ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Зинченко О.А. 1, Зинченко О.А. 2, Зинченко О.А. 2, Островская И.В. 2
1ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
2ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье описана сущность, характеристики, формы и средства, а также преимущества и недостатки дистанционного обучения с целью выявления возможностей использования дистанционного обучения в подготовке бакалавров сестринского дела.

Мировой процесс перехода от индустриального к информационному обществу, социально-экономические изменения, которые происходят в современной России, требуют существенных преобразований во многих сферах деятельности государства. Развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрения в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, а также использование новых информационно-коммуникационных технологий являются актуальными проблемами развития системы образования России [5].

Благодаря развитию Интернета и современных методов общения и обмена данными, становится возможным создавать и применять новые способы обучения. Одним из видов инноваций в организации профессионального образования является введение дистанционного обучения.

Дистанционное обучение – это педагогическая технология, которая основывается на принципе самостоятельного обучения и ставит целью творческое саморазвитие личности на его основе. Это гуманистическая форма приобретения знаний и навыков, которая на базе использования достижений педагогики, психологии, традиционных образовательных, новых информационных и телекоммуникационных технологий создает любому человеку условия и направления для самосовершенствования, осознания своей дееспособности и самостоятельности, повышения общего, культурного и профессионального уровня, когда сам процесс учения не зависит от времени, места расположения, а главное от выбора конкретного образовательного учреждения [7].

Технология дистанционного обучения интенсивно развивалась в мире еще в последнем десятилетии XX века. Использование данной технологии помогает решать одну из важнейших конституционных задач, стоящих перед образовательной сферой, – обеспечение права человека на образование и получение информации. Стратегической целью дистанционного обучения является предоставление гражданам равных возможностей получения образования любого уровня по месту проживания или профессиональной деятельности на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. Дистанционная форма обучения является одной из ведущих форм образования, так как перспективы развития дистанционного образования прослеживаются во многих направлениях [5].

Технология дистанционного обучения способствует расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большого количества молодых людей, включая тех, кто не может учиться в высших учебных заведениях с традиционными формами обучения из-за отсутствия финансовых или физических возможностей, профессиональной занятости и других причин.

При прохождении дистанционного обучения большинство слушателей должны одновременно выполнять свои должностные обязанности. В результате для них трудно составить график обучения для прохождения ими традиционного очного обучения.

Дистанционное обучение тесно связано с информационными технологиями, по сути, являясь в некотором смысле их частью. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.

Перспективы развития дистанционного образования содержатся в расширении объема образовательных услуг. Используя дистанционное обучение, можно повысить квалификацию населения, осуществить переподготовку кадров, организовать процесс обучения для тех, кто не может получить образование по традиционной форме обучения: очной или заочной.

Получая образование дистанционно, население сокращает затраты на обучение, а материальная сторона обучения – это один из ключевых моментов при получении образования.

Таким образом, возможность самостоятельно проходить обучение, планируя и распределяя свое время, является для медицинских работников со средним образованием хорошей возможностью повысить свою квалификацию или получить высшее образование не отрываясь от своей основной деятельности.

Характеристики дистанционного обучения

Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для студентов:

1. Структура курса

Вместо того, чтоб просто дублировать программу очного обучения, курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. Структура курса должна предоставлять вам большие возможности управлять процессом обучения, чем это было бы возможно при дневной форме обучения. Курс должен быть сконцентрирован на учащемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.

2. Средства и способы коммуникации

Программа дистанционного образования может предполагать целый набор способов доставки информации, включая обычную почту, телефон| и факс, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио и видео конференции. Способы связи должны максимально соответствовать удобному для вас стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными.

Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции. Асинхронные способы отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия предполагают использование Интернета, электронной почты, видеокассет и обычной почты.

3. Поддержка и контакт со студентами

В противоположность представлениям многих, студенты, обучающиеся по хорошей программе дистанционного образования не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественная программа подразумевает множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия. Выбирая программу дистанционного образования, нужно уточнить, каким образом студенты получают помощь и поддержку от своих инструкторов. Хорошее дистанционное обучение создает ощущение того, что факультет легче доступен, чем при обычной форме обучения. Необходимо убедиться в существовании онлайновой поддержки, чатов и форумов, онлайновых информационных досок, онлайновых магазинов и других средств консультирования и поддержки студентов [8].

Формы дистанционного обучения

Лекция (от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Лекционное занятие в системе дистанционного обучения представляет собой набор страниц (печатных или электронных) с необходимым учебным материалом, который студент должен изучить самостоятельно. Часто лекция представлена в виде аудио- или видеофайла. В том и другом случае живой контакт учащегося с преподавателем исключен.

Однако при использовании аудио-, видеоконференций и телемостов можно организовать и «живую» лекцию.

Семинар

Это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику.

Семинары при дистанционном обучении могут проводиться как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Они представляют собой электронные дискуссии (Интернет-форумы).

