ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Нетесов Д.А. 1
1РЭУ им.Плеханова брянский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что торгово-технологические операции имеют большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать торгово-технологический процесс. А именно тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству позволяет своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества товаров, а также товаров, качество которых не соответствует стандартам. Применение при хранении рациональных способов укладки, соблюдение основных принципов хранения, поддержание оптимальных режимов хранения и организация постоянного контроля за хранимыми товарами обеспечивают сохранность товаров.

Целью данной курсовой работы является повышение эффективности управления торгово-технологическим процессом.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить торгово-технологические процессы в организациях розничной торговли;

- провести анализ эффективности управления торгово-технологическим процессом на примере ООО «СТК Модуль»;

- разработать и обосновать эффективность мероприятий по повышению эффективности управления торгово-технологическим процессом на ООО «СТК Модуль»;

Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть из 3 глав, заключение, список используемой литературы.

В первой главе рассмотрены вопросы, связанные с сущностью и содержанием торгово-технологического процесса в розничных торговых организациях, также его управлениеми оценкой эффективности торгово-технологического процесса.

Во второй главе рассматриваются организационно – экономическая характеристика организации, анализ эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничных торговых организациях на примере ООО «СТК Модуль».

В третьей главе рассматриваются мероприятия по повышению оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в ООО «СТК Модуль» и их обоснование.

Общий объём курсовой работы включает 33 страницы машинописного текста , 2 рисунка, 5 таблиц и список используемых источников состоит из 29 наименований.

1. Теоретические основы управления торгово-технологическим процессом в организациях розничной торговли

1.1 Торгово-технологические процессы в организации розничной торговли

Торгово-технологический процесс в торговле имеет важное значение. Торгово-технологический процесс обеспечивает обработку потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже.

Торгово-технологический процесс в розничной торговой организации представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых(коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.[24]

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера розничной торговой организации и других факторов.

Технологический процесс, включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Специфическая особенность организации деятельности в торговом предприятии состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле необходима грамотная организация как торгового, так и технологического процесса.

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов управления персоналом перед менеджерами предприятий встает вопрос: как максимально повысить эффективность управления трудовыми ресурсами и др. Конкретная ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров.[19]

Для всех фирм - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Поэтому несомненно, что организация управления трудовыми ресурсами и организация труда является одним из важнейших факторов в коммерческой деятельности предприятия.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в розничную торговую организацию и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах розничной торговой организации и др. Он осуществляется без участия покупателей.

Таким образом, торговые и технологические процессы в розничной торговой организации — это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами тру да и времени при высоком уровне торгового обслуживания.[9]

В основу организации торгово-технологических процессов положены товарные потоки. Под товарным потоком в розничной торговой организации понимается движение товаров от момента их поступления до вручения проданного товара покупателю.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса.[6]

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.[7]

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве розничных торговых организаций одновременно действуют все три схемы.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.[12]

1.2 Управление торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации

Управление технологическим процессом.Основной целью управления технологическим процессом в розничной торговле является повышение эффективности деятельности торговых предприятий путем снижения затрат на выполнение операций торгово-технологического процесса.

Основными средствами управления выступают:

- своевременное и квалифицированное проведение приемки товаров по количеству и качеству;[13]

- выбор и использование эффективных методов хранения товаров, обеспечение их сохранности;

- выбор оптимального варианта для подготовки товаров к продаже;

- рациональное размещение товаров в торговом зале;

- согласование действий работников всех категорий;

- оперативный контроль за ходом выполнения всех операций по поступлению, приемке, хранению и отпуску товаров.

Персонал магазина, на который возлагается осуществление этих процессов, должен хорошо знать качественные признаки товаров соответствующих групп, основные признаки их брака, правила хранения отдельных групп товаров, требования к подготовке их к продаже, а также содержание нормативно-технической документации, связанной с выполнением отдельных операций.[8]

В управлении технологическими процессами важная роль отводится организации размещения товаров в торговом зале, распределению установочной и демонстрационной площади между отдельными группами товаров. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: чистота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. Наряду с размещением отдельных групп товаров в торговом зале должна быть обеспечена рациональная их выкладка на оборудовании. Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале.[21]

Таким образом, эффективность управления технологическим процессом имеет непосредственное влияние на все последующие операции, осуществляемые с товаром, и от рациональности их осуществления будет зависеть эффективность торгового процесса.

