ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Сунаева Ю.В. 1, Сунаева Ю.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 АННОТАЦИЯ. В последние годы перед научным сообществом все чаще встаёт вопрос о необходимости изучения влияния процессов, которые происходят в корпоративном секторе на политические отношения на международной арене. За последние десятилетия роль глобальных корпораций в мировом сообществе заметно возросла, так как они являются одной из движущих сил процесса глобализации, нарастающего в своей важности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Глобальная корпорация, транснациональная корпорация, глобализация, конкурентоспособность.

SUMMARY. In recent years, the scientific community is increasingly raises the question of the need to study the effects of the processes taking place in the corporate sector on political relations in the international arena. In recent decades, the role of global corporations in the world community has increased significantly, as they are one of the driving forces of globalization, growing in its importance.

KEY WORDS. Global corporation, transnational corporation globalization competitiveness.

Процессы транснационализации, столь интенсивно идущие в XXI веке, активно меняют структуру и компоненты международных отношений. В том числе, благодаря подобным явлениям, можно наблюдать появление качественно новых акторов мирового хозяйства, таких как глобальные корпорации. Подобные субъекты на рынке противоречивы по своей сути, ведь они являются порождением глобализации и её движущей силой одновременно. Глобальные корпорации – сложноинтегрированные корпоративные объединения, имеющие диверсифицированную структуру, осуществляющие свою деятельность в одной или нескольких отраслях в мировом масштабе. Целью подобных компаний является, как правило, стандартизация производственного процесса, продаж и каналов распределения на рынках всех стран. Трудность заключается в том, что на деятельность корпорации влияют так называемые неконтролируемые факторы: уровень конкуренции, качество рабочей силы, а также технологические, социально-культурные, экономические, финансовые, законодательные и политические факторы.

Важнейший эффект интеграции фирм в структуры, подобные глобальным корпорациям заключается в создании более благоприятных условий для воспроизводства капитала по сравнению со свободным рынком. Поэтому, когда в рыночном механизме обнаруживаются сбои и он не обеспечивает эффективного отраслевого обмена, начинаются интеграционные процессы внутри национальной экономик, а, впоследствии, и в рамках мирового хозяйства. Полная интеграция представляет собой такой способ действия, при котором рыночный механизм заменяется внутрихозяйственными операциями, а стадии производства и распределения охвачены одной иерархической системой, как произошло в Японии и Южной Корее. В этих странах структурирование корпораций инициировало последовательное развитие отраслей национальной экономики: от отраслей с низкой добавленной стоимостью к производству, дающему на выходе высокую, от простого (производство товаров потребительского назначения) - к высокотехнологичному производству и торговле информацией. При этом важно подчеркнуть, что законы свободного рынка не работают внутри подобных структур, где устанавливаются внутренние цены, определяемые самими корпорациями. Если вспомнить об их размерах, то окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти – в своеобразной «плановой» системе», а 380 крупнейших корпораций сосредоточили в своих руках 40% глобального ресурсного потенциала и 80% технологических нововведений. Это обобществление производства создает предпосылки для перехода к централизованному регулированию мировой экономикой в интересах всего человечества, для создания «социального мирового хозяйства»[1].

Глобальные корпорации на данном этапе развития общества выступают такими же мощными игроками на мировом рынке, как и национальные государства. Благодаря развитию сети Интернет как новой сферы и формы ведения бизнеса происходит трансформация структуры подобных систем, их коммуникаций, что способствует росту эффективности как самих глобальных корпораций, так и мировых рынков. Современным транснациональным корпорациям характерны следующие особенности:

— рассредоточение сети дочерних и ассоциированных компаний по многим странам;

— проникновение в передовые отрасли экономики, быстрое развитие которых требует масштабных капиталовложений и привлечения высококвалифицированного персонала.

Подобные транснациональные структуры являются технологическими лидерами и способствуют развитию научно-технического прогресса посредством распространения новых технологий через собственные каналы. Глобальные корпорации, в свою очередь, интегрируют воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в широком географическом диапазоне. Они не имеют конкретной территориальной привязанности и не зависят от страны происхождения. Исходя из этого, можно выделить наиболее важные черты глобальной корпорации:

1) Фактически производит и продает мировой продукт, следовательно, рынком сбыта для такой компании является весь мир;

2) Создает ассоциированные и дочерние фирмы в любой точке мира, то есть местом осуществления производственной деятельности является весь мир;

3) Внутри корпорации основные функции распределяются по различным странам с целью более эффективного их выполнения, а это значит, что место осуществления хозяйственной деятельности – весь мир.

