СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ

Казаков В.И. 1, Кондращенко Д.Н. 1
1Брянский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям 1 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» и началось осуществление выплат за счет пенсионных накоплений.  

Пенсионным фондом России в течение второго полугодия 2012 года осуществлены выплаты 1 593,8 тыс. застрахованных лиц, 99,7% которых осуществлены в форме единовременных выплат. Средний размер единовременной выплаты составил 7397 рублей.

Негосударственные пенсионные фонды в этот же период осуществили выплаты 125,2 тыс. человек на общую сумму 2639,8 млн. рублей, 97,5% всех выплат осуществлены в виде единовременной выплаты.

Средний размер выплат из НПФ составил:

Накопительной части трудовой пенсии - 575 руб.

- Срочной пенсионной выплаты - 711 руб.

- Единовременной выплаты - 15273 руб.

В процессе осуществления выплат выявилась необходимость доработки либо уточнения отдельных положений типовых страховых правил фонда, форм применяемых документов, информационного обмена между ПФР и НПФ. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение является важной составляющей накопительного компонента и неотъемлемой частью пенсионной системы России. В принятой Стратегии впервые обозначены количественные ориентиры для отдельных составляющих пенсионного обеспечения:

- среднее значение коэффициента замещения для обязательного пенсионного страхования – 40%,

- для корпоративного пенсионного обеспечения – 15%,

- для частных пенсий, формируемых работниками (физическими лицами) – 5%.

Негосударственные пенсии позволяют гибко учитывать отраслевые и территориальные особенности, а также индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности.

Важнейшим условием развития негосударственного пенсионного обеспечения является заинтересованное отношение государства, работодателей и профсоюзов к формированию корпоративных пенсионных систем, дальнейшее развитие принципов социального партнерства. Этому способствовало бы проведение регулярных консультаций по вопросам создания таких систем в рамках РТК и других институтов социального взаимодействия.

Большое значение для привлечения граждан к формировании своих пенсионных накоплений могло бы иметь распространение принципов, отработанных в ходе реализации программы государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2008 года № 56-ФЗ, на личные взносы граждан, вносимые ими в рамках личных договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Негосударственное пенсионное обеспечение в России исторически развивается преимущественно в направлении корпоративных пенсионных систем. Около 80% всех пенсионных взносов по негосударственному пенсионному обеспечению, вносимых в негосударственные пенсионные фонды, поступают по договорам с юридическими лицами.

Построение полномасштабной системы пенсионного обеспечения в рамках трехуровневой модели невозможно без создания новых и развития действующих систем корпоративного пенсионного обеспечения.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации определено, что корпоративное пенсионное обеспечение должно способствовать решению следующих вопросов:

1 формированию уровня пенсий, обеспечивающих приемлемый коэффициент замещения для лиц с уровнем заработной платы выше среднего;

2 реформированию института досрочных пенсий;

3 развитию инструментов управления персоналом в целях повышения его мотивации к качественному исполнению трудовых обязанностей и закрепления на рабочих местах лучших работников.

Для этого необходимо установить организационные, правовые и финансовые основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также определить необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения работников и основные принципы государственного контроля за деятельностью в этой сфере.

Важное направление развития корпоративных пенсионных программ вызвано реформированием института досрочных пенсий. Появление альтернативных по отношению к корпоративным пенсионным программам вариантов дополнительных социальных гарантий и компенсаций (выплат компенсационного характера в виде добавок к заработной плате и дополнительного страхования на случай риска возможной утраты заработка вследствие досрочной потери профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами) существенно повышает требования к организации корпоративных пенсионных программ, простоте и надежности их построения и обеспечению их привлекательности для работников предприятий.

Данные статистики показывают, что рост негосударственного пенсионного обеспечения за последние годы минимален. Он невозможен без существенного роста в экономике, который способен стимулировать корпоративные пенсионные программы на новых предприятиях, без создания неоднократно упоминавшихся в СМИ 25 миллионов высокоэффективных рабочих мест. Формальными бюрократическими мерами или искусственным внедрением новых игроков на рынок подстегнуть рост негосударственного пенсионного обеспечения невозможно. Сегодня его возможности практически исчерпаны. Повышение эффективности инвестирования пенсионных средств является важнейшей задачей развития накопительной составляющей пенсионной системы России и всегда в центре внимания Ассоциации.

