НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИФОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИФОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

Глушак Е.С. 1, Борисенко Г.А. 1
1Брянский государственный университет имени И.Г.Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитый эффективно работающий сектор коллективных инвестиций должен выполнять следующие функции:

  • способствовать повышению стоимости национального капитала

  • обеспечивать финансовую систему долгосрочными финансовыми ресурсами

  • предоставлять инвесторам широкие возможности по размещению и преумножению их средств

  • защищать интересы инвесторов и гарантировать эффективность управления их средствами

  • поддерживать устойчивость национальной финансовой системы, а также поддерживать статус национальной финансовой системы в качестве международного финансового центра.

В качестве важнейшего ориентира для развития рынка коллективных инвестиций следует выделить повышение социальной роли отрасли.

Социальная функция системы взаимного инвестирования призвана поддерживать высокий уровень благосостояния граждан за счет косвенного – через фондовый рынок – участия в повышении капитализации национальной экономики. Кроме того, вовлечение значительной части экономически активного населения в систему коллективного инвестирования существенно улучшит ситуацию с пенсионным обеспечением, поскольку личный капитал граждан будет формироваться заранее и на долгосрочной основе. Поэтому достижение экономических целей рынка обязательно должно сопровождаться повышением его доступности и популярности среди широких слоев населения.

К 2020 году рынок ПИФов должен, с одной стороны, выступать основным аккумулятором среднесрочных финансовых ресурсов в экономике от населения и от институциональных инвесторов; и с другой стороны – выполнять свою социальную функцию, поддерживая рост благосостояния и материальной независимости граждан и снижая нагрузку на госбюджет.

Инерционный сценарий развития рынка ПИФов предполагает сохранение принципиальных инфраструктурных проблем рынка, пассивное участие государства в стимулировании роста рынка, а также незначительную активность управляющих в сфере системного развития. При инерционном сценарии основой развития рынка останется крупный закрытый сегмент фондов недвижимости, прямых инвестиций и венчурных проектов, в большей степени призванный обслуживать имущественные интересы собственников бизнеса, нежели развивать финансовый рынок и расширять его ресурсную базу.

Вторым основным стимулом инерционного развития будет выступать маркетинговая политика управляющих компаний, в первую очередь рассчитанная на кратковременный, нежели долгосрочный эффект стимулирования спроса.

Проблема повышения финансовой грамотности населения, а также качественное развитие рынка будет решаться в основном силами управляющих компаний, что, в силу неоднозначного и трудно подсчитываемого результата, будет производиться в недостаточных объемах и масштабах.

Основным условием развития рынка коллективного инвестирования будет служить макроэкономическая стабильность и рост благосостояния граждан. При этом норма сбережения останется на уровне существующих 8-10%, и вероятнее всего она несколько снизится на фоне роста личного капитала граждан.При благоприятной макроэкономической ситуации можно выделить несколько целевых индикаторов инерционного развития: увеличение объема активов инвестиционных фондов до 100 млрд. долларов, увеличения доли активов инвестфондов в ВВП до 3-4%, а также до 5-6% по отношению к капитализации фондового рынка; а также можно ожидать увеличения активов инвестфондов на душу населения до 800-900 долларов, а населения, участвующего в различных механизмах коллективного инвестирования, на уровне 7-10 млн. человек.В то же время следует отметить дополнительные риски, которыми будет сопровождаться инерционное развитие национальной финансовой системы. Так, согласно концепции НАУФОР по созданию международного финансового центра, такими рисками могут стать:

  • значительный рост трансакционных издержек российских предприятий, связанных с привлечением капитала на финансовом рынке и отсечение значительной части предприятий от финансового рынка как источника привлечения инвестиций;

  • невозможность эффективного размещения сбережений для многих категорий инвесторов, в первую очередь для населения, что в свою очередь затрудняет решение задачи формирования в России среднего класса;

  • существенное повышение уязвимости всей социально-экономической системы страны к кризисным явлениям внутреннего или внешнего происхождения, повышение зависимости социально-экономического развития от внешних факторов;

  • постепенный переход крупных и средних предприятий в иные юрисдикции;

  • утрата возможностей контроля и надзора операций капитального характера для российских регуляторов;

  • уменьшение возможностей управления инфляцией и повышение уязвимости национальной валюты;

  • утрата возможностей управления рисками экспортных операций;

  • отток наиболее квалифицированных кадров за пределы Российской Федерации.

Инерционный сценарий развития рынка коллективных инвестиций не отвечает задачам стоящим перед финансовым сектором и всей экономикой страны.

Рассматриваем другой сценарий развития ПИФов: «Сценарий прорыва».

Рост благосостояния населения, постепенное удовлетворение первичных потребительских запросов, а также сохранение относительной стабильности развития российской экономики должны привести к резкому увеличению количества человек, вовлеченных в систему коллективного инвестирования. Подобный сценарий развития должен устранить дисбаланс в ресурсной структуре рынка и обеспечить соблюдение и защиту интересов всех классов инвесторов.Важным фактором, оказывающим влияние на формирование спроса, является четкая сегментация фондов, и в первую очередь – спецификация статуса ЗПИФов. По своим целям целесообразно закрытые фонды разделить на два принципиально разных типа с различными подходами к регулированию и инвестиционным возможностям.

