ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Салахутдинова Р.Ф. 1
1УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики

1.1. теория и понятие культурной политики………………………………….…5

1.2. нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики……………………………………………………………………...…..10

2. Особенности функционирования органов государственной власти и направления совершенствования культурной политики в Свердловской области

2.1. особенности реализации и функционирования культурной политики в Свердловской области…………………………………………………………..15

2.2. состояние культурной сферы Свердловской области и областной культурной политики………………………………………..……………….….19

2.3. основные пути совершенствования культурной политики в Свердловской области…………………………………………………..………….……………22

Заключение……………………………………………….………………………27

Список использованной литературы………………….……………………….29

Приложение……………………………………….…………………………….30

Введение

Культура – это, прежде всего, система ценностей общества, его представлений о жизни, совокупность сложившихся норм, традиций и образцов поведения.

Культура – это тот фундамент, который позволяет людям истолковать свой имеющийся опыт и направлять свои действия.

Очень часто такое слово как «культура» используется для того, чтобы передать определенный уклад и устой жизни разных народов и этносов.

В нашей обыденной жизни мы постоянно сталкиваемся с этим словом. Люди постоянно стремятся повысить уровень своей культуры, имея при этом в виду образованность, начитанность, кругозор своих мыслей и многое другое. Можно сказать, что культура – это практически большая часть всего того, что нас окружает. Культура имеет в наших жизнях бесспорно большое значение, но следует отметить, что у каждого человека своя индивидуальная культура, которая может не совпадать с пониманием культуры другого человека.

Именно поэтому культурная политика, проводимая государством, несет в себе огромную значимость для всего общества в целом. По-моему мнению, по уровню культуры в стране можно судить о качестве проведения государственной политики. Государство с помощью правомерных норм помогает приобщить нас к культурной жизни общества. Поддерживая и развивая театры, библиотеки, сохраняя исторически значимые объекты, власть помогает не стоять нашему мировоззрению на месте, а при желании постоянно развиваться, удовлетворяя при этом свои потребности.

Я считаю тему своей курсовой работы чрезвычайно актуальной для нашего современного российского общества. В настоящее время интернет, всевозможные смартфоны и планшеты вошли в нашу жизнь и прочно в ней закрепились. Люди стали меньше читать литературу, все реже и реже ходить в театры, на выставки, разучились самостоятельно мыслить, так как под рукой всегда есть интернет, который знает всё и даже больше. Вот почему так важно, чтобы государство серьёзно занималось проведением культурной политики.

Объектом исследования моей статьи является культурная политика современной России. Предмет исследованияреализация культурной политики в Свердловской области.

При написании стаьи я поставила перед собой цель проанализировать реализацию культурной политики в России в целом и в Свердловской области в частности и выявить существующие пути оптимизации работы органов государственной власти в сфере культуры.

Моими задачами являются:

  • дать определение культурной политике;

  • узнать нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики;

  • выявить особенности функционирования и реализации в Свердловской области;

  • определить основные пути совершенствования культурной политики в Свердловской области.

Проблемы современной государственной культурной политики уже на протяжении многих лет привлекали внимание российских ученых. Огромный труд вложили многие историки, философы, культурологи, социологи и юристы. В основе теоретической базы исследования культурной политики лежат положения, которые были изложены в трудах знаменитых зарубежных ученых, таких как Т. Адорно, Д. Адамса, А. Жерара, А. Голдбара, С. Манди и многих других.

1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики

1.1. теория и понятие культурной политики

Понятие «культура» было применено к человеку еще в I веке до нашей эры Марком Цицероном, древнеримским политическим деятелем, оратором и философом. После этого культура стала тем, чем определяется воспитание человека и его образование. Этот термин распространялся не только на конкретно взятого человека, но и на все общество в целом. Именно таким образом и произошло классическое понимание этого понятия как обозначения общего процесса интеллектуального, эстетического и духовного развития человека и общества.

В настоящее время в нашем сознании такой термин как «культура» в большей части ассоциируется со всевозможными произведениями литературы и искусства, музеями и театрами. Иными словами, со всем, что находится в ведении министерства культуры как и в России, так и за ее пределами. 1

В нашей обыденной жизни понятие «культура» вызывает одобрение со стороны общества, так как само это слово вызывает у нас на подсознательном уровне ассоциации с чем-то приближенным к идеалу, одухотворенным и наполненным высокой человеческой мыслью.

