АДАПТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПЕРИОД ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АДАПТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПЕРИОД ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Смирнова Т.Н. 1, Островская И.В. 1
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье представлен теоретический анализ проблемы адаптации медицинских сестерк изменениям профессиональной деятельности, вызванных технологическими и организационными нововведениями. Полученные результаты возможно использовать в практической деятельности сестринского персонала для оптимизации процесса его профессиональной адаптации.

Процесс перехода на новую должность, новую работу или новые условия труда достаточно сложный переход в жизни любого человека. Поступая на работу, человек активно включается в систему отношений организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняет свое поведение служебным предписаниям данного предприятия. В результате взаимодействия работника и организации осуществляется процесс трудовой адаптации [1]. Именно, как мне кажется, трудовая адаптация является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового сотрудника требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Каждый человек по-своему переносит адаптационный период: кто-то легко включается в новую деятельность, для кого-то это время большого напряжения. То, как пройдет адаптационный период, зависит от многих факторов: от психологических особенностей личности, от отношения коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и т.д. В любом случае каждый, кому пришлось столкнуться с необходимостью перемены работы или изменениями в трудовом процессе, должен понимать, что с ним происходит и быть готовым успешно пройти этот непростой период жизни [3].

Адаптация – одна из важных вех в жизни человека, через нее он формирует свое мировоззрение и становление как личность [5]. Слово «адаптация» заимствовано из биологии (от лат. adaptatio — приспособление) и означает приспособление к окружающей среде.

Различают следующие формы адаптации: социальная и производственная. Выделяют пять видов производственной адаптации: профессиональная, организационная, общественная, психо–физиологическая и социально–психологическая. Ведущую роль при этом выполняет профессиональная адаптация [2].

Профессиональная адаптация – процесс становления равновесия в системе «человек - профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе.

При рассмотрении этапов включения специалиста в производство выделяется адаптация первичная и вторичная.

Первичная адаптация осуществляется в период первоначального включения молодых сотрудников (не имеющих опыта профессиональной деятельности) в деятельность профессиональной группы.

Вторичная адаптация – процесс приспособления специалиста к изменениям профессиональной деятельности, вызванным его переходом на новое место работы, в другой коллектив, техническими, технологическими и организационными нововведениями.

На процесс профессиональной адаптации влияют следующие факторы:

1. Факторы среды, в которой осуществляется адаптация (рабочее место, технологический процесс).

2. Факторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т.е. связанные с особенностями самого адаптанта.

3. Факторы управления процессом адаптации.

Система адаптации представляет собой комплекс необходимых действий для новых сотрудников любого уровня. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы [4].

Эффективная система адаптации персонала предполагает:

1. привлечение квалифицированных специалистов к работе с новыми сотрудниками;

2. использование лучших методов адаптации работников;

3. индивидуальный подход к каждому новому сотруднику;

4. разработка профессиональной программы адаптации персонала.

Программы адаптации могут быть самые различные, единого стандарта по их содержанию нет. Она представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. Программа адаптации персонала на рабочем месте должна быть хорошо спланирована, ее содержание - ясным и понятным, письменные материалы, используемые в процессе адаптации работника, должны быть высокого качества, роли участников процесса адаптации - строго определены [3].

Надо заметить, что в государственных медицинских учреждениях сложному и многогранному процессу адаптации не уделяется большого внимания. Хотя государственные организации в целом имеют богатейший опыт наставничества как формы работы по адаптации молодых специалистов, но он практически никогда не применяется при вторичной адаптации. Сегодня этот опыт используется крайне редко [9].

Система адаптации призвана повысить эффективность решения государственных задач в области здравоохранения, успешного освоения средств, выделяемых в рамках федеральных, республиканских и муниципальных программ, закрепления кадров среднего медицинского персонала, повысить качество медицинских услуг в нашей стране.

В программе развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы предполагается повышение статуса специалиста со средним медицинским образованием, будет создана система социальной защиты медицинского работника, будет осуществлен поэтапный переход к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи. Будет проведена повсеместная компьютеризация рабочих мест, будут созданы федеральная база данных по используемым сестринским технологиям в ЛПУ, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения [6] .