В результате высокой активности глобальных корпораций на территории нашей страны государству приходится иметь дело с одной стороны с наднациональными институтами, а с другой – с растущими транснациональными акторами. Управленческие функции постепенно перераспределяются другим участникам международных экономических отношений, что может представлять угрозу национальной экономической безопасности. Однако если подойти к данной проблеме по-другому, то глобальные корпорации играют ключевую роль ввиду особенностей их инновационной деятельности и степени влияния на экономику. Они являются генератором, распространителем и потребителем новых знаний и технологий через сеть своих подразделений, стимулируют инвестиционные потоки и конкуренцию.

Таким образом, можно поставить вопрос потенциальных возможностей инициации всестороннего роста конкурентоспособности российской экономики с помощью выращивания корпорации такого типа. В начале 2000-х гг. на фоне общего экономического подъема в России сформировались некоторые предпосылки для экономического рывка. Однако правительство решило пойти не интенсивным, а экстенсивным путём развития. К тому моменту уже образовалось несколько многоотраслевых комплексов («Интеррос», «Лукойл», «Альфа-групп»), аналогичных азиатским структурам по составу и способных выйти на международный уровень, а в перспективе и составить конкуренцию на международном рынке, однако этого не произошло.

Структура нашей экономики несколько походит на структуру Японии и Южной Кореи в более ранний период. Наша экономика держится на крупных компаниях топливно-энергетической направленности, которые, объединяясь в группу с менее эффективным предприятием, могут переливать свои сверхдоходы в менее прибыльную отрасль. Однако для анализа данного вопроса наибольший интерес представляют именно некоторые отличия от моделей Японии и Республики Корея, которые препятствуют развитию отечественных ФПГ: высокие ставки процента и наличие естественных монополий. Япония в период становления своей экономики шла по качественно новому пути развития, определяя собственный уникальный путь экономического развития. У догоняющих стран на данный момент есть преимущество, «компенсация за отставание», что может сократить период становления.

Выше было отмечено двойственное влияние глобальных корпораций на состояние экономки. К сожалению, на данный момент негативное воздействие на экономику России, скорее всего, превысило бы положительное. В рассматриваемых выше странах есть определенные институциональные условия, которые позволяют минимизировать негативные последствия разрастания национальных многоотраслевых экспортоориентированных групп. Глобальные корпорации, как уже было отмечено, обладают значительной экономической властью, представляя серьезную угрозу национальной экономической безопасности. В России на данный момент не существует четкого законодательства в сфере регулирования крупного транснационального бизнеса, поэтому существует большой риск монополизации отечественных рынков.

В Японии фактором, нивелирующим отрицательные моменты разрастания глобальных корпораций, является развитость института доверия. Например, уровень государственного долга страны превышает 243% ВВП[2], тем не менее, особенности национального менталитета позволяют доверять правительству даже в таких условиях. Но если поделить государственный долг на внутренний и внешний, то другим странам Япония должна около 60% ВВП[3]. На уровень долга, непременно, влияют и глобальные корпорации в стране, обслуживая свой внутрифирменный оборот. Структурирование транснациональных корпораций там происходит по средствам доверия между компаниями, строится на длительных взаимоотношениях, так же, как и в Республике Корея (только дополненных родственными связями). А особенно важным является стремление подобных структур в вышеупомянутых странах направлять все действия на благо общества и государства в целом, что заложено в национальном подсознании и препятствует беспределу. В Южной Корее также имеет место некий «образовательный синдром», который говорит о высоком уровне нравственности, что не позволяет руководству корпораций вести себя безответственно по отношению к государству.

Интересно также отметить, что в Малайзии «культ семьи» тоже имеет воплощение, дополняется он довольно широким распространением исламского банкинга в стране. Исламский банк — это квинтэссенция коммерческого и инвестиционного банка. В связи с природой инвестиционных операций таким банкам приходится направлять средства на прибыльные проекты. В результате контрактных отношений с потенциальными клиентами банки несут значительные издержки, связанные с оценкой риска и определением стоимости инвестиционных затрат. Основные принципы, на которые ориентируются исламские банки[4]:

  • запрет на ссудный процент;

  • запрет на спекуляцию — использование каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений в своих интересах, своих планах. Однако «западные» финансовые инструменты в изменённой форме используются;

  • запрет на азартные игры.