Составляющие управления технологическим процессом:

1.Приемка товаров является важнейшей составной частью технологического процесса: Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

2.Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже:

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.[15]

3.Размещение и выкладка товаров в торговом зале:

Эффективность работы розничной торговой организации во многом зависит от рационального размещения отделов и групп товаров в торговом зале, которое позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность розничной торговой организации, уменьшить затраты труда персонала розничной торговой организации при пополнении товарных запасов в торговом зале.

При распределении площадей торгового зала для размещения отдельных товарных групп одним из важнейших факторов является частота приобретения товаров. Чем она выше, тем большая площадь необходима для размещения. Также размеры площадей для размещения отдельных товаров зависят от затрат времени покупателей: чем больше времени необходимо на выбор товара, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения.[23]

Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т.е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отбора товаров. Под выкладкой понимают определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале розничной торговой организации.

Различают два основных способа выкладки – вертикальный и горизонтальный. Представленные на рисунке 1.

Рисунок 1.– Способы выкладки товаров

При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.[10]

При горизонтальной выкладке тот или иной товар занимает полностью 1-2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров. На нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.

1.3 Показатели и методы оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничной торговой организации

Эффективность управления в торговле должна оцениваться с точки зрения того, насколько эффективно выполняются функции по доведению товаров до потребителей, удовлетворению запросов потребителей, реализации стоимости произведенного продукта, т.е. управление оценивается конечным результатом или эффектом выполняемых функций.[16]

Для определения сущности категории «эффективность» важное значение имеет критерий ее оценки. Одна из проблем при оценке эффективности системы управления – избыточность критериев, затрудняющая вычисление интегральных показателей. Другой проблемой является то, как объединить в одну систему объективные и субъективные, количественные и качественные показатели таким образом, чтобы сделать возможной комплексную оценку. Эффективность управления – это его результативность, степень выполнения им своих функций в организации и обществе. Соответственно этому эффективность процесса управления понимается как результативность самого процесса воздействия субъекта на управляемый объект.[27]

Принципиально важное место для всей жизнедеятельности системы управления нужно отвести социальному эффекту, который получает общество в итоге всего жизненного цикла услуги. Оценка эффективности конечных результатов работы торгового предприятия предполагает необходимость выбора системы показателей, наиболее пол- но характеризующих результаты, ресурсы, затраты, а также методики их исчисления. Наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является такая организация ТТП, которая ведет к росту товарооборота при снижении издержек обращения, что служит обоснованием необходимости разработки методических рекомендаций оценки эффективности управления ТТП для современных условий развития торговли. Эффективность управления ТТП следует оценивать как эффективность коммерческой деятельности и как эффективность технологических процессов. По нашему мнению, в систему показателей оценки эффективности управления ТТП должны включаться следующие показатели.[25]

Показатели экономической эффективности управления ТТП:

- показатели роста товарооборота магазинов розничной торговли:

(1)

- показатели снижения издержек обращения:

Для анализа структуры и динамики издержек обращения используются следующие показатели:

1) изменение суммы издержек обращения (? И):

(2)

где И1 и И0 – сумма издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

2) изменение относительного уровня издержек обращения (? Уи):(3)

где Уи1 и Уи0 – относительный уровень издержек обращения текущего и базового периодов соответственно;

3) индекс относительного уровня издержек обращения (IУи):

(4)

4) темп изменения уровня издержек обращения (ТизмУи):

(5)

- показатели роста прибыли и рентабельности:

R продукции = ЧП/С*100 %

,гдеЧП -(чистая) прибыль;(6)

С -полная себестоимости.

- показатели эффективности использования торговой площади:

эффективность использования складской площади можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2 и коэффициент полезной площади склада. Первый определяется по формуле:

Кэф =Гос/S, (7)

где S – площадь склада, кв. м.