Культура имеет ряд очень важных и значимых функций для любого общества, в том числе и для современного российского. Человечеству неподвластно предотвратить постепенные изменения, которые происходят в нашей жизни и затрагивают, безусловно, все её сферы. Именно поэтому мы сталкиваемся с необходимостью модернизации, поиском новых форм жизни и сознания. Таким образом, объясняется тот факт, что традиционные функции культуры получают новую направленность и историческое содержание.

Давайте выделим несколько особо значимых функций культуры.

Во-первых, с помощью культуры общество адаптируется к новой социальной среде, исторической реальности. Под действием культуры совершенствуются и развиваются человеческие отношения, развивается самоорганизация, сплачивается общество, посредством того, что культура создаёт общую для разных общественных групп картину и представление мира, которое включает базовые ценности и идеалы. Культура питает веру людей, их надежду и любовь, наполняя жизнь человека созданным ею содержанием.

Во-вторых, культура обеспечивает социализацию личности. Так, например, человек с легкостью может быть субъектом культуры, путем своих творческих способностей он обладает возможностью обновлять и развивать культурное содержание.

В-третьих, очень большое значение имеет и хозяйственно-экономическая функция. В рамках той или иной культуры человек учится, что и как производить, распределять, кому и чем заниматься, как одеваться, чем питаться. Здесь соединяется и находит себе применение всё лучшее из экономического опыта и организуется соответственно образцам, приемлемым и поощряемым данным сообществом.

Таким образом, мы можем увидеть, какое большое влияние культура имеет на всю материально-практическую жизнь общества, на его политику, экономику, производство и потребление благ, на качество вещей и разнообразных услуг. Крупномасштабные международные социологические исследования доказали, что экономическое и социальное развитие стран целиком и полностью зависит от особенностей их культуры, их ценностей и норм, а также ментальности данного народа.2

Культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".3

Культурное наследие – это некоторая часть, взятая из основ материальной и духовной культуры, которая создавалась прошлыми поколениями и прошла испытание временем. Как правило, культурное наследие – это нечто очень ценное и почитаемое, то, что передается от поколения к поколению.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.4

Культурная политика — это основанная на общественном согласии система представлений о должном состоянии культурной жизни, создание возможностей для реализации собственных законов культурного развития в соответствии с некими критериями ресурсных возможностей общества на каждом историческом этапе.5

Из данного определения можно выделить главную цель культурной политики. Её цель – это обеспечение необходимых условий, а также всесторонняя поддержка функционирования и развития производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей, то есть всестороннее содействие культурной деятельности, ведущее к решению её проблем и развитию. 6

Наше общество обусловлено наличием большого количества культурных потребностей, социальных групп, которые и формируют спрос на услуги, порождающие разнообразные типы культурных организаций.7

Так же проведение культурной политики предусматривает некую особенность, которая заключается в том, что реализация культурных услуг возможна только при наличии соответствующих организаций, способных эти самые услуги предоставлять.8

И.Е. Дискин выделил 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы, культуры.

- культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);

- выставочные залы;

-театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);

- учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы);

- высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);

- киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки)

- базы и конторы проката;

- киностудии;

- издательства;

- редакции газет и журналов;

- предприятия полиграфической промышленности;

- учреждения книжной торговли и "Союзпечати" (ныне "Роспечать");

- телеграфные и информационные агентства;

- редакции радио и телевидения;

- радиодома;

- телестудии и телевизионные технические центры;

- студии звукозаписи;

- предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.

Кроме того, к сфере культуры и искусства И.Е. Дискин выделил:

-специализированные реставрационные предприятия и мастерские;

- предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения.

Государство, благодаря ведению культурной политики, может воздействовать на общество. Культурная политика – это еще и совокупность административно-правового и экономического регулирования государства. С помощью государственной политики возрождается и развивается наша отечественная культура, происходит духовное развитие общества.

