КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИИ

Новгородова Т.Э. 1, Ермолаева Л.Д. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

The article is devoted to approaches to the concept of social responsibility in modern organizations. Discusses various aspects of social responsibility, such as motivation, characteristics, level, its parameters and types. The article presents the principles and forms of social responsibility.

Keywords: company, social responsibility, statistics, enterprise efficiency, socio-economic relations.

Концепция социальной ответственности компаний уже достаточно давно привлекает внимание исследователей различных дисциплин. Встречаются исследования, посвященные социальной, этической, правовой стороне данной концепции; то есть проблема социальной ответственности носит междисциплинарный характер. Для того чтобы определить основной характер и идеи современных исследований, связанных с данной тематикой, следует подробнее рассмотреть различные направления развития концепции социальной ответственности. Хотелось бы отметить, что каждое из этих направлений является своеобразным отражением насущных проблем общества и бизнеса в соответствии с хронологической последовательностью проводимых исследований. Динамичное развитие концепции корпоративной социальной ответственности прошло определенные этапы. Точкой отсчета можно считать работу Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена», которая была опубликована в 1953 году. В ней были отражены определение и смысл рассматриваемого понятия, а также возможности дальнейшего детального изучения корпоративной социальной ответственности [3]. Последующее изучение корпоративной социальной ответственности представлены в работах К. Девиса (1960), Дж. МакГуира (1963), С. Сети (1975), в которых были конкретизированы понятие и содержание социальной ответственности. В настоящее время перспективным становится направление изучения политики корпоративной социальной ответственности как продолжение теории стейкхолдеров или теории заинтересованных сторон. После публикации исследования Р. Фримена в 1984 году данная теория начала широко использоваться для анализа и объяснения взаимоотношений компании и общества. Автор определяет стейкхолдера как любую группу или индивида, которые могут влиять или на которых влияет достижение целей организации [4]. Схожие определения стейкхолдерам можно найти и в последующих исследованиях, например, у А. Керролла (1999), а также в руководстве GRI G3 (Руководство по отчетности в области устойчивого развития). Суть теории заинтересованных сторон заключается в том, что компания рассматривается как система отношений между различными группами стейкхолдеров, а наемные менеджеры – как агенты данных групп стейкхолдеров, основная цель корпоративного управления – гармонизация интересов всех стейкхолдеров, обеспечивающая взаимную максимизацию выгод. Таким образом, на первый план выходит инструментальный подход к изучению корпоративной социальной ответственности, который устанавливает взаимосвязь между социально ответственным поведением компании и ее финансовыми показателями (в том числе увеличение прибыли в долгосрочном периоде, что в свою очередь увеличивает инвестиционную привлекательность компании). Именно с точки зрения данного подхода политика социальной ответственности приобретает все большую популярность и находит применение на практике как элемент стратегического управления, что позволяет компаниям достигнуть основных целей и улучшить свое положение на рынке. Обзор актуальных исследований Исследования корпоративной социальной ответственности с точки зрения инструментального подхода можно условно разделить на ряд категорий по методам их проведения: дискуссионные, теоретические, статистические, эконометрические. Большинство публикаций посвящено именно первому типу, поскольку существуют определенные сложности, связанные с поиском исходных данных, таким образом, данные исследования носят качественный характер. Однако существует ряд работ, в которых делается попытка статистически или эконометрически доказать существование взаимосвязи социальной ответственности и различных показателей деятельности компании. Следует отметить, что однозначные выводы пока не получены: есть как работы, заключающие, что между этими факторами существует строго положительная зависимость, так и исследования, обнаруживающие исключительно отрицательную зависимость, а также работы, провозглашающие отсутствие подобной зависимости. В 2000 году Довел, Харт и Юнг провели исследование, направленное на выявление взаимосвязи между социально ответственными инвестициями и эффективностью деятельности организаций. По его итогам была установлена положительная корреляцию между Q Тобина и экологической деятельностью компаний, однако данное исследование не носит абсолютный характер, поскольку в нем было введено множество ограничений, которые не позволяют ссылаться на него при любых случаях и для любых рынков. Дальнейшие исследования провели Кинг и Леннокс, увеличив выборку компаний. Результаты были схожи с предыдущим исследованием: была установлена связь между меньшим уровнем загрязнения (количеством эмиссий) и более высокими финансовыми результатами (Q Тобина), однако установить направление влияния не удалось. Установлению взаимосвязи между корпоративной социальной ответственностью и финансовыми показателями, в которых заинтересованы инвесторы, посвящено исследование Хила (2004). Результаты исследования свидетельствуют о том, что реализация политики корпоративной социальной ответственности позволяет снизить риск, связанный с реализацией основной деятельности, снизить уровень отходов, улучшить отношения с регулирующими органами, создать и поддержать бренд, улучшить человеческие отношения и производительность работников, а также снизить стоимость капитала. В работе Л. Бечетти, С. Джакомо (2005) проведено исследование воздействия корпоративной социальной ответственности на эффективность деятельности компании на панельных данных американских компаний. Результаты исследования показали, что социальная ответственность приводит к частичному сдвигу целей компании от максимизации благосостояния акционеров к многокритериальной максимизации благосостояния заинтересованных лиц [5]. Существует также ряд исследований корпоративной социальной ответственности японскими авторами. Например, Сатоши Мизобата в своей работе рассматривает реализацию данной стратегии на практике японского и российского рынка. Сравнение данного опыта, к сожалению, не в пользу России, однако, данный результат объясняется начальной стадией направленной реализации КСО, а также сложностью повсеместного установления взаимосвязи между реализацией политики КСО и финансовыми показателями эффективности российских компаний (2010). Отечественных исследований вопросов взаимосвязи политики социальной ответственности и финансовой эффективности компании по сравнению с пластом зарубежных работ очень мало. К ним можно отнести работы Б.