- показатели эффективности использования установочной площади:

показателем, характеризующим полноту использования торгового пространства под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к общей площади торгового зала:

К выкл= S выкл / S тз(8)

где K выкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; S выкл — площадь выкладки товаров, м2; S тз. — площадь торгового зала, м2.

  •  
    1. Расчёт рентабильности:

Рр = (П / З) 100 %,(9)

  • П - прибыль;
  • З - затраты на .

Также будет полезно определить уровень текучести кадров на предприятии:

(10)

Анализ теоретико-методических подходов к определению эффективности деятельности организации позволяет сделать вывод о том, что, как правило, выделяют экономическую эффективность деятельности организации и социальную. Целью оценки эффективности управления ТТП является сохранение сбалансированности экономической и социальной эффективности. Чрезмерное повышение экономической эффективности может повлечь за собой снижение социальной эффективности, т.е. культуры обслуживания покупателей.[14]

Необходимым условием рационализации торгово-технологического процесса в розничной торговой организации является широкое внедрение прогрессивной технологии продажи товаров, сущность которой заключается в том, что товар полностью подготавливается к продаже еще в сфере производства или в складском звене, где осуществляется превращение производственного ассортимента в торговый.

Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово-технологического процесса в розничной торговой организации является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как самообслуживание, продажа товаров по образцам и предварительным заказам, продажа по накопительным бонусным карточкам и в кредит, применение гибкой дифференцированной системы скидок.[26]

Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров по необходимо:

- обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора;[11]

- организовать исчерпывающую информацию покупателей;

- рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам;

- рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов;

- использовать рациональное торговое оборудование;

- осуществлять постоянный контроль за наличием в розничной торговой организации широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление;[29]

- максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров.

В практической работе по совершенствованию организации трудового процесса используется ряд методов, сущность которых изложена ниже.

Метод оптимального содержания трудового процесса заключается в том, что в его состав должны включаться элементы, обеспечивающие наиболее благоприятное для человека сочетание умственной и физической деятельности, равномерную нагрузку на различные органы и ритмичность трудового процесса.[18]

Метод параллельности заключается в обеспечении одновременной работы человека и машины, одновременной работы нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе обеих рук исполнителя.

Метод экономии мускульной и нервной энергии предусматривает исключение из трудового процесса лишних приемов, трудовых действий и движений.

Метод плановости и предупредительности обслуживания рабочих мест заключается в согласовании во времени и установлении строгого регламента выполнения основных и вспомогательных работ.[5]

Метод соответствия работника выполняемой работе заключается в подборе рабочих таким образом, чтобы они по своим психологическим и физиологическим данным; общеобразовательной и профессиональной подготовке в наибольшей мере соответствовали характеру и содержанию выполняемой работы.

Метод оптимальной интенсивности труда заключается в установлении на основе нормативов по труду такого уровня интенсивности труда, который обеспечивает высокую его производительность при оптимальном физическом и нервном напряжении.

Дальнейшему повышению эффективности функционирования торговли должны способствовать обобщение и практический анализ накопленного в розничной торговой организации (и в отделе маркетинга фирмы-производителя) опыта. На этой основе следует разработать единые нормативно-методические документы, включающие наряду с общими положениями конкретные требования к размещению и архитектурно-планировочному решению, организации торгово-технологических процессов и работ по изучению, формированию и стимулированию спроса, стимулированию и оценке эффективности труда обслуживающего персонала, построению коммерческих, информационных и иных связей с поставщиками и взаимодействию со всеми звеньями сбытового и производственного комплекса фирмы-производителя.[17]

2. Анализ управления торгово-технологическим процессом в организации розничной торговли на примере ООО «СТК Модуль»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «строительно-торговая компания Модуль» (ООО «СТК Модуль»)- молодая, динамично развивающаяся компания, которая является стабильным поставщиком строительных и отделочных материалов, комплектации строительных объектов на территории города Брянска и области. Она является юридическим лицом, действующим на основании Устава и законодательства Российской Федерации. Директор ООО «СТК Модуль» Косарев Игорь Владимирович.

