ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Кривошапкин Ю.С. 1, Михайлова А.В. 2
1Северо-Восточный Федеральный Университет
2Северо-Восточного федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Аннотация. Статья посвящена вопросам развития туризма в Якутии. Развитие гостиничных предприятий во многом определяет доступность туристского ресурса, что особенно актуально для некоторых категорий населения, таких как люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные семьи и т.п. Цель статьи: составить рекомендации для гостиничного бизнеса в Республике Саха (Якутия) по выявленным проблемам. Использованы методы swot-анализа, сравнительного анализа, изучение документов и отзывов клиентов. Выводами статьи стали разработанные практические рекомендации.

Ключевые слова: туризм, гостиничный бизнес, Якутия.

Введение.

Актуальность. Гостиничное хозяйство является одним из важнейших компонентов туризма, так как места размещения являются основой для формирования любого тур-продукта практически в любом виде туризма. Гостиничное хозяйство, как неотъемлемый элемент индустрии туризма, не только способствует выполнению вышеперечисленных функций туризма, но и создает предпосылки для их развития и обогащения. Развитие гостиничных предприятий во многом определяет доступность туристского ресурса, что особенно актуально для некоторых категорий населения, таких как люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные семьи и т.п. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. п.

Развитие современных видов туризма приводит к повышению разнообразия коллективных средств размещения, прежде всего, гостиниц, что приводит к появлению различных подходов к структуризации и сегментации гостиничного хозяйства, согласно которым выделяются различные группы средств размещения.

Цель. Составить рекомендации для гостиничного бизнеса в Республике Саха (Якутия) по выявленным проблемам.

Задачи:

Изучить современное состояние гостиничного бизнеса в РС(Я)

  1. Проанализировать возможности расселения туристов в РС(Я)

  2. Описать услуги, качество и оценку клиентов гостиничного бизнеса РС(Я)

Объектом исследования являются гостиницы, которые чаще всего предоставляют свои услуги туристам.

Предметом исследования является все те факторы, которые оказывают на него влияние, а именно спрос на рынке, привлекательность региона т.п.

Гостиничный бизнес Республики Саха (Якутия)

1. Современное состояние гостиничного бизнеса в Республике Саха (Якутия)

Для начала узнаем общее количество гостиниц в Республике Саха (Якутия), а также точное количество во всех районах данного региона.

Субъект РС(Я)

Количество гостиниц

Реконструкция, года

Абыйский улус

1

2014

Алданский район

6

-

Аллаиховский улус (район)

3

2013

Амгинский улус (район)

2

-

Булунский улус (район)

2

-

Верхневилюйский улус (район)

1

-

Верхнеколымский улус (район)

4

2013

Верхоянский район

2

2010,2

Вилюйский улус (район)

8

2011,2012,2014

Горный улус

4

-

Кобяйский улус (район)

3

2013,2014

Ленский район

2

2011,2013

Мегино-Кангаласский улус

4

-

Мирнинский район

7

2013,2014

Момский улус

1

-

Намский улус

4

2012

Нерюнгринский район

11

2012,2014

Нюрбинский район

6

2012

Олекминский район

11

-

Оленекский эвенкийский национальный район

2

-

Среднеколымский улус (район)

1

2013

Сунтарский улус (район)

3

2014

Томпонский район

9

2011,2012,2013,2014

Усть-Майский улус (район)

4

2014

Усть-Алданский улус (район)

2

2013

Усть-Янский улус (район)

5

2011,2013

Хангаласский район

2

-

Чурапчинский улус

1

-

Эвено-Бытантайский район

1

ежегодно

г. Якутск

31

-

Таб. №1. Численность предприятий, занимающихся гостиничным бизнесом, в районах РС(Я)

Как мы видим на таблице №1, составленная авторами работы, по РС(Я) зарегистрировано 206 объектов гостиничного типа, большее количество наблюдается в столице нашей республики, в городе Якутске - 31; на втором месте Нерюнгринский район и Олекминский улус – 11; В Томпонском улусе всего – 9; Вилюйский улус – 8; Мирнинский район – 7; Алданский район и Нюрбинский район делят 6 место – 6; В Усть – Янском улусе количество гостиниц составляет – 5; В Усть-Майском улусе, Намском улусе, Горном улусе, Верхнеколымском улусе по 4; Кобяйский улус, Сунтарский улус, Аллаиховский улус – 3; Амгинский улус, Булунский улус, Верхоянский улус, Ленский район; Оленекский эвенкийский национальный район, Усть-Алданском, Хангаласском районе – 2; Во всех остальных районах Якутии количество гостиниц составляет 1 – это Абыйский улус, Верхневилюйский улус, Момский улус, Среднеколымский улус, Чурапчинский улус, Эвено-Бытантайский район.