Предложения НП «Негосударственной Ассоциации Пенсионных Фондов» по этим вопросам, поддержанные Российским союзом промышленников и предпринимателей, относятся к трем основным направлениям, предусматривающим повышение надежности инвестиций, повышение доходности инвестиций и обеспечение экономики «длинными деньгами».

Для повышения надежности инвестиций предлагается:

Ввести требование о распространении контроля со стороны специализированного депозитария за средствами пенсионных накоплений на весь период их нахождения в НПФ (с момента перечисления средств от ПФР в НПФ).

Обязать НПФ открывать отдельные расчетные счета для осуществления операций с пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и с имуществом для осуществления уставной деятельности. Для повышения доходности инвестиций при инвестировании пенсионных накоплений предполагается достичь:

Включить в перечень инструментов, доступных для инвестирования пенсионных накоплений, акции высоконадежных компаний, по формальным причинам не входящим в настоящий момент в котировальный список А1 (например, ОАО «Газпром», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Сургутнефтегаз»), облигации государственных корпораций и другие финансовые инструменты.

Внести изменения в законодательство, предоставляющих негосударственным пенсионным фондам реальную, а не «бумажную» возможность использовать производные финансовые инструменты, направленные на ограничение рисков.

Снять ограничения на приобретение ценных бумаг эмитентов, аффилированных со специализированным депозитарием пенсионного фонда.

Снять ограничения на суммарный размер денежных средств в рублях на счетах в кредитных организациях; депозитов в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях; иностранной валюты на счетах в кредитных организациях.

При размещении пенсионных резервов повышения доходности инвестиций предполагается достичь:

- снятием требования по предельному объему сделок, совершаемых в течение квартала, к сделкам РПС (сейчас не более 20% от СЧА);

- исключением требование в 40% на внесписочные ЦБ и 15% на первичное размещение при условии того, что рейтинг эмитента не ниже уровня «BB-»;

- увеличением доли закрытых паевых инвестиционных фондов, предназначенных для квалифицированных инвесторов до 25%;

- снижением требований к рейтингу иностранных коммерческих организаций (с ВВВ- до ВВ- по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс»), в облигации которых размещаются средства пенсионных резервов;

- добавлением в список активов, которые могут составлять пенсионные резервы фонда текущих (до востребования) обезличенных металлических банковских счетов (не более 20%);

- разрешением обратных сделок РЕПО (до 20% от пенсионных резервов) при условии их совершения на бирже. Возможность обеспечения экономики «длинными деньгами» является важным преимуществом накопительной составляющей. Россия испытывает острую потребность в развитии и модернизации инфраструктурных объектов, затраты на которые до 2030 года оцениваются более чем в 100 млрд. рублей. Принимая во внимание социальную значимость объектов инвестирования с точки зрения текущих потребностей (обеспечение функционирования государственных институтов, создание рабочих мест, востребованность производства и т. п.), а также важность развития национальной экономики и улучшения качества жизни населения (строительство и реконструкция дорог, путей сообщения, сетей передачи электроэнергии, аэропортов, образовательных учреждений, больниц и иных инфраструктурных объектов), государство и частный капитал должны объединить свои усилия для достижения указанных целей.

В настоящее время существует ряд сдерживающих законодательных ограничений, затрудняющих инвестирование средств НПФ. В первую очередь это касается ограничений по структуре активов, разрешенных для инвестирования средств пенсионных накоплений, отсутствия института «длинных денег» - инвестиционный процесс ограничивается одним годом, по результатам которого в бухгалтерских отчетах должны отсутствовать убытки, а также невозможности распределения отрицательных инвестиционных результатов в течение одного года между отдельными счетами. Имеется ряд других препятствий общего характера.

Наряду с неготовностью нормативной правовой базы ключевой проблемой является дефицит стандартизированных продуктов, в результате инициаторы инвестиционных проектов, включая государственные органы и органы местного самоуправления, не имеют возможности создать поток стандартизованных проектов и связанных с ними финансовых продуктов с понятными рисками, а негосударственные пенсионные фонды не могут принять на себя эти риски, поскольку не обладают компетенцией и ресурсами для оценки рисков по каждому конкретному проекту.