Юридический адрес общества: Российская Федерация, 241520, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. 1-я Урицкого, д. 25.

Фактический адрес: Российская Федерация, 241520, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, пер. Комсомольский, 5 Б.

Тел./факс (4832) 92-26-92

Интернет-сайт: http://www.modul.in32.ru

Учредителем ООО «СТК Модуль» является Косарев Игорь Владимирович. Размер уставного капитала общества составляет 10000 (десять тысяч) рублей. Размер доли учредителя в уставном капитале общества определяется в процентах и равен 100 (сто) процентов.

Общество осуществляет строительство зданий и сооружений второго уровня ответственности. ООО «СТК Модуль» согласно лицензии выполняет следующие работы:

  1. Общестроительные работы:
  • устройство бетонных и железобетонных конструкций;
  • монтаж бетонных и железобетонных конструкций;
  • монтаж лёгких ограждающих конструкций;
  • изоляционные работы;
  • кровельные работы;
  1. Специальные работы:
  • специальные бетонные работы;
  • монтаж стальных конструкций;

Также предприятие является поставщиком для своих заказчиков, необходимых материалов для строительства объектов. Перечень этих материалов следующий:

1. Сандвич-панели;

2. Профнастил;

3. Защитно-полимерные покрытия;

4. Биосистемы очистки воды;

5. Вентилируемые фасады;

6. Быстровозводимые конструкции;

7. Пенополистирол;

Организация ООО «СТК Модуль» была создана в 2005 году как строительное подразделение в рамках торгующей организации «Группа компаний честный продукт». Общество с ограниченной ответственностью «СТК Модуль» осуществляла работу по строительству производственных площадей (промышленные холодильники, складские терминалы, офисные здания) для торгующей организации «Группа компаний честный продукт». В 2007 году общество отделилось от торгующей организации и стало самостоятельным предприятием.

Предприятию постоянно поступают благодарственные письма от заказчиков.

Структура организации – логическое взаимоотношение уровней и функциональных обязанностей, построения в форме, которая позволяетнаиболее эффективно достигать целей организации.

Организационная структура ООО «СТК Модуль» линейно – функциональная, представлена на рисунке 2.


Рисунок 2.- Организационная структура ООО «СТК Модуль»

ООО «СТК Модуль» к каждому заказчику применяет индивидуальный подход, т.е. проводится гибкая ценовая политика. На продукцию нет фиксированной цены; цена определяется по соглашению с заказчиком а также учитываются скидки. Постоянным клиентам предприятие предоставляет определенные скидки, иногда они имеют вид необходимой заказчику бесплатной продукции.

ООО «СТК Модуль» практически не уступает своим конкурентам. А по показателям цены и качества занимает лидирующее положение. Предприятие имеет хорошую рыночную долю и приверженных клиентов, но на рынке малометражного строительства существует множество предприятий, которые могут заниматься аналогичным видом деятельности.

Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2010.-2012 годы (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели

ООО «СТК Модуль»

Показатель

2010г

2011г

2012г

отклонение в %

отклонение в %

2011г/2010г

2012г/2011г

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб

9843

8814

7434

89,5

84,3

Себестоимость

проданныхтоваров, продукции, работ, услуг,тыс. руб

8137

7892

6625

96,9

83,9

Чистая прибыль тыс. руб

66

123

59

186,4

47,9

Стоимость основных фондов тыс. руб

247

152

163

61,5

107,2

Среднесписочная численность работающего персонала, чел

18

25

36

138,8

200

Средний должностной оклад, тыс. руб

4547

5305

7861

116,7

148,2

Средняя производительность труда, чел %

546,8

352,6

206,5

64,5

58,6

Рентабельность продаж , %

7,8

2,5

2,1

32

84

По данным таблицы 1 можно сделать следующие выводы:

- прирост средней заработной платы работников свидетельствует о правильной политике управления персоналом;

- видно снижение себестоимости продукции до 83% из-за снижения темпов прироста выручки от реализации продукции до 84,3%, наблюдается и снижение чистой прибыли в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 7 тыс. руб., с 2011 годом - на 64 тыс. руб.;

- также из таблицы видно, что снижается темп производительности труда в 2012 году.

