ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПУТЕМ МЕГАРЕГУЛЯТОРА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ПУТЕМ МЕГАРЕГУЛЯТОРА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Бирюкова Ю.А. 1, Каверза М.С. 2
1Российский Университет Кооперации ( БФ)
2Российский Университет Кооперации (БФ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям впервые идея мегарегулятора была предложена в исследовании компании Cadogan Financial, проведенном в конце 1999 г. по заказу ФКЦБ России. Доводы: преодоление фрагментарности и непоследовательности нормативной базы; рост независимости органов регулирования; рост зарплаты и преодоление недостатка ресурсов в финансовых ведомствах; создание четкой карьерно- иерархической структуры; преодоление фрагментарности и распыленности между ведомствами регулирования финансового рынка. Таким путем уже пошли Великобритания, Япония, Корея, Исландия, Люксембург, Австралия, Венгрия. Мегарегулятор осуществляет регулирующие функции в отношении кредитных организаций; деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; деятельности организаторов торговли; деятельности по управлению коллективными инвестициями; страховой деятельности. В функции такого регулятора не будут входить... поддержание курса национальной валюты, установление ставки межбанковского кредита, функции кредитора последней инстанции, эмитента и регулятора государственных ценных бумаг. Косвенно предполагалось, что мегарегулятор будет создан на базе ФКЦБ (в Великобритании - на базе Securities and Investments Board). В концепции НАУФОР также говорится о развитии системы регулирования и контроля через специальную полномочную организацию (п. 19), о централизации регулирующих и контрольных функций (п. 22), о необходимости регулятивной деятельности единого органа (п. 23).

1.Действие мегарегулятора :Международный и российский опыт.

Краткое выступление Посла Швейцарии

в России г-на Пьера Хельга.

Финансовый центр Швейцарии является крупным и имеет богатый опыт в области регулирования, контроля и надзора. В Швейцарии есть единый орган, ответственный за надзор в области финансовой индустрии. Этот орган контролирует банки, страховые компании, фондовые биржи, брокеров и других финансовых посредников. Это - Федеральный Орган Государственного Надзора Финансового Рынка – FINMA, основанный в Берне. Миссия FINMA заключается в защите интересов кредиторов, вкладчиков и застрахованных лиц, а также обеспечение гарантий на финансовом рынке. FINMA способствует репутации и конкурентоспособности Швейцарии как международного финансового центра. FINMA также является регулирующим органом. Он может издавать распоряжения и циркуляры по законодательству, связанному с финансовым рынком. Он может также гарантировать Международные стандарты в области инноваций и конкурентоспособности на международном уровне финансового рынка, а также саморегулирования.

FINMA функционирует как независимый орган. Тем не менее, он интегрирован в государственные структуры: FINMA находится под парламентским контролем и государственным надзором.

Новый российский регулятор, которым сейчас является Центральный банк. Российский мегарегулятор, в лице банка России, позволит улучшить надзор за финансовым сектором, разработать законодательство для усиления конкуренции и защиты прав миноритарных акционеров и прочих потребителей услуг на финансовом рынке.

Банковское сообщество очень спокойно отнеслось к созданию мегарегулятора, поскольку, банковской системы эти изменения в меньшей степени касаются. В то же время, мы рассчитываем на то, что теперь решения регулятора будут реализовываться скоординировано с другими сегментами финансового рынка, а это значит

Мегарегулятор эффективно может разрешать ситуации конфликтные, возникающие, в том числе, на стыке различных сегментов финансового рынка. Например, не секрет, что закрытые паевые инвестиционные фонды являются инструментом вывода с балансов непрофильных активов. Во время кризиса на балансах банков скопилось большое количество непрофильных активов, проблемных активов, и для того, что не портить картину, в том числе, отчетную, их упаковывают, в так называемые ЗаПИФы. Одновременно некоторые организации, в том числе и кредитные организации, используют этот институт, закрытые паевые фонды для того, чтобы лучше контролировать процесс финансирования различных проектов. И в этом плане институт – паевого инвестиционного фонда является хорошим инструментом управления рисками при кредитовании того или иного проекта.

2.Воздействие мегарегулятора на сектор микрофинансирования.

Рассмотрим влияние мегарегулятора на сектор микрофинансирования.

Состояние микрофинансового сектора в России можно резюмировать следующим образом, сегодня это:

- Низкий текущий уровень системных рисков ;

- Преобладание непруденциального риска над пруденциальным для МФО (ограниченное права на привлечение средств физических лиц);

- Сниженный пруденциальный риск КПК по сравнению с банковским (распределение средств между пайщиками) .