Разрабатываемые инвестиционные продукты должны быть приемлемы не только для российских, но и для международных инвесторов. Это, с одной стороны, является гарантией того, что стандарты подготовки проектов соответствуют требованиям уже сложившегося рынка. С другой, позволит снизить стоимость привлечения средств иностранных инвесторов, которые сегодня ввиду перечисленных выше проблем претендуют на значительную премию за риск. Принимая во внимание, что инвестиции в инфраструктурные инструменты несут в себе определенные риски, отличные от инвестиций в котирующиеся на рынке ценные бумаги, важно законодательно повысить требования к риск-менеджменту в НПФ, скорректировать требования к составу и структуре активов, разрешенных для инвестирования в них пенсионных накоплений, предусмотреть соответствующие изменения в государственном регулировании НПФ.

Необходимость повышения надежности негосударственных пенсионных фондов является фундаментальным выводом по результатам обсуждения Стратегии развития пенсионной системы и вопросов развития финансовых и страховых рынков, создания международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации.

В числе мероприятий по повышению надежности негосударственных пенсионных фондов в указанных документах отмечены:

- повышение требований к минимальному размеру собственных средств негосударственных пенсионных фондов и качеству составляющих их активов, а также создание многоуровневой системы гарантий сохранности, включая системы объединенных гарантийных фондов;

- повышение эффективности деятельности пенсионных фондов и других институтов коллективного инвестирования на основе гарантирования пенсионных накоплений, совершенствования регулирования и пруденциального надзора;

- повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений, (совершенствование порядка раскрытия информации);

- введение обязательного участия негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемых организациях;

- совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов; создание современной системы управления рисками;

- создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения качественных характеристик и стандартов для указанной деятельности;

- расширение перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений.

Развитие риск-менеджмента, его внедрение в практику постоянной деятельности негосударственных пенсионных фондов является первоочередным условием повышения надежности деятельности НПФ.

Важным шагом в повышении надежности негосударственных пенсионных фондов, развитию процесса инвестирования стала разработка и принятие Общим собранием НП «НАПФ» комплекса стандартов по риск-менеджменту. Ассоциация одной из первых среди других саморегулируемых организаций финансовых рынков, которая ввела такие стандарты.

Основные положения стандартов управления рисками негосударственных пенсионных фондов направлены на унификацию практики риск-менеджмента на российском пенсионном рынке, повышение прозрачности негосударственных пенсионных фондов и рост доверия к ним населения, инвесторов и органов власти.

Стандарты также призваны решить задачу обеспечения специалистов и руководителей негосударственных пенсионных фондов методологическими материалами для построения системы риск-менеджмента.

Стандарты будут способствовать развитию систем риск-менеджмента как в фондах, придерживающихся принципа самостоятельного контроля рисков, так и в фондах, перекладывающих риск-менеджмент на управляющие компании. Первые смогут доработать свои системы в соответствии с ведущими практиками на рынке, а у вторых перед глазами будут материалы для аудита систем риск-менеджмента управляющих компаний, с которыми фонды работают.

Как отмечалось, эта задача решается в комплексе с созданием системы страхования (гарантирования) всех пенсионных вложений граждан в НПФ и имеет хорошие законодательные перспективы.

Одновременно необходимо менять подход к требованиям по доходности инвестиционного портфеля. Необходимо разработать систему правил и требований в зависимости от возраста застрахованного лица, как это сделано в законодательстве некоторых западных стран.

Для молодых должен быть один портфель и более агрессивная стратегия инвестирования, для зрелых специалистов – сбалансированный портфель. А для тех, кому до пенсии 10 лет – ультраконсервативная стратегия инвестирования.

Развитие системы НПФ, стремительный рост масштабов средств, находящихся в их распоряжении, ставят на повестку дня вопрос о пересмотре позиции Ассоциации в отношении организационно-правовой формы НПФ, рассматривавшейся ранее исключительно как особая некоммерческая организация социального обеспечения.

Очевидно, что сочетание, с одной стороны, функций страховщика в пенсионной системе, а с другой - необходимой деятельности в качестве организации-участника финансового рынка в современных условиях приобретает достаточные обоснования для возможности придания НПФ коммерческой организационно-правовой формы.

В настоящее время в рамках рабочей группы при Минфине России (в составе которой и представители Ассоциации) идет работа и по подготовке законопроекта о введении коммерческой формы негосударственного пенсионного фонда.

Рассматриваются два варианта. Один - трансформация НПФ в акционерное общество с сохранением общих принципов регулирования, которые сегодня существуют. Другой - преобразование НПФ таким образом, чтобы пенсионные накопления или пенсионные резервы образовывали некий имущественный комплекс без статуса юридического лица, находящегося в собственности застрахованных лиц или вкладчиков, а НПФ получил функции управляющей компании и администратора счетов.