Производственной площадью является арендованный склад площадью 300 квадратных метров. Главный офис предприятие также арендует.

ООО «СТК Модуль» имеет большое количество специального оборудования и инструментов. Необходимые для строительства машины (бетономешалки, краны и др.) предприятие привлекает у постоянных партнёров.

Доля ручного труда равна приблизительно 70%. Уровни автоматизации и механизации вместе составляют около 30%.

В ходе своей деятельности предприятие строго следует строительным нормам и правилам. ООО «СТК Модуль» использует сметную программу «Гектор». На каждый вид товара есть сертификат качества.

2.2 Анализ и оценка управления торгово-технологическим процессом в ООО «СТКМодуль»

Предприятие ООО «СТК Модуль» размещает рекламу в Интернете, в периодических печатных изданиях.

Предприятие размещает рекламу в Интернете, печатных изданиях.

  • public relation – формирование имиджа фирмы.Для этого необходимо применять различные способы пропаганды услуг предприятия, заниматься спонсорством, чтобы наше предприятие было «на слуху», участвовать в различных выставках, о предприятии обязательно напишут в периодических печатных изданиях, скажут на телевидении или радио.Предприятие ООО «СТК Модуль» часто принимает участие в различных строительных выставках и фестивалях.Для реализации маркетинговой стратегии необходимо затратить некоторое количество денежных средств. Чтобы определить, сколько денег необходимо составим маркетинговый бюджет на первый плановый год (см. Таблицу 2).Таблица 2 - Бюджет маркетинга на первый плановый год

Наименование мероприятия по продвижению товаров

Стоимость, руб.

I. Реклама

1)Купоны

30000

2)Сообщение о акции в СМИ

15000

II. Проведение акции

1)Призы

-электропила(3шт.)

35000

-отбойный молоток(2шт.)

18000

-дрель(5шт.)

12000

2)Зарплата ведущего

8000

ИТОГО

118000

На проведение маркетинговых мероприятий планируется потратить 118 тысяч рублей.

Реализация маркетинговой стратегии позволит предприятию повысить конкурентоспособность и увеличить занимаемую рыночную нишу.

Организация хозяйственных связей оптово-розничного предприятия «СТК Модуль» с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.

Основой торгово-хозяйственной деятельности является закупочная работа. Работа по закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относят:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса,

- определение потребности в товарах,

- выявление и изучение источников закупки и выбор поставщиков,

- установление хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и заключение договоров поставки,

- контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

В настоящее время состав поставщиков является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными производителями строительных материалов. При выборе поставщиков главным образом специалисты ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки.

Планирование торгово-технологического процесса начинается с полного анализа дел в магазине. Анализируются сильные и слабые стороны организации торгово-технологического процесса, выполняемые и возможные для проведения мероприятия.

На этапе планирования предприятие решает, какие товары необходимы и в каком количестве. Планируются графики поставок товаров в магазин, время необходимое для приемки товаров, кем будет осуществляться приемка, как и где, будут храниться товары.

В магазине существует план поставок товаров, который является гибким и при необходимости быстро корректируется.

Планированию операций по продаже товаров уделяется наибольшее внимание, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Торгово-технологический процесс в СТК «Модуль» представляет собой комплекс взаимосвязанные торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Торгово-технологические процессы осуществляются в непосредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Абстрагируясь от этой взаимосвязи можно условно весь технологический процесс разделить на основные и вспомогательные операции.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. В общем виде схема торгово-технологического процесса в СТК «Модуль» представлена на рис.2.


Рисунок 2. Схема торгово-технологического процесса в CТК «Модуль»

В СТК «Модуль» есть несколько складских помещений для хранения товаров.

Товары в зависимости от вида хранят в ящиках напольно, на поддонах и подтоварниках на стеллажах. Часть товарных запасов хранится на складах, часть в торговом зале, куда товар поступает после подготовки к продаже.