Ежегодно ремонт зданий гостиниц по данным таблицы происходит только в Эвено-Бытантайском районе; город Якутск не отмечен; Каждый год начиная с 2011 года проводятся ремонтные работы в гостиницах Томпонского улуса; Во всех остальных районах ремонт производится не чаще чем раз в два года, либо совсем не проводилось.

Также хотелось бы отметить, что в Якутии проблема размещения на сегодняшний день сложный вопрос, соответствующих всем требованиям гостиниц и прочих мест проживания туристов и приезжих граждан мала как в городе Якутске, так и в районах Якутии. Эта проблема исходит из того, что спрос на них небольшой, связано это с низким уровнем развития туризма и въезда иностранных граждан и граждан из других субъектов РФ. Так же большую роль играет внутренняя миграция, мало людей приезжает в столицу и останавливается в гостиницах. Заявленным требованиям соответствуют только гостиницы в Москве, Санкт-Петербурге, в Сочи и Казани.

Что качается ценовой политики гостиничного бизнеса Республики Саха (Якутия), то ценовой диапазон предлагаемых гостиничных услуг колеблется от 700 рублей за одно место в частном квартирном секторе до 5000 рублей за одноместный стандартный номер в гостинице "Полярная Звезда".

Как уже отмечалось ранее, численность гостиниц непосредственно связана со спросом на них. Спрос на гостиничные услуги является результатом туризма в данных регионах. Так, например, лидером по количеству гостиниц является Якутск, столица Республики, обладает наиболее большим количеством достопримечательностей и культурными центрами. На втором месте располагаются Нерюнгринский район с Оймяконским районом. Нерюнгри, по сути, является «Второй столицей» Якутии. А вот Оймяконский район прославлен, как полис холода, одно из самых суровых мест на земле, где проживают люди. Разница температур летом и зимой доходит до 104 С- по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире. От 213 до 229 дней в году в Оймяконе лежит снег. Поэтому перспективы на высокую туристическую активность у данного региона высоки.

«Путешествие в Оймякон – это уникальное предложение для тех, кто, что называется, любит испытать себя на прочность. На несколько дней окунуться в совсем другую реальность – экспедиция на Полюс Холода – вот решение для подобного желания! И дело совсем не в том, что Оймякон настолько далеко, насколько можно себе представить, и не в том, что Вы попадете в экстремальные условия – отнюдь, комфорт и покой можно найти и там! Причина в том, что Вы оказываетесь участником самой настоящей этно-экспедиции – рука об руку с бытом и традициями прошлых лет, и эти ощущения не будут поддельными! Ведь там, на Полюсе Холода вот уже сотни лет живут люди с недоступным для нас мировоззрением и в неприемлемых для нас условиях…

Узреть воочию будни эвенов-оленеводов, которые сопряжены с каждодневной борьбой за выживание, узнать поближе их обычаи и мистические языческие обряды. Окунитесь в мир, где холод заставляет людей быть ближе друг другу как в прямом, таки в переносном смысле, когда в экстремальных условиях приходит понимание жизни, когда радуешься даже простым человеческим ценностям!» [2]- такие предложения были обращены к туристам в Мультирегиональном туроператоре по активному отдыху и приключенческому туризму в России RussiaDiscovery. Стоимость данного тура весьма впечатляющая- более 80 тыс. О чем можно судить, что Полюс холода- недешевое удовольствие. Но также президент Российского союза предприятий туристической индустрии, Сергей Шпилько, который сопровождал делегацию из Москвы в научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия): пути решения», заявил, что Якутии нужно делать ставку именно на дорогой продукт. Все это связано с дорогими транспортными расходами, а также с тем, что в моде сейчас экстремальные виды туризма, который может предложить Якутия.

Но в последние годы въездной туристский поток в Республику Саха (Якутия) характеризуется стабильным въездом иностранных граждан.

Учитывая мировую тенденцию к организации путешествий и отдыха посредством интернет-технологий (электронные системы бронирования), статистический учет лишь по данным туристских фирм (статбюллетень "1-турфирма") не в полном объеме отражает туристский поток, что видно из показателей въезда иностранных граждан на территорию Республики Саха (Якутия).