Проблема представляется весьма сложной и требует поиска ответов на многие практические вопросы, прежде всего связанные с реорганизацией, с переходными положениями, имущественными правами, зависимостью прежней или новой организационно-правовой формы от вида и характера деятельности НПФ и др.

По мнению НАПФ основным подходом при решении вопросов совершенствования организационно-правовой формы НПФ должна быть добровольность выбора организационно-правовой формы действующим негосударственным пенсионным фондом (остаться в прежней форме или акционироваться). Вновь создаваемые НПФ будут только акционерными обществами.

В рамках мероприятий по созданию международного финансового центра и улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации принято решение о создании единого регулятора банковского и финансового рынков на базе Банка России. Законодательную основу для создания единого мегарегулятора, создает проект закона, внесенный Правительством России в Государственную Думу и рассмотренный в первом чтении.

Законопроект предусматривает передачу Банку России полномочий ФСФР России по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, включая деятельность НПФ. Закрепление функций по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка за одним регулирующим органом, надеемся, будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка, и снижению административной нагрузки на них

К функциям, которые будет осуществлять СРО в случае передачи ей надзорным органом соответствующих полномочий относятся полномочия по:

1. надзору за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов профессиональной деятельности, других федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансовых рынков, иных нормативных правовых актов Российской Федерации о соответствующем виде деятельности, осуществляемом членами такой СРО;

2. организации профессионального обучения членов саморегулируемой организации и проведения аттестации руководителей членов СРО и их работников;

3. осуществлению проверки документов, направляемых организациями, деятельность которых подлежит лицензированию, в орган контроля для получения лицензии;

4. регулированию в форме стандартов сферы деятельности, соответствующей виду саморегулируемой организации.

Одним из условий передачи полномочий является финансовая состоятельность СРО, которая подтверждается надзорным органом после процедуры согласования саморегулируемой организацией с органом контроля бюджетной росписи, на основании которой она будет осуществлять эти полномочия.

Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов СРО, стандартов профессиональной деятельности, контроль за соблюдением членами СРО документов саморегулируемой организации, надзор за соблюдением требований стандартов профессиональной деятельности, федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансовых рынков, иных нормативных правовых актов, взаимодействие по этим вопросам с федеральным органом, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Важно подчеркнуть, что предоставление саморегулируемым организациям права надзора над осуществлением членами СРО деятельности в сфере финансовых рынков не влечет за собой утрату надзорных полномочий органом надзора.

Важнейшим направлением деятельности саморегулируемой организации является разработка и утверждение стандартов, на основании права регулирования соответствующей сферы отношений, переданных ей органом контроля.

Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов

В конце 2013 года был утвержден новый порядок регулирования пенсионного рынка. Ужесточение регулирования не приведет к сокращению объема пенсионных накоплений НПФ, но существенно уменьшит инвестиционную привлекательность отрасли. Это может привести к ускорению процесса консолидации отрасли и еще большему повышению уровня ее концентрации.

По итогам 2013 г. объем пенсионных накоплений достиг 1 млн. руб.

На сегодняшний день более 90% пенсионного рынка приходится на 30 крупнейших НПФ. По оценке «Эксперт РА», к концу 2015 года на рынке останется не более 40 фондов.

Рис. 1– Объем пенсионных накоплений в НПФ, млн.руб.

Притока новых пенсионных накоплений в 2014 г. не будет. С 2014 года между фондами и ПФР перестанут действовать трансферагентские соглашения. Это изменение сведет к минимуму возможности фондов по привлечению новых клиентов как из других фондов, так и из ПФР. В таких условиях значительно уменьшится инвестиционная привлекательность отрасли, увеличится количество предложений по продаже фондов, а ряд фондов без поддержки инвесторов могут прекратить существование.

Новое регулирование требует инвестиций в бизнес-процессы. Дальнейшее развитие фондов будет зависеть от того, насколько успешно они справятся с новыми требованиями: пройдут проверку ЦБ, вступят в систему АСВ и акционируются. Для этого фондам придется в срочном порядке улучшать процессы риск-менеджмента, в частности в отношении инвестиционных рисков. Позволить себе существенные издержки на улучшение бизнес-процессов смогут только крупные фонды, объем пенсионных накоплений которых дает заметный доход даже при невысоких показателях доходности.