Торговый зал является основным торговым помещением и занимает большую долю в общей площади магазина. В магазине он имеет смешанную линейную планировку. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.

Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Вспомогательные же процессы обеспечивают постоянное возобновление основных.

Выполнение основных торгово-технологических операций тесно увязано с выполнением ряда вспомогательных операций (разгрузкой товаров с транспортных средств, распаковкой и приемкой товаров, перемещением их в места хранения, хранением и перемещением к местам подготовки к продаже, размещением и укладкой товаров в торговом зале).

Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина – продажи товаров, а также на обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей.

Торгово-технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им удобств при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребителя (использования) товаров.

Торгово-технологические процессы осуществляются в непосредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Абстрагируясь от этой взаимосвязи можно условно весь технологический процесс разделить на основные и вспомогательные операции.

Структура, последовательность и взаимосвязи основных и держание основных и вспомогательных технологических процессов магазинов различных типов имеет свою специфику, определяемую их товарной специализацией, используемыми методами продажи, а также размерами.

В торговом зале магазина используется различное торгово-технологическое оборудование:

1. Торговая мебель:

- пристенные стенды;

- прилавки-витрины;

- автоматизированные контрольно-кассовые узлы;

- камера хранения;

3. весоизмерительное оборудование:

-электронные весы;

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, учитывают методы их продажи, особенности их хранения, упаковку. Все товары и образцы выкладывают на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжаются ценниками, закрепляемыми на полках. Ценники соответствуют правилам продажи, на них указывается наименование товара, его магазинный код, цена, дата. На ценниках ставится печать и подпись материально ответственного лица. Кроме этого каждый товар снабжается торговой этикеткой – наклейкой, на которую наносится штрих-код, наименование товара, его вес, цена, магазинный код.

К операциям непосредственного обслуживания покупателей относятся операции по продаже товаров. Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Как было изложено выше в магазине применяют два основных метода продажи: по образцам и по предварительному заказу.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, однако, данный метод неудобен для данного предприятия в связи со спецификой реализуемых им товаров.

Часть товаров, которые продаются весом (гвозди, шурупы, гайки), продают методом индивидуального обслуживания покупателей через прилавок. Этот метод включает выполнение следующих операций:

- встреча покупателей, выявление его намерений;

- предложение и показ товаров;

- помощь в выборе товаров и консультация;

- проведение технологических операций, связанных с взвешиванием;

- упаковка и выдача покупок.

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника должна применятся в обязательном порядке организациями, осуществляющими денежные расчеты в случаях продажи товаров. Контроль за соблюдением требований этого федерального закона возложен на налоговые органы.

После окончания работы на контрольно-кассовом узле, все оборудование выключается и закрывается. Ключи передаются ответственному лицу. Сумма выручки ежедневно учитывается в кассовом отчете и периодически отражается в товарном отчете. Товарный отчет – это документ, который отражает движение товарных ценностей в торговом предприятии. Сроки предоставления товарных отчетов устанавливаются предпринимателем.

3. Повышение эффективности управления торгово-технологическим процессом в ООО «СТК Модуль»

3.1.Мероприятия по повышению эффективности управления торгово-технологическим процессом в обществе с ограниченной ответственностью строительно-торговой компании «Модуль»

Решая задачи о рациональной организации системы торгово-технологического процесса в ООО «СТК Модуль», идет реализация комплекса мер, направленных на обеспечение эффективности коммерческой деятельности, и в конечном итоге получении прибыли.

Также больше внимания необходимо уделять ассортиментной политике (расширять, обновлять ассортимент, подходить дифференцированно при его формировании, для чего необходимо все товары разделить по группам на социально-значимые, первой необходимости и другие), повышать культуру обслуживания и имидж предприятия, расширять перечень услуг (упаковка товаров, консультация покупателей, доставка товаров на дом и другие), внедрять и расширять службы маркетинга, осуществлять подготовку квалифицированных кадров для работы на предприятии.

