?

В качестве примера опишем конкретный клинический случай: женщина, 26 лет, ПСМТ поздний период, проживающая в сельской местности с двумя детьми, матерью, отцом и братом.

Было принято решение создать группу единомышленников – студентов факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова для организации помощи пациентке. Были поставлены цели, продуманы шаги для достижения положительных результатов и распределены обязанности (роли). Работа велась по нескольким направлениям.

За основу взаимодействия нами были взяты следующие принципы (Столярова Л.Г., Ткачева Г.Р., 1978; Кадыков А.С., 2003):

  • организованная, поэтапно выстроенная реабилитационная программа;

  • комплексность применения всех необходимых физиологических и психологических реабилитационных мероприятий;

  • индивидуализация программы;

  • вовлечение в процесс самого больного, его родных и близких;

  • вовлечение больного в инфо-среду и расширение социальных контактов;

  • внедрение оn-line общения с участниками бригады, сторонними специалистами, друзьями и близкими;

  • привлечение консультативных специалистов для экспертной оценки динамики физиологических и психологических изменений пациента.

В ходе проведенной работы были достигнуты следующие результаты:

  • пациентка и ее семья проинформированы о заболевании, что помогло пациентке осознать свое состояние;

  • нормализован психоэмоциональный статус пациентки, что привело к положительной динамике физических показателей организма пациента;

  • расширена социальная среда пациентки путем применения информационных и теле-коммуникативных технологий, включая Skype, для общения и консультаций со специалистами на удаленном доступе;

  • улучшено физическое состояние пациентки посредством применения ЛФК, дыхательной гимнастики, массажа, ухода за пролежнями, диетического питания, с контролем дозирования нагрузки и индивидуальных изменений;

  • родственники и близких пациентки были вовлечены в состав сестринской бригады для создания терапевтической среды, расширения знаний о заболевании, прогнозирования состояния пациента и улучшения качества ее жизни;

  • пациентка выразила желание рассмотреть возможности дистанционного обучения.

Выводы по статье:

1. Существует необходимость создания индивидуальных реабилитационных модулей для пациентов ПСМТ.

2. Реализация индивидуальных реабилитационных модулей наиболее эффективна с помощью мультидисциплинарных сестринских бригад.

Список используемых источников

1. Калягин А.Н. Организация нозологических школ для больных хронической сердечной недостаточностью. // Сибирский медицинский журнал. – 2009. - №1. – С. 56–59.

2. Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга. — К.: Здоров'я, 1991. – 185 с.

3. Орлова Е. В., Денисов Л.Н., Арсеньев А.О., Кошелева Н.М., Каратеев Д.Е., Насонов Е.Л. Клиническая эффективность образовательной программы для больных ревматоидным артритом. // Научно-практическая ревматология. - 2012. – №2. – С.59-65.

4. Перльмуттер О.А. Травма позвоночника и спинного мозга. — Н. Новгород, 2000. – 476 с.

5. Ширяева Р.Р., Хисматуллина З.Р., Исхаков Э.Р. Оценка эффективности образовательной программы по снижению модифицированных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у дерматологических больных в условиях стационара. // Профилактическая медицина. – 2011. - №5. – С. 12–16.

5

Просмотров работы: 966