Исламские финансы, как правило, направляются преимущественно в реальное производство. Поэтому наличие собственных корпораций в Малайзии позволит именно поднимать экономику, а не разрушать её. Поскольку он основан на принципах шариата, запрещающего наживаться, воровать, спекулировать, он также является институциональным условием, позволяющим сохранить национальную экономическую безопасность под защитой.

В России, к сожалению, еще не сформирован подобный эффективный механизм защиты национальной экономической безопасности от вредного разрастания крупных корпоративных структур и обеспечения качественно нового роста самой экономики с использованием их преимуществ. Кроме того, при укреплении своих позиций на мировых финансовых рынках, российские банки могут использовать опыт исламских банков, а также западных банков, ведущих деятельность в мусульманских странах на исламских принципах.

Одним из основных условий привлечения прямых иностранных инвестиций для стимулирования экономического роста страны является стабильность инвестиционного климата. Ведь в принимающей стране с благоприятными экономическими характеристиками вероятнее всего повысить норму доходности собственного бизнеса. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата, скорее всего, повлечет за собой высокие темпы экономического роста, так как для того, чтобы использовать капитал корпораций и ее технологии в интересах страны нужно иметь необходимый уровень инфраструктуры и квалификации.

Возможность прямых иностранных инвестиций глобальных корпораций стимулировать экономический рост также зависит от целей инвестирования, если прямые иностранные инвестиции нацелены на повышение эффективности своей ассоциированной компании, то они, скорее всего, поспособствуют росту. Но если они ориентированы на расширение рынков сбыта или на получение доступа к ресурсам, то возникает опасность для национальной экономической безопасности. Так же положительное влияние зарубежных инвестиций на экономический рост более вероятно, если технологический разрыв между странами относительно мал.

Для того чтобы создать эффективный механизм взаимодействия с глобальными корпорациями (как национальными, так и зарубежными) в России, необходимо:

  • усилить государственный контроль над деятельностью ведомств, отвечающих за аспекты международной деятельности российских и зарубежных компаний в РФ;

  • развивать обрабатывающие отрасли промышленности, развивая здоровую конкуренцию;

  • обеспечить приток кадров и новых технологий;

  • усилить контроль и разработать прозрачный порядок таможенной очистки грузов не оставляющий возможности произвола с одной стороны, а также без не декларированного перемещения в страну с другой;

  • развивать транспортную и финансовую инфраструктуры, уделяя внимание не только городам—миллионникам, но и регионам, обеспечивая максимально равномерное развитие по всей стране;

  • развивать банковский сектор, привлекать к сотрудничеству иностранные банки;

  • направить усилия на развитие правовой базы, улучшение регулирования фондового рынка и развитие информационной системы, базирующейся на тщательно отработанных формах государственной статистической отчётности о деятельности компаний.

Весь этот спектр мер позволит государству и глобальным корпорациям стать партнерами в разработке и реализации политики. При этом повышение эффективности налогового регулирования требуют отдельного воздействия со стороны правительства:

  • приближение порядка обложения доходов от продажи акций юридическими лицами к порядку налогообложения физических лиц. Это приведет к двум эффектам: во-первых, инвесторы будут ориентированы не на портфельные, а на долгосрочные финансовые вложения в акции, такая ориентация - привязка имущественного налогового вычета к сроку владения акциями. Сейчас в соответствии с налоговым кодексом РФ при установлении размера налогооблагаемой базы налогоплательщик-физическое лицо имеет право на получение определенных имущественных налоговых вычетов. В случае долгосрочных портфельных инвестиций налогоплательщик вправе уменьшить сумму общего дохода реализации ценных бумаг на совокупную сумму фактически произведенных им и подтвержденных документами расходов на приобретение указанных ценных бумаг. Во-вторых, реструктуризация холдинговых структур и маневрирование ресурсами внутри корпоративных структур. Сейчас основное общество наказывается за уменьшение участия в дочерней структуре, даже если это позволяет увеличить вложения в более перспективный бизнес.