В целях ускорения процесса товародвижения, сокращения времени предоставление услуг и повышения качества обслуживания населения на первый план выдвигаются задача механизации и автоматизации труда. Применение техники дает возможность доводить продукты до потребителя в более короткий срок. Повышение уровня механизации ведет к облегчению труда торговых работников, снижению издержек обращения, повышению оборачиваемости торговли, сокращению товарных потерь, уменьшению времени простоя автотранспорта, совершенствованию качества обслуживания покупателей и сокращению их времени, затрачиваемого на приобретение товаров.

Для того чтобы повысить эффективность рекламы в компании «Модуль» можно предложитьакцию – проведение розыгрыша призов. В последнее время они пользуются большойпопулярностью среди покупателей. В ходе данного розыгрыша потенциальным покупателям предлагается не только приобрести товар, но и принять участие в лотерее.

Таблица 5 - Расходы на проведение акции призов и рекламу в магазине «Модуль»

Наименование мероприятия по продвижению товаров

Стоимость, руб.

I. Реклама

3)Купоны

30000

4)Сообщение о акции в СМИ

15000

II. Проведение акции

3)Призы

-электропила(3шт.)

35000

-отбойный молоток(2шт.)

18000

-дрель(5шт.)

12000

4)Зарплата ведущего

8000

ИТОГО

118000

Затраты компании на акцию составят 118 000 рублей.

Таким образом, главной задачей совершенствования торгово-технологического процесса является сделать предприятие максимально комфортным для покупателей, приносящим достаточно высокую прибыль, с наименьшими затратами труда торговых работников.

3.2.Обоснование эффективности предложенных мероприятий

Все рекламные кампании в конечном итоге направлены на получение прибыли, тем не менее каждой организации нельзя стоять на месте, а необходимо стремиться к увеличению показателей. В связи с этим было предложено мероприятие по повышению эффективности рекламы в компании.

Как видно из таблицы 3 расходы на проведение розыгрыша призов и его рекламу составили 118000 рублей.

Рассчитаем экономический эффект этой кампании по продвижению товаров. С учетом того, что выручка в 201 году по Брянской области составляла 2703548 рублей расчет экономической эффективности от предложенного мероприятия можно рассчитать по формуле:

Э = Р – З,

Р – предполагаемый результат от внедрения мероприятий;

З – затраты.

Так как доля влияния проведенных мероприятий на прирост выручки должнасоставить10%, то 2703548/100*10 = 270354,8 рублей и далее

Р = 2703548+270354,8= 2973902,8 рублей.

Э = 2973902,8 - 118000 = 2855902,8 рублей.

Можно определить рентабельность этой акции по формуле: Рр = (П / З) 100 %,. Сначала нужно найти прибыль полученную от рекламы. Прибыль по Брянской области в 2012 году составляла 596324 рубля.

Рр = (59632,4 /118000)*100% = 50,5%

Акция по продвижению товаров в салоне связи оказалась экономически эффективной и увеличила прибыль на 59632 рубля, при этом цель акции также была достигнута.

Заключение

Розничная торговля – это последний этап в канале распределения, который включает все предприятия (фирмы) и всех людей, участвующих в процессе физического перемещения товаров и услуг, а также в передаче права собственности на эти товары и услуги от производителя потребителю.

Продвижение товара это – неотъемлемая часть успешной работы любого торгового предприятия.

Целью данной курсовой работы являлось повышение оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в розничных торговых организациях. Основная часть работы выполнена в соответствии с поставленными задачами.

Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели - удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы.

Рациональный торгово-технологический процесс обеспечивается четким выполнением управленческих и хозяйственных функций, которые по отношению к нему выступают как обеспечивающие этот процесс.

Рациональный режим работы розничной торговой организации отвечает следующим требованиям:

- учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли;

- соответствует интенсивности движения потока покупателей;

- способствует повышению качества торгового обслуживания.

Характер и содержание каждой операции, затраты труда и времени на их выполнение зависят от метода продажи, вида торгового оборудования, типа розничной торговой организации, размера ее торговой площади, ассортимента реализуемых товаров, состава подсобных помещений, применяемых средств механизации, организации труда.