2. Возможности расселения туристов в Республике Саха (Якутия)

Большинство гостиниц рассчитано на размещение, в среднем, 40 человек. К гостиницам с условной классификацией "4 звезды" можно отнести несколько, в том числе "Полярную Звезду" (вместимость 120 чел.) и "Тыгын Дархан" (вместимость 90 чел.). В виду добровольности классификации средства размещения, на рынке гостиничных услуг Республики Саха (Якутия) отсутствуют классифицированные гостиницы. Вместе с тем, в проекте Программы предусмотрены меры, стимулирующие коллективные средства размещения, в том числе гостиницы, проходить классификацию.

Статистика гостиничного хозяйства достаточно полно характеризует уровень туристской активности. По итогам 2009 года, из общего объема услуг гостиничного хозяйства (103,1 тыс. человек) на долю гостиниц приходится 91% размещений (93,8 тыс.), в том числе приехавших с целями туризма и отдыха 13,2% (13,6 тыс. человек). В 2010 году общий объем гостиничных услуг составил 132,3 тыс. человек.

В разрезе районов республики основной гостиничный фонд расположен в г. г. Якутске, Нерюнгри и районах: Мирнинском, Алданском, Ленском, Нюрбинском, Кобяйском. Данные улусы являются промышленными, и подавляющее количество лиц, размещенных в гостиницах, пребывает на территории республики с деловыми целями.

В республике сохранена общедоступная сеть государственных учреждений здравоохранения, в том числе санатории и профилактории, реабилитационные центры. В Якутии находятся 34 санатория общей вместимостью в 2 488 человек. Практикуется водо - и грязелечение. В основном, используются сульфидная иловая грязь и хлоридно-гидрокарбонатная натриевая рапа.

В целом средства размещения характеризуются высоким износом, низкой комфортностью, неразвитой системой дополнительных услуг, персонал гостиниц - недостаточным профессионализмом. В летний сезон отмечаются недостаток свободных мест в средствах размещения, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг.

3.Описание услуг, качества и оценка клиентов

SWOT – анализ гостиницы «Полярная звезда».

Гостиница «Полярная звезда» считается в городе Якутске лучшим местом для временного проживания. Такой она стала благодаря сочетанию роскоши и комфорта в интерьерах, непринужденного и высококачественного сервиса, характерных для любого отеля сети ALROSA-HOTELS. Находится она в центре Якутска, где сосредоточена жизнь административная, культурная и деловая, в получасе езды от аэропорта. «Полярная звезда» внешне – это стильное и эффектное семиэтажное фешенебельное здание, выстроенное в 2004 году по специальному проекту и заказу АК АЛРОСА.

Сильные стороны

1. Местонахождение (центральный район города)

2. Удобство подъездных путей

3. Большой срок работы в области гостиничного бизнеса

4. Широкий ассортимент оказываемых услуг

5. Хороший имидж гостиницы в г. Якутск и в РС(Я)

6. Возможность осуществления выставочных мероприятий, банкетов, встреч, конференций и т.д.

7. Наличие собственного интернет – сайта

8. Приветливый персонал

9. Совершенствуется система менеджмента качества

10. Адекватные финансовые ресурсы

Слабые стороны

1. Далекое положение гостиницы от аэропорта и автомобильного вокзала

2. Недостаточное оснащение номеров для этого класса

3. Высокие цены, выше средних цен по городу Якутск

4. Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп

5. Ограниченность некоторых услуг( фитнес только для девушек, бассейн бесплатный только утром и т.д)

6. Давно не проводился ремонт

7. Не определены параметры постоянного клиента

Возможности

1. Реконструкция

2. Оптимизировать ассортимент оказываемых услуг

3. Привлечение различных постояльцев за счет эффективного ценообразования

4. Рост квалификации всех сотрудников

5. Повышение эффективности работы благодаря инновационной деятельности

6. Расширение круга сотрудничества с различными турагенствами и туроператорами

7. Особые цены для постоянных клиентов, скидки, оказание дополнительных услуг

Угрозы

1. Конкуренция на рынке гостиничных услуг

2. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране

3. Усиление позиций компаний конкурентов

4. Низкий уровень доходов большей части населения

5. Изменение законодательства (в частности, налогового)