Со стороны МФО необходимы ответы на основные вызовы рынка:

- Вывод из «тени» «серых игроков», сокращение размеров «серого рынка» (внесение изменений в ГК);

- Как корректно учесть специфику «займов до зарплаты» (PDL) ;

-Необходимость единого стандарта раскрытия ценовых условий по микрозаймам ;

-Недостаточное качество кредитной оценки в сегменте потребительского микрофинансирования;

- Недостаточная прозрачность отчетности и налогового учета МФО и КПК ; -Снижение стоимости ресурсов для конечного заемщика

- Повышение доступности фондирования МФО (в том числе с целью исключения незаконных схем привлечения средств)

Меры по развитию регулирования рынка • В сфере обеспечения должного уровня прозрачности и справедливого налогообложения : – Введение отраслевых стандартов бухгалтерского учета и отчетности – Совершенствование налогового законодательства (отмена упрощенной системы налогообложения и введение специального режима с правом на создание резервов на возможные потери по займам) – Введение в силу порядка формирования резервов на возможные потери по займам – Введение в деловую практику стандартов эффективности МФО – Обязательный специальный аудит для компаний с валютой баланса более 30 млн. рублей – Перевод отчетности МФО и КПК в электронный формат. • Считая неэффективным ограничение процентных ставок по выдаваемым займам, предлагаем ввести регулирование уровня задолженности с использованием коэффициента долговой нагрузки (долг/доход).

Меры по развитию регулирования рынка:

- В сфере саморегулирования;

- Развитие института саморегулирования: обязательность участия и базовые стандарты по видам кредитных продуктов;

- Разработка базовых стандартов по защите прав потребителя: положения договора микрозайма; возможность ограничения размера штрафов и предельной долговой нагрузки на заемщика;

- Разделение базовых стандартов на три категории: займы до зарплаты (PDL), потребительские займы и займы МСП;

-Введение обязательной профессиональной аттестации руководителей и сотрудников микрофинансовых организаций.  Разработка стандартных форм договоров и других документов для облегчения анализа кредитных портфелей при рефинансировании и секъюритизации. Меры по развитию регулирования рынка • В сфере сокращения объемов нерегулируемого кредитного рынка : – Полный запрет на рекламу привлечения и размещения средств в займы для нерегулируемых компаний – Ограничения деятельности нерегулируемых компаний на уровне ГК РФ или закона «О финансовом посредничестве» (основные риски привлечения средств и образования финансовых пирамид) Стимулирование развития эффективного рынка: доступ к финансированию

-Программа Минэкономразвития РФ Сеть из 74 региональных и около 100 муниципальных фондов микрофинансирования, распоряжающихся портфелем микрозаймов в 10 млрд. рублей. Помимо этого, действует фонд второго уровня в г. Москва (фондирование для МФО) .

- Программа ВЭБ/МСП-Банка Осуществляется льготное кредитование МФО на цели финансирования начинающих предпринимателей. Установлен верхний предел процентной ставки - не более 2х кратной стоимости фондирования. • Необходимо расширение программы и снижение минимального размера кредита для МФО. • Предлагаем рассмотреть возможность участия МСП-Банка в капитале микрофинансовых организаций.

Стимулирование развития эффективного рынка: доступ к финансированию

-Допуск к рефинансированию и рынкам капитала - Право на выпуск облигаций с низким номиналом взамен более жестких требований к значению норматива достаточности собственных средств; - Рефинансирование МФО под нерыночные активы (портфели однородных микрокредитов), с последующей секъюритизацией. - Рефинансирование МФО при наличии обеспечения (например, в виде пула закладных) - Участие в закрытых денежных аукционах МинФина; - Участие в аукционах по размещению средств страховых взносов ПФР. Для того, чтобы облегчить доступ МФО к банковскому финансированию, нужно разработать специальный порядок оценки банками риска, связанного с кредитованием МФО.

- Необходима индексация обозначенного в законе №151-ФЗ от 02.07.10 «О микрофинансовой деятельности и МФО» размера микрозайма (1 млн рублей) в соответствии с уровнем инфляции.