Административное регулирование государства происходит благодаря лицензированию и квотированию, контролю над ценами и над доходами, валютному курсу.

Правовое регулирование происходит в рамках гражданского законодательства Российской федерации через систему норм и правил.

Благодаря прямому экономическому регулированию происходит целевое финансирование каких-либо организаций или территорий. Это могут быть и всевозможные пособия, льготные кредитования, дотации или доплаты из бюджетных и внебюджетных фондов как регионального, так и федерального уровня.9

В отличие от прямого, косвенное экономическое регулирование предполагает безадресный характер, то есть широкое применение рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной и таможенно-тарифной политики.

1.2. нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики

Государство, реализуя культурную политику, опирается на следующие нормативно-правовые акты. Ими являются

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.07.93 N 5341-1 «Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах» регулирует вопросы формирования, организации, хранения, учета, использования архивов и архивных фондов и управления ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства;

  • Закон от 26.05.96 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Он определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации и распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

  • Закон от 29.12.94 N 78-ФЗ «О библиотечном деле», который в значительной мере урегулировал наиболее общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Закон стал правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 19.07.98), предметом регулирования которого стали общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, в том числе в отношении деятельности творческих союзов и иных общественных организаций в сфере культуры;

  • закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» обязывает государство оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

  • в законе РСФСР от 25.10.91 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от ред. от 11.12.2002) сказано, что языки народов Российской Федерации являются национальным достоянием Российского государства, находятся под его защитой, что государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия;

  • Федеральные законы от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»10. В них определяются:

  • задачи законодательства Российской Федерации о культуре:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы;

  • права и свободы человека в области культуры:

Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность, приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп, право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на эстетическое воспитание и художественное образование, право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, право создавать общественные объединения в области культуры, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, право на культурную деятельность в зарубежных странах, права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры;

  • права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры;

  • национальное культурное достояние и культурное наследие народов Российской Федерации;

  • положение творческих работников;

  • обязанности государства в области культуры;

  • полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры;

  • экономическое регулирование в области культуры;

  • культурные обмены Российской Федерации с зарубежными странами;

  • ответственность за нарушение законодательства о культуре;

  • концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 1244-р;

  • концепции охранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 г. № 267;

  • концепции федерального закона «О культуре в Российской Федерации»;

  • основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации.

К сожалению, в настоящее время нельзя сказать, что правовые нормативные акты в полно мере регламентируют публичные отношения в культурной сфере. Несомненно, сейчас идет процесс обновления законодательства, который способствуют развитию, но он не достаточно эффективен, чтобы решить все присутствующие проблемы. Например, одной из помех является нечеткость разграничения предметов ведения федерации и её субъектов. Следующая помеха – это отсутствие единого подхода в отношении реализации возможностей по возрождению национальных культур, языка или народностей. По-моему мнению, все те нормативные акты, принятые на уровне Российской федерации, должны служить основанием создания соответствующих актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования культурной сферы.

Мне кажется, что Российской Федерации необходимо создать стройную, внутренне согласованную и удобную систему нормативно-правовых актов, чтобы максимально оптимизировать работу по проведению государственной культурной политики.

2. Особенности функционирования органов государственной власти и направления совершенствования культурной политики в Свердловской области

2.1. особенности реализации и функционирования культурной политики в Свердловской области

Министерство культуры Свердловской области – областной отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области, участвующий в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющий государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.

Иными словами, Министерство культуры Свердловской области орган государственной власти в сфере культуры, организации музейного дела, организации библиотечного обслуживания населения и по управлению культурными ценностями, находящимися в государственной собственности Свердловской области.11

В своей деятельности Министерство руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Федеральными конституционными законами;

  • Федеральными законами;

  • Нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации;

  • Уставом Свердловской области;

  • Законами Свердловской области;

  • Указами и распоряжениями Губернатора Свердловской области;

  • Постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области;

  • Положением о министерстве культуры Свердловской области.