Количество фондов сократится, но надежность рынка повысится. В результате ужесточения регулирования рынка НПФ и сделок M&A к концу 2015 года рынок НПФ сократится до 30-40 фондов. Это то количество фондов, в которых на конец 9 месяцев 2013 года было сосредоточено более 90% собственного имущества, пенсионных накоплений и пенсионных резервов. По оценке «Эксперт РА», эти фонды смогут позволить себе необходимые затраты для повышения надежности и качества риск-менеджмента, чтобы успешно пройти проверку ЦБ и вовремя акционироваться.

Основной угрозой развития рынка оказалась не ожидаемая проверка фондов со стороны ЦБ и требование об акционировании, а отмена трансферагентских соглашений между НПФ и ПФР. Эта отмена сводит практически к нулю возможности фондов по привлечению 2 трлн рублей пенсионных накоплений «молчунов» из ПФР. С другой стороны, эта отмена закрепит статус-кво между НПФ в распоряжении 1 трлн рублей пенсионных накоплений, который уже есть на рынке.

В условиях, когда рынок лишился возможности для роста, значительно уменьшится его инвестиционная привлекательность. Сильному сокращению подвергнутся инвестпрограммы большинства розничных фондов. Для тех из них, кто еще не успел достигнуть планки в несколько миллиардов рублей, это сокращение может стать критичным. В таких фондах развитие инфраструктуры, ИТ-систем и системы управление рисками шло параллельно росту бизнеса, и теперь без поддержки со стороны инвесторов развивать фонды станет не на что, доходов от управления будет не хватать. Поэтому в ближайшие два года можно ожидать резкого ускорения процесса консолидации в результате продаж и закрытия фондов.

Развитие фондов в 2014-2016 гг. будет зависеть от того, насколько успешно они справятся с новыми требованиями. В ближайшие год НПФ предстоит пройти проверку со стороны ЦБ, вступить в систему АСВ и акционироваться. Все это потребует от фондов и их инвесторов дополнительных затрат на развитие бизнес-процессов. В частности фондам придется повысить (а некоторым создать) качественную систему риск-менеджмента. Особое внимание при этом будет уделяться контролю инвестиционных рисков и отбору УК.

Позволить себе существенные издержки на улучшение бизнес-процессов смогут только крупные фонды. Объем пенсионных накоплений, который сосредоточен в крупнейших фондах, обеспечивает им существенный доход даже при невысоких показателях доходности. Мелкие фонды будут вынуждены уйти с рынка либо присоединиться к более крупным НПФ.

Уменьшение инвестиционной привлекательности отрасли и ужесточение регулирования приведет к ускорению процесса консолидации на рынке. Со второй половины 2012 года на рынке произошло 9 сделок по продаже крупных НПФ финансовым структурам, контролирующим другие фонды. Инвесторы, желающие развиваться на этом рынке, в ближайшие полтора года будут докупать мелкие фонды.

Продажа фондов и уход мелких НПФ приведет к повышению концентрации. На конец 1 квартала 2014 года в топ-30 НПФ было сосредоточено более 90% собственного имущества, пенсионных накоплений и пенсионных резервов. К концу 2015 года на рынке может остаться 30-40 фондов. По оценке «Эксперт РА», лишь столько фондов на рынке могут позлить себе необходимые затраты для повышения надежности и качества риск-менеджмента, чтобы успешно пройти проверку ЦБ и вовремя акционироваться.

Развитие деятельности негосударственных пенсионных фондов создаст полноценный добровольный уровень национальной пенсионной системы за счет массового заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, преимущественно населением «среднего класса».

Составим прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России за счет актуарного оценивания негосударственного пенсионного страхования. Исходным элементом модели является количество участников, зарегистрированных в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), число пенсионеров, получающих негосударственные пенсии из НПФ, число застрахованных лиц, переведших свои пенсионные накопления в НПФ. Для корреляционного анализа возьмем показатели, которые напрямую оказывают влияние на количество участников НПФ:

  1. Реальный рост заработной платы в стране. Согласно теории Дж.Кейнса рост доходов населения приводит к увеличению накоплений, в том числе и к дополнительному пенсионному страхованию.

  2. Рост экономики страны. Развитие производственных процессов приводит к увеличению дополнительного пенсионного страхования наемных работников работодателями.

  3. Снижение уровня замещения государственной пенсией заработка. Положительная динамика данного показателя снижает уровень доверия граждан к системе обязательного пенсионного страхования.

Результаты корреляционного анализа представим в таблице 1.