Семинары при дистанционном обучении эффективнее проводить в режиме on-line. Для этого все участники семинара должны быть в сети одновременно. Семинары могут проводиться и в виде web-конференций. Подобные занятия практически не отличаются от традиционных очных, так как участники видят друг друга на мониторах своих компьютеров.

Самостоятельная работа

Это форма занятий без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

При дистанционном обучении возможности применения этой формы занятий расширяются. Студенты работают самостоятельно не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных. Они самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам. При достаточном оснащении студентов методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей семестровой нагрузки.

Научно-исследовательская работа

Это работа учащихся, заключающаяся в проведении исследований с целью проверки научных гипотез, установления закономерностей, приобретения новых знаний и расширения уже имеющихся.

Как и при очной форме обучения, прежде чем приступить к написанию реферата или курсовой, студент получает у преподавателя свой вариант задания. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация. Консультацию можно получить как on-line (Интернет-телефонии, Skype), так и off-line, связавшись со своим тьютором посредством электронной почты или чат-программ. Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу преподавателю на проверку так же в электронном виде.

Учебная консультация

Это индивидуальное или групповое учебное занятие, проходящее обычно в форме беседы преподавателя с студентами. Цель подобных занятий – расширение и углубление знаний обучающихся.

При дистанционном обучении велик объем самостоятельной работы учащихся, поэтому необходимо организовать для них постоянную поддержку со стороны преподавателей. Эта поддержка заключается в предоставлении консультаций. Консультации могут проводиться в традиционной форме – очно. Для этого студент должен явиться лично в ВУЗ или его филиал. Off-line консультация представляет собой переписку учащегося с преподавателем с помощью электронной почты. Обычно она является самым популярным видом решения возникающих вопросов. On-line консультации – это общение в программах типа ICQ и Skype [9].

Средства дистанционного обучения

В образовательном процессе дистанционного обучения используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий.

При дистанционном обучении могут широко использоваться разнообразные обучающие средства:

- учебные книги, пособия, справочники и дидактические материалы на печатной основе;

- звуковые пособия;

- аудиовизуальные пособия;

- электронные учебные материалы (электронные учебники);

- компьютерные программы учебного назначения (вспомогательные).

Электронные учебные материалы представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств:

- компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем носителе;

- возможность оперативного внесения изменений;

- возможность организации непоследовательного изучения материала с помощью гиперссылок;

- возможность использования богатых мультимедийных средств (аудио, видео, графика, анимация);

- возможность организации интерактивного взаимодействия между учащимся и учебником;

- передача на большие расстояния с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное образование ориентируется в первую очередь на сетевые средства доставки. Можно выделить следующие сетевые средства доставки учебных материалов:

- электронная почта;

- протоколы ftp и http.

Средства коллективного взаимодействия позволяют вести пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение командной цели, определение требуемых материальных ресурсов, контрольных точек. Все эти возможности позволяют организовать совместную учебную и научно-исследовательскую работу в распределенном режиме [3].

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Преимущества:

Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студенты, обучающиеся дистанционно, изучают самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

Стоимость обучения

Если сравнивать стоимость обучения по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов, поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Недостатки

Необходима сильная мотивация

Студент, обучающийся дистанционно, практически весь учебный материал осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в ВУЗ или его филиалы.

Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет [9].

Выводы:

  1. Дистанционное обучение может рассматриваться как современная, перспективная и самостоятельная форма обучения

  2. Дистанционное обучение может применяться для подготовки бакалавров сестринского дела

  3. Дистанционное обучение дает людям любого возраста, различного уровня начальной подготовки возможность получать высококачественное обучение на месте своего проживания с учетом их индивидуальных особенностей и пожеланий.

Список используемых источников

1. Артюшкин О.В., Скибицкий Э.Г. Формирование информационной культуры личности обучающихся // М-во образования и науки Рос. Федерации, Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2004.

2. Брановский Ю.С., Беляева А.Н. Работа в информационной среде. // Высшее образование в России. 2002. № 1.

3. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006. -152 с.

4. Иванова М.А. Некоторые проблемы организации дистанционного обучения в вузе http://www.ibl.ru/konf/151211/nekotorye-problemy-organizacii-distancionnogo-obuchenija-v-vuze.html

5. Романова С. М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Концепт. – 2013. – Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.. – ART 64056. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm

6. Скибицкий Э.Г., Шабанов А.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы. Новосибирск: СИФБД, СГА, 2004.

7. Net-club Взгляд в информационное общество: http://www.fio. vrn.ru/2005/6/6.htm

8. Интернет-портал Информационные технологии в научной деятельности. Лекция 3. Дистанционное образование http://tsput.ru/res/informat/aosit/ Lection3.htm

9. Интернет-портал Мое образование http://moeobrazovanie.ru/formy _distancionnogo_obycheniya.html

Просмотров работы: 3653