С. Батаевой; З.Ф. Бедоева; И. Беляевой, Ю. Цыгалова и М. Пухова; Ю.Е. Благова. В большей степени российские работы, посвященные изучению КСО, ограничиваются изучением исторических аспектов становления, рассмотрению западного опыта и возможности его перенесения на российский рынок, т.е. носят теоретический характер и реализуют нормативный подход. В основном данная тенденция связана с минимальным количеством компаний действительно реализующих политику социальной ответственности, а также сложностью в поиске релевантной информации для проведения практических исследований в рамках инструментального подхода. Однако существуют и исследования в рамках инструментального подхода к корпоративной социальной ответственности. Например, в работе А.Б. Анкудинова и А.В. Гизатуллина (2008) проводится анализ взаимосвязи социальной ответственности отечественных компаний и финансовой эффективности, которая выражается в таких показателях деятельности компаний, как NOPAT и чистый денежный поток. В результате данного исследования была выявлена взаимосвязь с показателем операционной эффективности деятельности компаний NOPAT, что полностью укладываются в рамки теории достаточности или недостаточности ресурсов. Изучение корпоративной социальной ответственности в настоящее время отражено не только в научных исследованиях, оно также нашло свое отражение в рыночных индексах, в которые включены бумаги социально ответственных компаний. Например, компания KLD составляет индекс «DS 400 Index», который не включает компании, получающие доходы от производства или продажи алкогольных, табачных изделий, от предоставления игровых продуктов и сервисов и получающие более 2% выручки от систем вооружения. KLD также оценивает компании по их достижениям в области экологии, диверсификации и отношений с работниками. Еще одним направлением изучения корпоративной социальной ответственности можно выделить исследования рынка ценных бумаг, проводимые фондами, отслеживающими социальную ответственность компаний (SRI – фонды), для такого нового класса инвесторов как социально ответственные инвесторы. Данные фонды вкладывают деньги своих клиентов в компании с хорошими социальными и экологическими показателями. Примерами таких фондов являются Domini Social Investments, Calvert, Boston Common, Walden Asset Management и др. Следует отметить появление в последнее время ряда организаций, которые проводят форумы и исследования, посвященные вопросам корпоративной социальной ответственности в России: Ассоциация Менеджеров, Ассоциация компаний – консультантов в сфере общественных связей (АКОС), Союз промышленников и предпринимателей России, Социальная хартия российского бизнеса. А также внедрение новых стандартов отчетности (АА1000 и GRI), особенность которых заключается в акценте на социальной ответственности компании наряду с ее основными показателями деятельности. В целом развитие концепции социальной ответственности компании является объективным процессом современных социально-экономических отношений. Глобализация способствует осознанию компаниями необходимости соблюдения международных стандартов и этических норм реализации деятельности. Совершенствование этики бизнеса и расширение корпоративной социальной ответственности может привлечь новых инвесторов, а также изменить в положительную сторону отношение общественности и потребителей к бизнесу. Методика и эмпирическая база исследования В рамках исследования был проведен эконометрический анализ взаимосвязи вложений в реализацию политики корпоративной социальной ответственности и инвестиционной привлекательности компаний средствами корреляционно-регрессионного анализа. Данное исследование проводилось с использованием эконометрического пакета Statistical Package for Social Sciences for Windows (SPSS 17.00). Эмпирическая база исследования была сформирована с использованием: - баз данных по нефинансовой отчетности «Российского союза промышленников и предпринимателей» [1]; - годовых и финансовых отчетов компаний; -архива российской биржевой площадки РТС для определения рыночных цен акций компаний [2]. Следует отметить, что проведенное исследование является пилотным, так как выборка состоит всего из 20-ти компаний за 2009 год. Однако существует возможность продолжить и расширить данный анализ, в т.ч. в рамках отдельных отраслей, при условии повышения информационной эффективности российского рынка. Распределение компаний по отраслям в рамках представленного исследования: 30% - нефтегазовый сектор; 30% - металлургическая и горнодобывающая отрасль; 20% - энергетический сектор; 15% - телекоммуникационная отрасль; 5% - нефтехимическая отрасль. В рамках исследования выдвигаются следующие гипотезы: - между уровнем вложений в реализацию политики корпоративной социальной ответственности и инвестиционной привлекательностью компании существует взаимосвязь; - зависимость между вложений в реализацию политики корпоративной социальной ответственности и инвестиционной привлекательностью имеет позитивный характер. В качестве зависимой переменной, отражающей уровень инвестиционной привлекательности компании, был выбран показатель MBR (Market-to-Book Ratio), который в общем виде показывает, насколько рыночная стоимость акций превышает их балансовую оценку. Поскольку вложения в реализацию политики корпоративной социальной ответственности отражаются на учетных показателях, а инвестиционную привлекательность компании можно оценить с использованием рыночных показателей, то выбранный показатель устанавливает необходимую взаимосвязь между исследуемыми объектами. Также следует отметить, что рассматриваемый показатель рассчитывался по данным на второе полугодие 2010 года, т.к. отчеты о реализации политики корпоративной социальной ответственности публикуются в основном во втором квартале следующего за отчетным годом. В качестве независимых переменных были выбраны I staff (вложения в персонал), I ecology (вложения в реализацию экологической политики) и I region (вложения в развитие регионов). Для устранения влияния на модель отраслевых и специфических факторов в модель были включены переменные, сглаживающие данное влияние: изменение размера компании, финансовый леверидж, изменение доли чистой прибыли на одну акцию. Подробнее данные переменные описаны в таблице 1.

