АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «Урожай»
Получение прибыли - главная цель производства субъекта хозяйствования. Реализация этой цели вероятна в том случае, если субъект хозяйствования изготавливает продукцию, или работы и услуги, которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Получение выручки за произведенную и реализованную продукцию вовсе не означает, что организация получила прибыли. [2]
Прибыль представляет собой обобщающий показатель. Ее наличие позволяет сделать вывод об эффективности производства и о благополучном финансовом состоянии организации.
Величина прибыли формируется под воздействием трех основных факторов:
- себестоимости продукции,
- объема реализации;
- уровня действующих цен на реализуемую продукцию.[1]
На сумму прибыли влияют все показатели. Это влияние описывается факторной моделью аддитивного вида:
Пб = В - С - КР - УР + ВнД - ВнР ,
где, В - выручка от продажи;
С - себестоимость;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы;
ВнД - внереализационные доходы;
ВнР - внереализационные расходы.
Рассмотрим расчет прибыли и рентабельности на примере организации ОАО «Урожай». Открытое акционерное общество «Урожай» (ОАО «Урожай») существует на рынке Омской области с мая 1960 года, общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства РФ.
Уставный капитал ОАО составляет 1870 (Одна тысяча восемьсот семьдесят) рублей. Он состоит из 1870 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль, приобретенных акционерами.
Проведем расчет прибыли по вышеприведенной формуле: (табл.1)
Таблица 1 Анализ источников формирования прибыли ОАО «Урожай».
Наименование показателя |
Годы |
Отклонение (+,-) |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2013 к 2012 |
2014 к 2013 |
|
Выручка от товаров услуг, тыс. руб. |
15207 |
23351 |
45134 |
8144 |
21783 |
Себестоимость |
792 |
1170 |
2346 |
378 |
1176 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
6851 |
12329 |
23124 |
5478 |
10795 |
Управленческие расходы, тыс. руб. |
5908 |
6308 |
6713 |
400 |
405 |
Прибыль |
1656 |
3544 |
12951 |
1888 |
9407 |
Прибыль 2012=15207-792-6851-5908=1656 тыс. руб.
Прибыль2013=23351-1170-12329-6308=3544 тыс. руб.
Прибыль2014=45134-2346-23124-6713=12951 тыс. руб.
Из данных вычислений можно сделать вывод, что наибольшая прибыль была в 2014 году и составляла 12951 тыс. рублей.
Для того чтобы выявить как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, следует выполнить следующие расчеты:
Определить, как повлияло изменение выручки от реализации на рентабельность продаж:
DRв = ((В1-С0-КР0-УР0):В1–(В0-С0-КР0-УР0):В0)*100%,
DRв 2012 = ((23351-792-6851-5908)/23351-(15207-792-6851-5908)/15207)* 100% = 31%
DRв 2013 = ((45134-1170-12329-6308)/45134-(23351-1170-12329-6308)/
23351)*100% = 41%
определить влияние изменения себестоимости реализации:
DR с = ((В1-С1-КР0-УР0):В1–(В1-С0-КР0-УР0):В1)*100%,
DRс 2012 = ((23351-1170-6851-5908)/23351-(23351-792-6851-5908)/23351)* 100% = -2%
DRс 2013 = ((45134-2346-12329-6308)/45134-(45134-1170-12329-6308)/ 45134)*100% = - 2%
определить влияние изменения коммерческих расходов:
DR кр = ((В1-С1-КР1-УР0):В1–(В1-С1-КР0-УР0):В1) * 100 %,
DRкр 2012 = ((23351-1170-12329-5908)/23351-(23351-1170-6851-5908)/
23351)*100% = -23%
DRкр 2013 = ((45134-2346-23124-6308)/45134-(45134-2346-12329-6308)/ 45134)*100% = -24%
определим влияние изменения управленческих расходов:
DRур = ((В1-С1-КР1-УР1):В1–(В1-С1-КР1-УР0):В1)*100%,
DRур 2012 = ((23351-1170-12329-6308)/23351-(23351-1170-12329-5908)/ 23351*100% = -2%
DRур 2013 = ((45134-2346-23124-6713)/45134-(45134-2346-23124-6308)/45134*100% = -1%
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж: DRп = DRв + DRс + DRкр + DRур ,
DRп 2012 = 031,+(-0,02)+(-0,23)+(-0,02) = 4%
DRп 2013 = 0,41+(-0,02)+(-0,24)+(-0,01) = 14%
Таким образом, исходя из расчетов, в 2012 году общее изменение рентабельности продаж составило 4%,а в 2013 году общее изменение рентабельности продаж составило 14%,что говорит о росте рентабельности
продаж и о необходимости поддержания высокого оборота производственных активов.
Под резервами роста прибыли понимаются количественно измеримые возможности ее увеличения. Этого можно добиться за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, улучшение структуры выпускаемой продукции. [4]
Для увеличения объемов продаж можно провести следующие мероприятия:
- создание сайта своей организации;
- скидка на зерно организациям, которые в срок производят оплату за полученное зерно;
- увеличение срока годности производимой продукции за счет использования зерносушилок, которые производят сушку продукта до идеальных параметров.
Предположим, что организация планирует увеличить объем продаж на 5%, это позволит увеличить прибыль. Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
РП(V) = PV* (П/V),
где: PV - возможное увеличение объема продаж реализованной продукции, руб.;
П - фактическая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.;
V - фактический объем реализованной продукции, тыс. руб.
Резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции зерна в ОАО "Урожай". Данный показатель за 2014 год можно рассчитать по формуле:
PV = 10 092 тыс. руб. * 5% = 504,6 тыс.руб.
П = 10092 тыс.руб.
V = 45134 тыс.руб.
РП (V)= 504,6 * 45 134 / 10 092 = 2256,7 тыс. руб.
Следовательно, увеличив объем продаж реализованной продукции на 5% в ОАО «Урожай» мы добьемся увеличения своей прибыль на 2256.7 тыс. рублей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гусаров В.М., Кузнецова М.А. Статистика: Учеб. пособие для вузов / В.М. Гусаров, М.А. Кузнецова - М.: -ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 463с.
Кожевников Н.Н. Основы антикризисного управления предприятия / Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г. Зубкова. – М.: Экзамен, 2012.
Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б Поляк. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. – 527с.
Фатхудинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/Фатхудинов Р.А. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 496с.
Хлебникова Л.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной
деятельности предприятия / Л.А. Хлебникова, -М.: ЮНИТИ, 2011.