Повышение технологичности и развитие новых продуктов МФО  Необходимы меры по стимулированию внедрения МФО и КПК новых технологий и увеличению доли безналичных расчетов с заемщиками (в том числе выдача займа на банковские карты, мобильные кошельки и т. д.)  Разработка стандарта СРО по ведению внутреннего учета  Обеспечение равных возможностей по работе на рынке государственных закупок как для больших, так и для малых участников рынка

Меры по защите прав потребителей – Интеграция в систему защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе, присоединение МФИ к институту финансового омбудсмена – Предотвращение чрезмерной задолженности через присоединение МФИ к бюро кредитных историй (c созданием специализированного БКИ или адаптацией существующих под специфику МФО) – Разработка стандарта раскрытия информации по сегментам рынка – Распространение норм законодательства о потребительском кредитовании на МФИ с учетом их специфики

– Система страхования займов в МФО с привлечением страховых компаний или путем создания Общества взаимного страхования (ОВС).

3.РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕГАРЕГУЛЯТОРА.

В России до недавнего времени в структуре федеральных органов исполнительной власти можно было выделить несколько ведомств, отвечающих за регулирование и надзор на финансовом рынке. С 1 сентября 2013 года в России появился свой интегрированный финансовый надзор, функции которого были возложены на Банк России, в структуре которого появилась Служба Банка России по финансовым рынкам. Именно последняя наделена полномочиями по контролю и надзору за страховыми организациями – страховыми компаниями, брокерами, обществами взаимного страхования. Следует отметить, что помимо Службы Банка России по финансовым рынкам на страховой рынок оказывают регулирующее воздействие еще целый ряд министерств и ведомств.

Смена регулятора для страхового рынка России может вызвать к жизни новые возможности, но и породить новые риски. Среди возможностей следует отметить лежащие в русле общемировых тенденций перспективы развития в России деятельности финансовых супермаркетов и более узко - технологии bancassurance. В прошлом страховщики уже имели пример отмены стимулирующих развитие страхования норм из-за непонятности страхования для контролирующих органов. Можно вспомнить судьбу норм о страховании залогов, бывших некоторое время регламентированных в Положении о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П. Регулятор отменил нормы по снижению банковских резервов по застрахованным предметам залога из-за сложностей с контролем за адекватностью страховой защиты. Очевидно, что в объединенном надзоре обнаружатся специалисты и по страховому, и по банковскому делу, которые найдут возможность наладить эффективное взаимодействие друг с другом. Также на положительный синергетический эффект от появления в России интегрированный финансовый надзор может рассчитывать рынок ипотечного страхования, в котором многое зависит от применения не только норм регулирования страхования, но и банковского регулирования. Многие страны мира уже имеют опыт реализации концепции интегрированного финансового надзора, что позволяет проанализировать риски и угрозы, появляющиеся в связи с этим. В течение двух последних десятилетий во многих странах наблюдается четкая тенденция к интеграции в рамках единого ведомства пруденциального регулирования и надзора за деятельностью банков и небанковских финансовых учреждений. Главной причиной этому послужила растущая

интеграция финансового сектора, приводящая к размыванию границ между банковским делом, страхованием и рынком ценных бумаг, а также растущее значение финансовых конгломератов. Структуры финансового надзора довольно сильно отличаются в различных странах и зависит от многих факторов. В некоторых странах надзор осуществляется министерством финансов, центральным банком или же целым рядом специализированных ведомств, каждое из которых курирует один из сегментов финансовой индустрии. В то же время традиционный подход к финансовому надзору характеризуется высокой степенью специализации, что диктует некоторую общность в подходах к организации этого вида государственной деятельности.

4.ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА И ЕЕ ОЦЕНКА С ПОЗИЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Состояние и развитие мировой экономики, уроки глобального финансово- экономического кризиса 2014-2015 гг., демонстрируют повышенное внимание, и характеризуется усилением регулирования экономических и банковских систем. При сохраняющейся важности рыночных механизмов в регулировании, тем не менее, отмечается тенденция повышения роли государства в регулировании денежно- кредитной сферы и банковского сектора не только в России, но и за рубежом. В целом, это проявляется в росте государственных расходов в экономике, при этом не только на социальные цели. Смещение акцентов в методах регулирования с рыночных, в сторону административных, продиктовано объективными факторами, к которым можно отнести:

- возрастающими рисками неустойчивости экономических и банковских систем;

- возникновением «провалов рынка» в виду неэффективности отдельных сфер экономики, снижением конкуренции и т.д.;

