ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Заверкина П.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Проблема изучения потребностей и мотивов учебной деятельности стала классической для советской психологии. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн поставили ее на марксистский теоретический фундамент. Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.М. Якобсон развили ее и исследовали экспериментально. В рамках этих работ изучению подвергались проблемы описания и анализа различных видов мотивов, их классификация, соотношение, изучались внутренние механизмы мотивации и некоторые другие вопросы. Между тем, трудности адаптации студента к обучению в вузе свидетельствуют о том, что сложившаяся практика стимулирования учебной работы студента недооценивает связи мотивационной сферы с учебной деятельностью. Наблюдается тенденция преобладания влияния внешних мотивов и недостаточное развитие внутренних, что придает учебной деятельности черты защитной мотивированности, в результате чего происходит ослабление творческого потенциала учения и значительные резервы, скрытые в потребностно-мотивационной сфере студента, не используются.

Проанализировав научные подходы отечественных ученых, можно сказать о том, что побудителями учебной мотивации является система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, эмоциональное отношение, интересы. Мотивы учебной деятельности находятся в сложном взаимодействии. Одни мотивы стимулируют учение, а другие – дополняют основные мотивы. Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учения.

Учебная мотивация, как и любой вид мотивации, определяется несколькими факторами: во-первых, она определяется самой образовательной системой, учреждением, где осуществляется учение; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, способности, самооценкой и т.д.); в-четвертых, особенностями педагога и его отношением к ученику, и, в-пятых, спецификой учебного предмета. Учебная мотивация является одним из условий развития профессиональных мотивов, которые побуждают, направляют к изучению будущей профессии.

Изучение потребностно-мотивационной сферы проводилось у студентов первого и второго курсов (возраст 17-20 лет). Объем выборочной совокупности – 20 человек.

Для исследования мы использовали метод тестирования, включающий в себя 4 методики:

  1. Методика выявления потребности в одобрении (разработанная Ю.Л.Ханиным).

Цель методики – определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.

По результатам исследования мы выявили, что у студентов низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Низкий суммарный показатель свидетельствует о том, что собственные убеждения субъекту дороже, а также о его независимости о группы.

  1. Методика выявления художественно-эстетической потребности (разработанная В.С.Аванесовым).

Цель методики – выявить потребности, ставшие чертами (свойствами) личности, личностными диспозициями, сформировавшиеся на базе потребностей.

Результаты тестирования показали, что у студентов средний балл художественно-эстетической потребности. Можно предположить, что это выражено в адекватности восприятия эстетического объекта.

  1. Диагностика потребности в поисках ощущений (разработанная М.Цукерман).

Цель диагностики – выявить потребности, ставшие чертами (свойствами) личности, личностными диспозициями, сформировавшиеся на базе потребностей.

По результатам данной диагностики мы выяснили, что у студентов средний уровень потребности в поисках ощущений. Это свидетельствует об умении контролировать эту потребность, об умеренности ее удовлетворенности, т.е., с одной стороны – об открытости новому опыту, а с другой – о сдержанности и рассудительности в определенные моменты жизни.

  1. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).

Цель диагностики – диагностика учебной мотивации студентов, в особенности, коммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных, широких социальных мотивов, а также мотивов творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

По результатам диагностики мы выяснили, что у всех опрошенных студентов преобладают профессиональные и учебно-познавательные мотивы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что студенты ориентированы на получение знаний в области будущей профессиональной деятельности

Таким образом, в ходе практического исследования было выявлено, что ведущими мотивами у студентов первого и второго курсов являются профессиональные, учебно-познавательные мотивы, стремление стать высококвалифицированным специалистом в области будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что для дальнейшего развития потребностно-мотивационной сферы студентов в вузе необходимо создавать определенные психолого-педагогические условия, которые будут побуждать студентов к положительному отношению к учению. Если учебно-познавательные мотивы реализуются в тесной связи с личностной системой отношений студентов, то развитие потребностно-мотивационной сферы идет эффективнее; самооценка студентами своих волевых качеств, их стремление к достижению успеха, желание добиться наибольших успехов в учении способствуют самостоятельному совершенствованию способов достижения знаний.

Хочется подчеркнуть, что истинный источник мотивации находится в самом студенте, только от него зависит достижение желаемого. Основным мотивом учения становится внутренняя побудительная сила студента. Студенческий период совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Студент мобилен, он способен выстроить свой путь для достижения успеха в выполняемой деятельности, а именно мотивация влияет на достижение успеха.

Просмотров работы: 1139