Торгово-технологический процесс состоит из операций, которые делятся на:

- операции с товарами до предложения их покупателям;

- операции, связанные с обслуживанием покупателей;

- дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

В ходе написания курсовой работы была раскрыта сущность и содержание розничных торговых организаций , особенности управления торгово-технологическим процессом. Также были раскрыты цели и задачи торгово-технологического процесса в розничных торговых организациях.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что торгово- технологический процесс должен основываться на следующих принципах:

- обеспечение комплексного подхода к его построению;

- создание максимальных удобств для покупателей;

- достижение наиболее рационального использования помещений и торгово- технологического оборудования;

- создание для работников благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

- обеспечение необходимой экономической эффективности работы.

Во второй главе рассмотрена организационно – экономическая характеристика организации «Модуль» и проведён подробный анализ оценки эффективности управления торгово-технологическим процессом в компании.

В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности управления торгово-технологическим процессом:

В результате проведённых расчетов должны существенно повыситься финансовые показатели отчётности, рентабельности, компания укрепит своё положение на рынке.

Список используемых источников

1.ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 11.08.99 №243-ст.

2.ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий». Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 5.07.01 №259-ст.

3. URL http://news.flexcom.ru/business/2006/08/04/190943/

4. URL http://www.sostav.ru/news/2006/08/14/symb6/

5. Виноградова, С.Н., Пигунова, О.В., Гурская С.П., Кольцова Р.Н. Организация и технология торговли. – М.: Высшая школа. 2010. – 460 с.

6. Варли, Рафик.- «Основы управления розничной торговлей». М., изд. Дом Гребенникова, 2012. с. 454.

7.Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/Л.А. Брагин. Т.П.Данько.-М.:ИНФРА-М, 2013.-560 с.

8.Дашков Л.П., Памбухчиянд В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2011. — 520с.

9. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 4-е изд. перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 596 с.

10. Долгинов, И. Торговля – дело техники // Эпиграф. – 2009. – Сент. (№ 33). – С.4.

11. Демченкова, Т.В. Правила продажи товаров: последние изменения // Эпиграф. – 2012. – Май (№ 19). - С.6.

12. Джобер Д., Ланкастер Р. «Управление продажами». М., ЮНИТИ, 2013. с.622.

13.Егоров В.Ф. Организация торговли. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

14.Ипатова Ю. Складские операции: хранение и приемка/Ю.Ипатова//Деловой журнал.-2014.№11.-с.57-60

15.Кравченко Л.И.Анализ хозяйственной деятельности в торговле/Л.И. Кравченко.-Минск:Высшая школа,2011.-420с.

16. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн.: Выш. шк., 2013. - 352 с.

17. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. - 9-е изд., испр. - Москва: Новое знание, 2010. - 509 с.

18. Корецкая, Л.К. Розничная торговля – индикатор состояния рынка потребительских товаров. – / Л. К. Корецкая. – Новосибирск: СибУПК, 2012. – 120 с.

19. Молоткова, Н.В.Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учебное пособие / Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов. - Минск: Высшая школа, 2013. - 128 с.

20. Мерчендайзинг. «Управление розничными продажами». М., изд-во Жигульского, 2012., с. 221

21. Организация и технология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. - М.: Экономика,переиз., 2014. - 334 с.

22.Правила продажи отдельных видов товаров. Утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998гг № 55.

23.Правила розничной продажи алкогольной продукции на территории РФ.

24.Пустынникова Ю. Искусство управления каналами сбыта / Ю.Пустынникова // Управление компанией.-2013.№9-с.53.

25. Платонов В.Н. Организация торговли: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2012. 283 с.

26.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности, 2-е изд. перераб. и доп. -Минск: ИП «Экоперспектива», 2013 - 498 с.

27.Самилова Т.А.Управление качеством / Т.А. Самилова.-Москва:Омега-Л,20011.-414с.

28. Снегирева, В. В. Розничный магазин / В.В. Снигирева. – СПб., 2012. – 234 с.

29. Щур, Д.Л. Основы розничной торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - 3- е. изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Дело и Сервис», 2013. - 800 с.



Просмотров работы: 9029