6. Изменение потребностей и вкуса клиентов

SWOT- анализ

Возможности

Реконструкция

  1. Оптимизировать ассортимент оказываемых услуг

  2. Привлечение различных постояльцев за счет эффективного ценообразования

  3. Регулярное повышение квалификации персонала

  4. Повышение эффективности работы благодаря инновационной деятельности

  5. Расширение круга сотрудничества с различными турагенствами и туроператорами

  6. Особые цены для постоянных клиентов, скидки, оказание дополнительных услуг

Угрозы

Конкуренция на рынке гостиничных услуг

  1. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране

  2. Усиление позиций компаний конкурентов

  3. Низкий уровень доходов большей части населения

  4. Изменение законодательства (в частности, налогового)

  5. Изменение потребностей и вкуса клиентов

Сильные

Местонахождение (центральный район города)

  1. Удобство подъездных путей

  2. Большой срок работы в области гостиничного бизнеса

  3. Широкий ассортимент оказываемых услуг

  4. Хороший имидж гостиницы в г. Якутск и в РС(Я)

  5. Возможность осуществления выставочных мероприятий, банкетов, встреч, конференций и т.д.

  6. Наличие собственного интернет – сайта

  7. Приветливый персонал

  8. Совершенствуется система менеджмента качества

  9. Адекватные финансовые ресурсы

СиВ(Основные направления развития)

1.Выход на международный уровень(3,5+6)

2.Увеличение потока клиентов(4,8,+2,3,7)

3.Украпление конкурентоспособности за счет предоставляемых услуг(2,4,6+2,5)

4.Позиционирование на рынке гостиничных как отель, действующая в рамках системы менеджмента качества (или: способного выйти на уровень показателей мировых критериев) (9+1,5)

5.Позволит гостинице выйти на качественно новый уровень обслуживания (10+5)

СиУ(Основные задачи)

1.Адаптировать ценовую политику под показатели конкурентоспособности и эффективности (5+4)

2.Повышение эффективности деятельности гостиницы (внедрение эффективных сотрудничеств) (3,7+2)

3.Систематизация и активизация целенаправленной работы по формированию имиджа на мировом уровне (4+1,3)

4. Прочная репутация, внушающая потребителю доверие и качество предоставляемых услуг(5+6)

Слабые

Далекое положение гостиницы от аэропорта и автомобильного вокзала

  1. Недостаточное оснащение номеров для этого класса

  2. Высокие цены, выше средних цен по городу Якутск

  3. Нехватка номерного фонда для размещения больших туристических групп

  4. Ограниченность некоторых услуг( фитнес только для девушек, бассейн бесплатный только утром и т.д)

  5. Давно не проводился ремонт

  6. Не определены параметры постоянного клиента

СлВ(Основные проблемы)

1.Несоответствие отеля к выбранному классу (2+1)

2.Высокая цена, приведет к оттоку клиентов (3+3)

3.Слабая услуга, приведет к снижению конкурентоспособности (4,5+2,7)

СлУ(Самые большие проблемы)

1.Неконкурентоспособная ценовая политика (3+4)

2.Не соответствие стандартам (2,6+2)

3.

Теперь сделаем выводы по проведенному SWOT-анализу. Итак, определенные в ходе анализа сильные и слабые стороны отеля дают возможность определить те параметры, которые являются выигрышными, их нужно развивать и поддерживать на необходимом уровне, и параметры, улучшение которых может оптимизировать процессы совершенствования управления гостиницей и свести к минимуму возможность аспекты ухудшения имиджа.

SWOT-анализ гостиницы «Полярная звезда» выполнен, перед менеджментом гостиницы представлена полная картина дел в гостинице: определены параметры и характеристики, которые могут привести к коммерческим рискам, определены положительные и отрицательные характеристики заведения. Данный анализ используется не только для оценки конкурентоспособности гостиницы, он очень важен для выбора стратегии развития: исходя из проанализированных параметров, менеджер может легко выбрать приоритеты развития отеля.

Заключение

В нашей работе мы изучили современное состояние гостиничного бизнеса в РС(Я); проанализировали возможности расселения туристов в РС(Я); Описали услуги, качество и оценку клиентов гостиничного бизнеса. По данным отзывов клиентов было выявлено, что в Якутии проблема туристической инфраструктуры до сих пор актуальна, так как вопрос о размещении на сегодняшний день не соответствует всем требованиям гостиниц и прочих мест проживания туристов и приезжих граждан мала как в городе Якутске, так и в районах Якутии. Эта проблема исходит из того, что спрос на них небольшой, связано это с низким уровнем развития туризма и въезда иностранных граждан и граждан из других субъектов РФ. Так же большую роль играет внутренняя миграция, мало людей приезжает в столицу и останавливается в гостиницах.

Просмотров работы: 2946