Полномочия министерства:

  • разработка и представление Правительству Свердловской области программ культурного обслуживания населения, государственных программ развития культуры в Свердловской области и осуществление их исполнения, а также учет при разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного развития предложений национально-культурных автономий;

  • направление высшим органам государственной власти Свердловской области предложений о создании, реорганизации и (или) ликвидации областных государственных организаций культуры и искусства (театров, кинотеатров, концертных организаций, домов и дворцов культуры, клубов и других организаций) (далее - организации культуры и искусства);

  • осуществление координации деятельности государственных, муниципальных и частных организаций культуры и искусства, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области;

  • выявление мнения общественных объединений работников культуры и их союзов (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в целях его учета при подготовке проектов нормативных правовых актов, в которых предусматривается регулирование общественных отношений в сфере культуры;

  • осуществление взаимодействия с общественными объединениями работников культуры и их союзами (ассоциациями), осуществляющими деятельность на территории Свердловской области;

  • организация проведения областных фестивалей, выставок, смотров и конкурсов в сфере профессионального и самодеятельного (любительского) художественного творчества, в том числе в сфере детского и молодежного самодеятельного (любительского) художественного творчества;

  • осуществление мер, направленных на приобщение детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, самодеятельным (любительским) художественным творчеством, ремеслами, поощрение граждан, осуществляющих деятельность, служащую достижению этих целей;

  • организация проведения конгрессов, конференций и семинаров по проблемам культурной деятельности;

  • обеспечение совместно с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере образования создания условий для эстетического воспитания и художественного образования;

  • обеспечение условий для функционирования, сохранения целостности и развития общероссийских кино-, фото- и иных аналогичных фондов на территории Свердловской области;

  • организация подготовки и дополнительного профессионального образования кадров в сфере культуры и искусств;

  • организация опубликования для сведения населения ежегодных данных о социокультурной ситуации в Свердловской области;

  • содействие осуществлению и защите прав и свобод граждан.

Министром культуры Свердловской области в соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 11 февраля 2013 года № 63-УГ в настоящий момент является Креков Павел Владимирович. Полная структура управления Министерства культуры Свердловской области представлена в приложении.

Утверждая Павла Владимировича Крекова на должность Министра культуры Свердловской области, Губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев поставил ряд первоочередных задач: создание целостного культурного пространства Свердловской области, позиционирование региона, как культурного центра федерального значения, привлечение средств федеральных программ и грантов на развитие культуры Среднего Урала.

О приоритетных направления работы министерства культуры не раз высказывался и сам Министр. «В первую очередь речь идет о позиционировании Свердловской области как области, которая активно генерирует культурные ценности в пространство Российской Федерации, – говорит П.В. Креков. – Однако культура функционирует в определенных рыночных условиях. Поэтому одной из своих задач я вижу выстраивание логики в этих отношениях. С одной стороны есть бюджет и эффективность его расходования, с другой стороны есть традиционные культурные ценности и потребители этих ценностей. Да, мы сегодня не очень много тратим на культуру, и есть желание тратить на нее больше. Но надо понимать, что если мы вкладываем средства, увеличиваем зарплату, реализуем проекты, то должны отдавать себе отчет в том, что это делается не для того, чтобы цифра возросла, а для того, чтобы люди видели результат, приходя в театр, в концертный зал, музей, сельскую библиотеку. И сделать так, чтобы деньги реально работали – это не просто. Экономика культуры нужна - это один из приоритетов».

2.2. состояние культурной сферы Свердловской области и областной культурной политики

В списке наиболее развитых в культурном отношении регионов Российской Федерации Свердловская область занимает одну из лидирующих позиций.

Ведь здесь накоплен значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов и управленцев региональным культурным процессом. Главным культурным центром области является Екатеринбург, где сосредоточено большинство учреждений культуры и творческих сил.

По области насчитывается 26 музеев12:

  • «Свердловский областной краеведческий музей» с его 14 филиалами по области,

  • «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства»,

  • Уральский государственный военно-исторический музей и его 3 филиала,

  • Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник,

  • Ирбитский государственный музей изобразительных искусств,

  • Ирбитский государственный музей мотоциклов,

  • Невьянский государственный историко-архитектурный музей с филиалом в городе Нижняя Тура,

  • «Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова» и егоо филиал в селе Коптелево).