Таблица 1. Независимые переменные

Показатель

Описание

MBR

Индикатор инвестиционной привлекательности компании Представляет собой отношение рыночной к балансовой стоимости акции компании.

I staff

Затраты компании на обучение и повышение квалификации персонала; на выплаты льгот, гарантий и компенсаций; на улучшение состояния охраны труда и безопасности; на реализацию мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников.

I ecology

Затраты на реализацию экологической политики, в т.ч. природоохранные мероприятия, обеспечение экологической безопасности, защита и охрана окружающей среды.

I region

Затраты на ввод социально значимых объектов в регионах, на развитие инфраструктуры городов и местных сообществ, на реализацию спонсорских проектов.

Size

Изменение размера компании (итог баланса)

DFL

Финансовый леверидж, рассчитанный как соотношение заемных и собственных долгосрочных источников финансирования

EPS

Изменение чистой прибыли на акцию

Уравнение регрессии в общем виде можно представить следующим образом: MBR = α0 + α1×I staff + α2×I ecology + α3×I region + α4×Sizevar + α5×DFL + α6×EPSvar + ε . В результате проведения эконометрического анализа были получены численные характеристики модели зависимости вложений в реализацию политики корпоративной социальной ответственности и инвестиционной привлекательности компаний. Анализ модели В ходе исследования были проведены корреляционный и регрессионный анализ, результаты которых представлены в таблице 2.

Таблица 2.Результаты корреляционного и регрессионного анализа

Показатель

I staff

I ecology

I region

Size

DFL

EPS

Частные коэффициенты корреляции

0,1055

0,6983

-0,0919

0,0773

0,0853

-0,0716

Коэффициенты регрессии

-0,1849

0,9571

0,0359

0,0008

2380,0159

-11,4963

R2

0,58

F-тест

2,959

t-критерий

-1,899

4,057

0,402

0,156

1,923

-0,202

Следует отметить, что результаты проведенного анализа находятся на достаточно высоком уровне значимости. Значение коэффициента детерминации (R2) 0,58 подтверждает сильную взаимосвязь между рассматриваемыми показателями. F-тест подтверждает достоверность построения модели на уровнях значимости 0,9 и 0,95. Однако t-статистика не подтвердила статистическую значимость некоторых коэффициентов на предложенных уровнях значимости, что может быть объяснено низкой информационной прозрачностью и эффективность российского финансового рынка. Проведенный корреляционный анализ подтвердил выдвинутую гипотезу и доказал существование взаимосвязи между исследуемыми показателями. Однако значения коэффициентов регрессии рассматриваемых переменных не полностью подтверждают вторую гипотезу. Взаимосвязь между вложениями в реализацию экологической политики и развитие регионов и инвестиционной привлекательностью компании прямая (коэффициенты регрессии равны 0,9571 и 0,0359 соответственно). Таким образом, можно сделать выводы о том, что рынок положительно реагирует на осуществление вложении в реализацию экологической политики и развитие регионов. Данные результаты можно объяснить тем, что инвесторы оценивают данные действия в рамках реализации политики корпоративной социальной ответственности как долгосрочную перспективу снижения возможных неожиданных затрат, например, минимизация экологических штрафов. Взаимосвязь вложений в персонал с инвестиционной привлекательностью компаний является обратной, о чем свидетельствует отрицательное значение коэффициента регрессии, равное -0,1849. Данный результат должен быть изучен в разрезе дополнительного исследования по отдельным программам вложений в персонал.

Список использованных источников:

1. Библиотека нефинансовой отчетности. Российский союз промышленников и предпринимателей. http://рспп.рф/simplepage/157

2. Игошина А.С. // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 40-44.

3. Рыночная капитализация ценных бумаг на ОАО "Фондовая биржа "РТС". http://www.rts.ru/

4. Bowen H. Social Responsibilities of the Businessman. N. Y: Harper & Row, 1953.

5. Freeman R.E. 1984. Strategic management: A stakeholder approach. Pitman: Boston.

10

Просмотров работы: 1124