  • налоговое стимулирование инвестиций корпораций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки является одним из значимых путей совершенствования государственного регулирования. Традиционно оно осуществляется через освобождение от налогов прибыли, направленной на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение научно-технической базы.

В России правовая основа деятельности транснациональных корпораций находится на начальном этапе развития и не отражает реальные тенденции развития мировой экономики. Законодательная основа представляет собой набор отдельных норм, актов, положений без их должного взаимного дополнения между собой. Вместе с тем комплексное регулирование деятельности глобальных структур занимает одно из центральных мест в экономике развитых стран, поскольку роль подобных образований в организации экономических процессов трудно переоценить.

Единая стратегия российских корпораций должна объединять следующие условия их динамичного развития:

  • децентрализацию на национальные и региональные рынки;

  • создание совместных структур с иностранными партнерами;

  • локализация продукции и маркетинга;

  • конкуренцию на глобальных рынках капитала;

  • производство продукции международных стандартов с наивысшим качеством;

  • инвестиции в НИОКР, которые предоставят конкурентные преимущества в международном масштабе;

  • использование возможностей РФ деятельности групп на мировом рынке.

Данные меры должны быть направлены на увеличение конкурентоспособности национальной экономики.

Эффективность развития национальных корпораций, базирующихся в России, и их позиции в мире во многом будут зависеть от решения ими следующих стратегических вопросов:

  • создания глобального продукта или услуги, обоснованной стратегии её выхода на международный рынок;

  • создания механизмов глобальной координации;

  • развития возможностей для успешных стратегических партнерств;

  • создания систем для развития карьеры работников;

  • развития возможностей для постоянных организационных преобразований.

Таким образом, можно отметить, что Российская Федерация не готова к запуску механизма увеличения национальной конкурентоспособности через формирование российской глобальной корпорации, так как отсутствуют некоторые особенно важные предпосылки для этого. Отсутствует так же и настолько сильный институт как в Японии или Южной Корее. В противном случае, если государство попытается искусственно запустить процесс создания подобной структуры, то из всех возможных вариантов влияния глобальных корпораций на национальную экономику, скорее всего в стране отразятся лишь негативные последствия: излишняя монополизация, лоббирование своих интересов и угроза национальной экономической безопасности. Поэтому, не смотря на неоднозначность интенсивного пути развития, нужно выбрать именно его, так как он приведет только к качественно новому росту национальной конкурентоспособности. Но для этого необходимо регламентировать законодательную основу действий транснациональных корпораций и найти социально-экономическую опору, как основной инструмент их регулирования.

Список литературы:

  1. Бандурин А.В. Методология управления финансами финансово-промышленных групп: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05, 2001. – 130 с.

  2. Международный валютный фонд// Электронный ресурс. Режим доступа: http://goo.gl/ygucpT (дата обращения 05.10.2015)

  3. Центральное разведывательное управление// Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/reports (дата обращения 05.10.2015)

  4. Исламский банк развития / Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isdb.org/irj/portal/anonymous?NavigationTarget=navurl://24de0d5f10da906da85e96ac356b7af0 (Дата обращения: 05.10.2015)

  5. Строителева, Т.Г. Теоретико-методологические аспекты исследования трансформации корпоративных структур и ее влияние на эффективность региональной экономики / Т.Г. Строителева, А. Миллер // Предпринимательство. – 2013. – No1, 144–150 с.

  6. Стриженко А.А. Глобализация бизнеса и конкурентоспособность транснациональных компаний: Монография. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. 287 c.

  7. Бархатов В.И., Кондратьев Н.И. Транснациональные корпорации в условиях глобализации экономики: Монография. Челябинск: ЧелГУ, 2007, 173-174 с.

  8. Попович Н. Стратегия глобальной корпорации. М.: Изд-во «Экономика», 2009. 357 с.

  9. Регулирование деятельности транснациональных корпораций С. С. Щеглов ("Юрист", 2007, N 12)

  10. Пригульный А.Г. Инновационный потенциал глобальных корпоративных организаций как предпосылка перехода к экономике знаний // Экономика и управление: Российский научный журнал / гл. ред. В. А. Гневко.– 2009.– N2(41). 61-65 с.

Просмотров работы: 1822