В области начитывается 1025 библиотек и 939 учреждений культурно-досугового типа, 202 образовательных учреждения культуры искусства, 25 профессиональных театров (федерального, областного, муниципального и частного ведомства), к примеру:

  • театр оперы и балета;

  • театр музыкальной комедии;

  • театр драмы;

  • театр юного зрителя;

  • театр кукол;

  • театр балета «Щелкунчик»;

  • «Коляда-театр»;

  • камерный театр Объединённого музея писателей Урала;

  • театр Волхонка;

  • театр танца.

Общей сложностью в профессиональных театрах Свердловской области работает 3003 человека.

В области имеется 7 концертных организаций. Одними из них являются:

  • государственная академическая филармония;

  • государственная детская филармония;

  • Уральский государственный театр эстрады.

Также в области располагается «Свердловский областной фильмофонд», задача которого сохранить и развить прокат отечественных и зарубежных фильмов в фонде, а также повысить уровень кинообслуживания населения и приобщить широкие слои населения к культурным ценностям.

Культура Свердловской области развивается динамично и уверенно благодаря чёткой и продуманной государственной политике, разработанной Правительством Свердловской области и реализуемой Министерством культуры Свердловской области. Я абсолютно уверена, что мы можем гордиться тем, что наши театральные и концертные коллективы прочно завоевали всероссийскую и международную известность. Система художественного образования детей, существующая в Свердловской области, служит примером для многих областей России. Богатейшие музейные коллекции Урала, самобытные творения мастеров-умельцев с успехом экспонируются на самых престижных выставочных площадках мира.

Имея данные на 2012 год об эффективности проведения культурной политики в Свердловской области, можно сделать следующие выводы:

  • в 2 раза выросло количество компьютеризированных библиотек, на 30 процентов увеличилось количество автоматизированных пользовательских мест в них;

  • расширился спектр услуг, оказываемых учреждениями культуры на базе новых информационных технологий;

  • повысилось качество экспозиционной работы в областных государственных музеях и их посещаемость за счет оснащения учреждений современным экспозиционным оборудованием;

  • обновленные интерьеры и новые технические возможности залов концертных и театральных организаций вызвали рост зрительского интереса, количество посетителей увеличилось на 2 процента;

  • почти на 6 процентов уменьшилась доля муниципальных клубных учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

  • незначительно, но снизилась доля объектов культурного наследия, требующих проведения ремонтно-реставрационных работ.

2.3 основные пути совершенствования культурной политики в Свердловской области

В связи с настоящей экономической ситуацией в стране и ограниченностью в финансовых средствах, культурная сфера должна добиться таких результатов, чтобы её потери были минимальными.

Я считаю, что при проведении культурной политики следует сделать упор на следующие пункты:

  • развитие традиционных искусств

Свердловской области следует продолжать финансирование социально-значимых долгосрочных (фестивалей искусств, культурных учреждений) и краткосрочных, то есть одноразовых, проектов (к примеру, выставок, концертных постановок).

По моему мнению, не стоит гнаться за бесцельным субсидированием, а уделять внимание качеству конечного продукта, в который вкладывались средства. Например, какое воздействие этот самый продукт произвел на общество, удовлетворил ли его ожидания. Только так можно оптимизировать профессиональную творческую среду и повысить качество творческих процессов.

  • актуальное искусство, творческие индустрии и креативные технологии

В настоящее время все больше и больше становятся популярным современное искусство, которое позволяет посмотреть на мир другими глазами, увидеть то, что было недоступно ранее. Молодому поколению нашего общества интересны так называемые арт-практики (перфомансы и т.д), инсталляции, энвироменты. Пока они вызывают не совсем однозначное отношение, лишь только потому что этот вид искусства еще не столь знаком населению, как и России в целом, так и Свердловской области в частности.

Отличным примером послужило проведение в городе Екатеринбург мультимедийных 3D-выставок творчества таких импрессионистов как Ван Гог и Сальвадора Дали. Так же огромным успехом пользовалась выставка под названием «Айвазовский. Живые полотна». Благодаря впечатляющим размерам проекций, зрители буквально полностью «окунались» в бездну водной стихии, представленных на полотнах Айвазовского. Таким образом, жители Екатеринбурга и Свердловской области посмотрели на полотна поистине великих художников под другим углом.