Информационные технологии активно внедряются в практическое здравоохранение. Трудно представить сегодня специалиста, пусть даже этой традиционно нетехнической науки, без знания современной компьютерной техники. Диагностика, обработка статистических баз данных, ведение истории болезни - это далеко не все медицинские сферы, где широко используются достижения компьютерных технологий. Немаловажным является аспект информированности специалиста-медика относительно новейших технологий и нового аппаратного обеспечения, выхода на мировые информационные ресурсы глобальной сети Интернет. Медицинская информатика, ИКТ открыли новые возможности для медицины, а также для реализации права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте и в любое время. Одной из важнейших задач среднего медицинского образования является формирование высокого уровня информационной культуры специалистов.

Переход на электронный документооборот в медицинском учреждении требует значительных изменений в ежедневной работе врачей, медсестер и административного персонала.

Позиция руководства подчас является основным критерием успеха внедрения, так как нежелание некоторых сотрудников проходить обучение, менять привычные рабочие процессы в угоду автоматизации, и другие моменты, связанные с человеческим фактором, могут свести на нет все преимущества автоматизации, если у руководства нет четкой позиции по этому вопросу. Процессы внедрения и обучения в таких случаях могут быть сильно затянуты, а моральный климат в коллективе (особенно среди должностных лиц старшего возраста) может оставлять желать лучшего. Если люди не будут понимать реальной пользы от перехода на электронный документооборот для автоматизации их производственных функций, будут воспринимать новшества как угрозу, то сопротивление переходу неизбежно.

Понимание руководством сложности и этапности процесса перехода, необходимости корректировки регламентов и инструкций, связанных с документооборотом в организации, также может сильно повлиять на результаты перехода. Если руководству организации переход на электронный документооборот представляется столь же простым, как покупка калькулятора для автоматизации расчетов, вместо привычных расчетов на бумаге в столбик, то проблем не избежать [7].

Чтобы медицинский персонал воспринимал информационные технологии не как обузу, а как возможность повысить эффективность своей работы, необходимо полноценное обучение сотрудников медучреждений работе с медицинскими информационными сервисами. Все работники должны быть обучены максимально качественно, иначе даже совершенные системы будут давать сбой в работе. Не секрет, что едва ли не большинство сотрудников медучреждений на начальном этапе информатизации воспринимают внедрение новых технологий в привычные рабочие процессы как дополнительную нагрузку, навязанную сверху [8].

ВЫВОДЫ

1. Система адаптации призвана повысить эффективность решения государственных задач в области здравоохранения, успешного освоения средств, выделяемых в рамках федеральных, республиканских и муниципальных программ, закрепления кадров на уровне врачей, среднего и младшего медицинского персонала, повысить качество медицинских услуг в нашей стране.

2. Эффективная профессиональная деятельность сестринского персонала, основанная на инновациях, является наиболее ценным ресурсом в условиях модернизации отечественного здравоохранения. В современном мире инновационные медицинские технологии качественно меняют формы, содержание и структуру сестринской практики.

3. Современные технологии, среди которых одну из ведущих ролей играют системы электронного документооборота, предназначены для улучшения и развития существующих практик и экономии времени работы персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

  2. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. / Казань. Издательство казанского университета. -1991. - 255с.

  3. Котлова А.С., Попова О.А. Адаптация персонала на предприятии в современных условиях. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. - №6. – С. 28-33.

  4. Крутцова. М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. – Вологда: Легия. – 2010. – 128 с.

  5. Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

  6. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.arhmedcolledg.ru/sites/arhmedcolledg.ru/files/cr-collections/2/ programma_razvitiya_sd_2010-2020.pdf (дата обращения: 10.12.2015 г.).

  7. Романенко Е.А. Электронный документооборот: настоящее и будущее. // БИТ. – 2014. – №9. – С. 16-28.

  8. Сесменов А.А. Обучение медицинского персонала работе с МИС как базовый элемент информатизации здравоохранения. // Главный врач. – 2014. – №4. – С. 13-18.

9. Шахбазов А.А. Создание системы адаптации в бюджетном медицинском учреждении. // Отдел кадров бюджетного учреждения. – 2008. – №1. – С 8-17.

7

Просмотров работы: 1993