- наступлением эпохи «кризиса ответственности бизнеса» перед обществом и др. Для российской экономики эти факторы одновременно могут быть дополнены потребностью обеспечения финансовой устойчивости банковского сектора и темпов экономического роста, преодолением структурных диспропорций в экономике, ее модернизации и стимулировании инноваций. Анализ современной практики и научных представлений о регулировании банковского сектора показывает, что в современных условиях эффективность регулирования банковского сектора может обеспечиваться лишь на системной основе во взаимосвязи с бюджетной, налоговой, таможенной и др. видами политик, соответствовать общеэкономическому курсу развития страны

Анализ российской системы регулирования банковского сектора показывает, что она представлена регулятором — Банком России и неоднородными субъектами — денежно-кредитными институтами, небанковскими кредитными организациями, банками с иностранным капиталом. Взаимоотношения в части регулирующего воздействия на объект регулирования (банковский сектора) строятся в соответствии с международными рекомендациями, в то же время количество отозванных лицензий только на 01.01.2013 г. (отозвано 137 лицензий), в 5 раз превышающее их число в предшествующем периоде, не говоря о значительной активности регулятора в конце текущего года, что косвенно свидетельствует о проблемах в этой сфере. Определенные подвижки отмечаются в сфере денежно-кредитного регулирования, хотя оно по-прежнему, остается преимущественно денежным, но не кредитным регулированием, что в условиях острой потребности в ускорении темпов экономического роста также вызывает немало вопросов. Эти наблюдения заставляют задуматься о структуре и содержании системы регулирования банковского сектора и оценке его эффективности. Нам представляется, что регулирование банковского сектора должно представлять некую систему с очень важными системообразующими элементами, к которым, как нам представляется, следует отнести: – обеспечение финансовой стабильности функционирование банковского сектора; – гармонизацию интересов банковского сектора и потребностей национальной экономики. Кроме того, система представлена двумя укрупненными подсистемам: управляемой и управляющей, которые взаимодействуют между собой и внешней средой, а также механизмов их взаимодействия, обеспечивающим коммуникацию подсистем. В ней также можно выделить – функционально-организационные элементы (управляемая и управляющая подсистемы, инфраструктурные элементы); – регулирующие (методы и инструменты регулирования); – ресурсные; – результирующие. Проведенный анализ действующей системы регулирования показывает, что в ее целевых ориентирах заключено противоречие, которое не всегда позволят решить обе задачи одновременно. Стремление регулятора обеспечить финансовую стабильности в данном секторе экономики не позволяет гармонизировать интересы его функционирования с потребностями национальной экономики, что обуславливает потребность в нахождении баланса интересов и оценки эффективности сформировавшейся системы регулирования

Прочность и стабильность банков во многом определяются ранним обнаружением признаков финансовой неустойчивости, выяснением причин ее возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации. Учитывая необходимость использования всех форм и методов ранней диагностики финансовой нестабильности банков, нам представляется возможным предложить модель ранней диагностики проблемности банков. В качестве одного из индикаторов ранней диагностики проблемности можно рассматривать рейтинг, расчет которого должен основываться на основании текущих и прогнозных значений основных показателей деятельности банка

Мы считаем, что оценка кредитных организаций должна производиться исходя из содержательного представления о финансовой устойчивости банков посредством следующих четырех шагов: 1-й шаг – ежеквартальный расчет 24 финансовых показателей работы конкретной кредитной организации на основе данных ее отчетности. При этом каждому из коэффициентов присваивается балл (от 1 до 4) и вес в зависимости от влияния на итоговый показатель (от 1 до 3). На этой основе выводится обобщающий показатель по группам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности;

2-й шаг – заполнение анкет по мере обновления информации, для оценки качества управления и прозрачности структуры собственности, обобщающие показатели по которым рассчитываются на первом шаге; 3-й шаг – использование результатов среднесрочных прогнозов (на I год вперед) по показателям капитала и доходности; 4-й шаг – использование иной надзорной информации (соблюдение нормативов, наличие фактов применения мер воздействия и т.п.).

Список литературы :

  1. Коваленко О.Г. Организация политики управления привлеченными ресурсами как резерв роста ликвид ности коммерческого банка / Вектор науки Тольят тинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2012. – № 4.

  2. Никонец О.Е.ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО И МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ//Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 294-296.

  3. Никонец О.Е., Мандрон В.В. ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ//Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 309-313.

  4. Официальный сайт Центрального банка РФ – www.cbr.ru.

Просмотров работы: 1320