  • Сохранение культурного наследия

Это касается всех памятников истории и культуры, фондов музеев, архивов, библиотек, своеобразных традиций образа жизни народов Урала и их традиционного искусства.

Одним из таких объектов культурного наследия является Александро-Невская часовня, которая находится в дендропарке города Екатеринбург.

Эта часовня была заложена еще в 1881 году в память о крестьянской реформе, которую провел Александр Второй. После 1945 года её использовали как парковый павильон, а в 1970-е годы мозаика на темы сказов П.П. Бажова украсила её фасад. В 1993-1995 годах проводилась реставрация, в ходе которой эта мозаика была устранена. В 1996 году часовня была вновь возвращена Церкви. Это сооружение – образец храмового зодчества Екатеринбурга конца XIX века.

По-моему мнению, существует большая необходимость того, чтобы сохранять такие сооружения, несущие в себе историю не одного века. Именно они помогают нашему обществу как можно дольше сохранять в своей памяти прошлое и его значимость. Они помогают словно «погрузиться» в то время, в которое были построены, представить себе жизнь тех людей, для которых это было современным искусством.

Без ложной скромности можно отметить, что именно такие сооружения являются имиджем нашей области, чем-то уникальным, той историей, которую имеем только мы.

  • виртуальное пространство культуры Свердловской области

одним из ярких примеров проведения грамотной культурной политики является создание «Виртуального концертного зала» Свердловской государственной академической филармонии. Он позволяет вести запись концертов и проводить их трансляции в режиме он-лайн. Таким образом, жители небольших городов и поселков могут быть причастными к событиям музыкальной культурной жизни наравне со всеми теми, кто может послушать эти концерты, находясь непосредственно в самом филармоническом зале.

Этот проект поддерживается Министерством культуры Свердловской области, а с 2013 года Фонд Бориса Николаевича Ельцина финансирует проведение трансляций в режиме реального времени в учреждениях социальной защиты.

  • Образование и воспитание будущих субъектов культуры

Такая программа направлена на поддержку образования и воспитания, формирования индивидуальных творческих способностей детей и подростков. Так они могут в полной мере приобщиться ко всем составляющим высокой культуры. Примером поддержки со стороны Министерства культуры Свердловской области является детская студия анимации Сергея Айнутдинова. Эта студия является поистине уникальной. Из всей России только она входит в международную ассоциацию детских студий. Финансовая помощь со стороны Министерства проявляется в льготе по аренде помещений, гарантами а также в помощи приобретения учебной и оргтехники.

  • развитие культурных связей центров и провинции в Свердловской области

такая программа несет в себе стимулирующую, направляющую и коммуникационную функцию. Таким образом, творческие коллективы из Екатеринбурга приезжают со своими программами в небольшие города области, поселки и отдаленные районы. Это могут быть и творческие семинары, мастер-классы деятелей культуры Екатеринбурга для своих коллег в провинциях.

Такая программа требует определенное финансовое сотрудничество областного центра и муниципалитетов, в которые приезжают гастролеры. Она должна помочь снять все искусственные административные препятствия, мешающие проведению гастрольной деятельности. Так, например, местные управления культуры городов Каменск-Уральска и Серова не включают в свой отчетный показатель численности обслуживаемого театрами населения зрителей гастролей театра в загородных детских лагерях отдыха.

  • культура Свердловской области в России и мире

данная программа предусматривает некого продвижения нашей культуры на международной и российской арене. Естественно, не трудно предположить, что такая программа требует огромных вложений со стороны властей Свердловской области. Нельзя не отметить, что имидж нашей области зависит от качества и количества проведения таких мероприятий. Примером этой программы служат гастролирования Кандинского и Малевича из Екатеринбургского музея изобразительных искусств по всему миру, пользующиеся большой популярностью, как и внутри России, так и за её пределами.

Я считаю, что необходимо регулярно проводить конкурсы предложений, на тему того какие культурные события следует проводить в Свердловской области. Можно задать разные условия таких конкурсов, дать широкий простор для фантазии или же ограничить участвующих какой-либо определенной узкой целью. После проведения таких мероприятий должен быть сформирован квалифицированный совет, которому будут озвучены финансовые возможности нашей области. По мере роста областного ВВП, число культурных событий, несомненно, будет расти, а имидж области повышаться.