Таблица 1– Корреляционный анализ факторов, влияющих на рост

численности участников НПФ России

Факторы

Коэффициент корреляции с численностью участников НПФ

Реальная начисленная заработная плата

0,7414

Темпы роста ВВП России

0,3707

Темпы роста уровня замещения пенсией заработка

0,1964

Как видно из представленных данных наивысшего значения коэффициент корреляции достиг при сопоставлении темпов прироста численности участников НПФ и реального роста заработной платы в стране.

Вместе с тем на изменение количества участников оказывают влияние и демографические факторы. Так при увеличении трудоспособного населения, увеличивается и количество потенциальных участников НПФ. Поэтому прогноз численности участников НПФ составлен с учетом изменения трудоспособного населения по данным статистики РФ до 2040 г. С учетом статистических данных с 2013г.-2040г. численность трудоспособного населения снизится на 20-24 %.

Несмотря на ежегодный рост численности негосударственных пенсионных фондов, количество участников к 2013г. достигло только 22,7 %. Согласно прогнозу число участников НПФ к 2040г. достигнет 41,4 % и составит в среднем около 6 млн. чел. Прогнозные значения представим на рисунке 8, 9.

Рис.2 – Прогноз участников НПФ, застрахованных лиц и получателей

негосударственных пенсий, млн. чел.

Рис.3- Прогноз пенсионных накоплений и стоимости пенсионных

резервов по трем вариантам прогноза, трлн. руб.

Благодаря благоприятным экономическим условиям количество участников НПФ к 2040 г. вырастет в 1,4-2 раза. Ощутимый толчок должны дать меры по снижению тарифа страховых взносов на накопительную часть пенсии, непереведших свои пенсионные накопления из государственной управляющей компании. В результате величина пенсионных накоплений вырастет до величины равной 5,7 - 8 % ВВП. Вследствие развития деятельности НПФ должен повысится уровень пенсионной защиты российских граждан. По высокому или оптимистическому варианту прогноза уровень негосударственной пенсии к 2040 г. увеличится в 20,2 раза достигнув 40,1 тыс. руб., по пессимистическому прогнозу пенсия вырастет только в 2,1 раза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации// СПС Консультант +

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации// СПС Консультант +

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СПС Консультант +

  4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СПС Консультант +

  5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"// СПС Консультант +

  6. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"// СПС Консультант +

  7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"// СПС Консультант +

  8. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"// СПС Консультант +

  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»// СПС Консультант +

  10. Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации"// СПС Консультант +

  11. Постановление Правления ПФР от 11.06.2013 №136п «О Комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» // СПС Консультант +

  12. Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2012. № 7, с.7 - 10

  13. Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия, 2012. № 5, с.12 – 13

  14. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования// Финансы и кредит. - 2013. - №18. – С. 57-67

  15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт, 2009. 621 с.

  16. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2012. № 5,с. 4 - 5

  17. Карагодин В.Р. О реализации положений программы пенсионной реформы в части профессионального пенсионного обеспечения// Страховое ревю, 2012. № 3, с.35 - 38

  18. Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР, 2013. №1, с.9 – 15

  19. Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании// Финансы. - 2012. - №11 – С. 61-62

  20. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М.: «Экзамен», 2012.-270с.;

  21. Муравьев Т.В. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного страхования// Финансы и кредит. - 2013. - №47. – С. 82-87

  22. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития // Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа". - июль 2013. - № 62.;

  23. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – 2013. - № 11.-299с

  24. Новый энциклопедический словарь/ под ред. Ю.Ю. Глущения- М.: Рипол-Классик, 2012. 1568 с.

  25. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд. -2012- No5- С. 25.;

  26. Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы, 2012. №8, с.11 - 16

  27. Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год // Пенсия, 2012. №2, с. 30 - 35

  28. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю, 2012. №3, с.32 - 37

  29. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под. ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити, 2010. 479 с.

  30. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2011. 336 с.

  31. Хмыз О.В. Пенсионная реформа и демографическая ситуация// Финансы и кредит. - 2013. - №30 – С. 54-60

  32. Четыркин Принципы финансирования систем пенсионного обеспечения // МЭ и МО, 2012. №6, с.19

  33. Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия, 2013. № 3, с.20

  34. www.pfr.ru – Официальный сайт Пенсионного фонда РФ

  35. http://gazfond.ru/ - Официальный сайт НПФ «Газфонд»

Просмотров работы: 3425