Безусловно, следуя здравому смыслу и адекватной оценке происходящего, нужно понимать, что практически нереально модернизировать в короткий срок и разом всю систему культуры. Это возможно лишь при условии того, что все изменения будут нести в себе системный характер и происходить шаг за шагом.

Заключение

В современном обществе культура понимается людьми как духовное развитие человека, составляющая содержание его внутреннего мира и мировоззрения. Театры, музеи, выставки, произведения литературы в подсознании каждого человека автоматически ассоциируются с понятием «культура». Если человек является субъектом или объектом культурной сферы, это вызывает одобрение со стороны общества.

У культуры существует множество различных функций, среди которых, по-моему мнению, нет перво- и второстепенных, так как они все очень важны. С помощью неё мы адаптируемся к окружающей нас среде, развиваемся как личности и видим чёткое представление о том, как применять накопленные нами знания и навыки в обыденной жизни.

Российский народ имеет огромнейшее количество культурного наследия, ценностей и обычаев, доставшихся нам от предков. Именно поэтому очень важно сохранять всё то, что дошло до нас сквозь многие века.

Властями страны законодательно закреплены культурные аспекты. Конституция гарантирует нам свободу литературного, художественного, технического и других видов творчества. Так же в ней определены и наши обязанности, в связи с которыми мы должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Культурная политика государства целиком и полностью направлена на то, чтобы помочь обществу не стоять на месте, а развиваться и культурно обогащаться. Я считаю, что это очень важно, так как мы передаём все наше духовное наследие будущим поколениям.

В ходе выполнения курсовой работы, я проанализировала реализацию культурной политики в России в целом и в Свердловской области в частности и выявила некоторые существующие пути оптимизации работы органов государственной власти в сфере культуры. Я пришла к выводу, что концепция культурной политики в России и её проведение адекватны и соответствуют тем потребностям, которые имеет общество. Государственными властями постоянно ведётся работа, направленная на усовершенствование проводимой политики, улучшение качества конечного результата своей работы. Так, например, нельзя не заметить, как в последнее время улучшается состояние культурной сферы в нашей стране. С каждым годом всё больше и больше открывается учреждений культуры, увеличивается финансирование их и образовательных учреждений культуры, как в России, так и в Свердловской области.

Наличие стратегических целей развития благотворно отражается на управленческой деятельности: властные структуры государства и региона обретают видение состояния, в котором находится российское сообщество, понимают, какие направления социокультурного развития следует развивать в первую очередь, чего следует достичь к определенному моменту.

Государственное регулирование должно охватывать все сферы культурной деятельности как традиционные, так и новые направления.

Нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.

В настоящее время меры государственной поддержки в сфере культуры направлены на совершенствование законодательной базы, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, совершенствование системы государственного стимулирования.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации

Основы законодательства РФ о культуре, 9 октября 1992 года N 3612-1

Положение о министерстве культуры Свердловской области от 25.09.2009 № 1104-ПП

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г., Егоров В.К. Культурология: Учебное пособие – M.: Изд-во РАГС, 2008.- 280с.

Астафьева О. Культурная политика современной России: процесс поиска.// Государственная служба 2006. № 3. с. 35-41

А.С. Балакшин «Сущность и содержание понятия «культурная политика» М. 2003

Культурная политика России: история и современность. (Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов). М.: Либерея, 2004, с. 296

Сергеев В. О формировании культурной политики в современных условиях.// Власть 2008. № 9. с. 13-15

Востряков Л.Е. Культурная политика в современном мире (взгляд из России) // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2000. - Вып.1. - С.40 - 72.

Флигер А.Я. О новой культурной политике России // Обществ. науки и современность. - 2003.- №5.- С.4.

//Министерство культуры Свердловской области [электронный ресурс] URL:// http://www.mkso.ru/ (дата доступа 17.12.2015)

Приложение

Структура управления Министерства культуры Свердловской области.

Руководство министерства:

Министр

Креков Павел Владимирович

Первый заместитель Министра

Мантуров Владимир Гелиевич

Заместитель Министра

Полухина Галина Юрьевна

Отдел обеспечения бюджетного процесса, государственного заказа и финансового контроля:

Начальник отдела

Лаптева Наталья Валерьевна

Заместитель начальника отдела

Андреева Ирина Павловна

Главный специалист

Иванова Ирина Николаевна

Главный специалист

Кривоносова Надежда Львовна

Главный специалист

Корсакова Анна Анатольевна

Главный специалист

Фролова Екатерина Дмитриевна

Главный специалист

Николаева Алена Юрьевна

Отдел государственной гражданской службы, правового и документационного обеспечения, административной работы и анализа

Начальник отдела

Семенова Марина Викторовна

Заместитель начальника отдела

Мажирова Елена Владимировна

Главный специалист

Безруких Елена Владимировна

Главный специалист

Молчанова Ирина Александровна

Главный специалист

Мышакова Елена Олеговна

Главный специалист

Домрачева Наталья Викторовна

Отдел профессионального искусства, художественного образования, творческих проектов и информатизации

Начальник отдела

Литовских Вера Константиновна

Главный специалист

Кутарев Василий Сергеевич

Главный специалист

Механова Лилия Вячеславовна

Главный специалист

Шибанова Наталия Глебовна

Главный специалист

Нестеровская Екатерина Владимировна

Отдел музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности и межведомственных программ:

Начальник отдела

Бабушкина Наталья Александровна

Главный специалист

Карчкова Жанна Юрьевна

Главный специалист

Тухбатова Армине Кареновна

Главный специалист

Труфанова Венера Маликовна

Главный специалист

Щинова Ольга Владимировна

Консультирование по вопросам музейной деятельности

Кочнева Анфиса Витальевна

Отдел бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения:

Начальник отдела – главный бухгалтер

Просолупова Наталья Ивановна

Главный специалист

Урюпина Наталья Викторовна

Ведущий специалист

Кудинова Наталья Олеговна

Ведущий специалист

Сивакова Елена Анатольевна

Заведующая хозяйством

Копырина Ольга Васильевна

Старший инженер по вопросам энергетики

Лизунов Сергей Анатольевич

Старший инженер по вопросам безопасности

Голубев Геннадий Александрович

Старший инженер по вопросам охраны труда

Христолюбова Нина Николаевна

1 Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г., Егоров В.К. Культурология: Учебное пособие – M.: Изд-во РАГС, 2008.- 280с.

2 Астафьева О. Культурная политика современной России: процесс поиска.// Государственная служба 2006. № 3. с. 35-41

3 Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

4 Конституция РФ от 12.12.1993 г. ст.44, ч.1,2,3

5 А.С. Балакшин «Сущность и содержание понятия «культурная политика» М. 2003

6 Культурная политика России: история и современность. (Отв. Ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов). М.: Либерея, 2004, с. 296

7 Сергеев В. О формировании культурной политики в современных условиях.// Власть 2008. № 9. с. 13-15

8 Востряков Л.Е. Культурная политика в современном мире (взгляд из России) // Матер. база сферы культуры: Науч.-информ. сб./РГБ; НИО Информкультура. - 2000. - Вып.1. - С.40 - 72.

9 Флигер А.Я. О новой культурной политике России // Обществ. науки и современность. - 2003.- №5.- С.4.

10 Основы законодательства РФ о культуре, 9 октября 1992 года N 3612-1

11 Положение о министерстве культуры Свердловской области от 25.09.2009 № 1104-ПП (в редакции постановлений Правительства Свердловской области от 25.01.2010 N 38-ПП, от 25.05.2011 N 597-ПП, от 04.07.2012 N 726-ПП, от 07.08.2012 N 856-ПП, от 06.12.2012 N 1397-ПП, от 06.05.2013 N 570-ПП, от 06.08.2013 N 1001-ПП, от 16.10.2013 N 1247-ПП, от 12.03.2014 N 174-ПП, от 10.07.2014 N 573-ПП, от 10.12.2014 N 1137-ПП, от 25.12.2014 N 1212-ПП, от 02.07.2015 № 570-ПП)

12 По данным сайта Министерства культуры Свердловской области

Просмотров работы: 8175