Первая группа – это так называемые «ПИФы-трасты», то есть фонды, основной задачей которых является оптимизация собственности инвесторов, снижение рисков владения, повышение прозрачности структуры собственников, оптимизация налогообложения инвестиционных проектов.

Рис. 1 - Сегменты целевой модели рынка коллективных инвестиций

Второй тип закрытых фондов – классические коллективные фонды. Основной задачей этих фондов будет предоставление массовым инвесторам возможностей по участию в реализации различных проектов, в первую очередь – строительных. Формат инвестиционных фондов должен обеспечивать возможности легитимного участия инвесторов и в крупных проектах, в том числе нацпроектах «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Успешная реализация подобного механизма позволит превратить значительную часть населения в класс собственников, а также окажет поддержку повышению стоимости национального богатства.

В общем виде все основные типы фондов должны иметь более четкое позиционирование и регулирования с точки зрения их целевой аудитории – массовых инвесторов, либо ограниченного круга профессиональных квалифицированных инвесторов. Некоторые типы фондов по своим целям и формату могут подходить для всех групп инвесторов, и подобные случаи также необходимо предусмотреть в регулировании отрасли.Рынок коллективного инвестирования должен получить мощный импульс к развитию за счет притока временно свободных средств госкорпораций, а также временно свободных средств государственных бюджетов и фондов разного уровня, а также иных бюджетных средств. Использование инфраструктуры рынка коллективного инвестирования должно решить вопросы повышения эффективности и прозрачности использования средств госкорпораций и госбюджета экономической системой, защиты этих активов от обесценения.

В качестве администраторов управляющие компании должны содействовать реализации всех социально значимых инвестиционных начинаний государства, таких как, управление фондом материнского капитала, фондом «военной ипотеки», фондом будущих поколений. Кроме того УК должны привлекаться к управлению инфраструктурными проектами, в том числе реализуемыми через механизмы частно-государственного партнерства, для повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Целесообразно сделать обязательным участие управляющей компании в реализации всех инвестиционных проектов государственные планы по улучшению жилищной ситуации населения гарантируют постоянный рост объемов ипотеки и диктует необходимость в повышении ликвидности этого сектора через механизмы секьюритизации. Развитие рынка ипотечных ценных бумаг в будущем способно сформировать класс управляющих, специализирующихся на работе с этими инструментами.

Необходимо привлечение управляющих компаний к реализации программ по участию государства в создании накопительной части пенсии на паритетных началах с гражданами. При этом эффективное управление этими средствами должно снижать нагрузку на бюджет.Управляющие компании, а также банки-операторы ОФБУ должны претерпеть ряд изменений для соответствия новым запросам и потребностям рынка. Базовым условием для формирования будущей эффективной структуры рынка должно стать четкое разделение предоставляемых услуг на управление активами профессиональных (квалифицированных) и непрофессиональных (неквалифицированных) инвесторов.Основную массу населения можно отнести к непрофессиональным и неквалифицированным инвесторам расширен круг допустимых финансовых инструментов за счет ослабления требований законодательства к структуре и составу активов. При этом для поддержания стабильности рынка расширение перечня доступных финансовых инструментов должно сопровождаться усилением требований к системам управления рисками, а также требованиям к профессионализму риск-менеджеров в УК.

Начало разделения рынка на сегменты по критерию профессионализма уже положено. Требования к квалификации инвесторов содержатся в последней редакции закона «Об инвестиционных фондах», институт хедж-фонда появился в редакции «Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» от 20 мая 2008 года. Однако до формирования эффективно работающей риск-ориентированной инфраструктуры рынка еще далеко.

Развитие рынка коллективных инвестиций должно сопровождаться адекватным развитием его инфраструктуры:

  • повышением качества законодательства отрасли,

  • внедрением единых стандартов раскрытия информации на основе GIPS для управляющих компаний и обязательный характер применения этих стандартов.

Внедрение стандартов GIPS в отрасли и обязательность использования единого стандарта раскрытия информации о результатах управления должны радикальным образом улучшить конкурентную среду рынка, повысить информационную прозрачность компаний, а также снизить риски инвесторов. Также применение GIPS должно оказать позитивное влияние на внутренние процессы управляющих компаний, поскольку соответствие GIPS требует наличия хорошо отлаженных бизнес-процессов, а также управления активами с поправкой на риск.Профессиональное сообщество еще в 2008 году активизировало свои усилия в сфере внедрения GIPS. Так, решением НП «Национальная лига управляющих» было инициировано создание комитета по разработке и внедрению GIPS.

Развитие индустрии управления активами и коллективных инвестиций должно сопровождаться возрастающим контролем над рисками, сопутствующими этой деятельности. Помимо законодательных ограничений должны происходить процессы по повышению культуры риск-менеджмента в среде управляющих. Эта цель должна достигаться за счет реализации комплекса мер. Во-первых, необходимо обязательное присутствие риск-менеджера в организационной структуре всех управляющих компаний. Во-вторых, риск-менеджеры должны обладать высокими полномочиями с точки зрения влияния на принятие инвестиционных решений, при этом эти полномочия и статус должны быть закреплены во внутренних документах УК. Типовые регламенты, определяющие полномочия и статус риск-менеджеров, могут разрабатываться рабочей группой, объединяющей представителей рынка, СРО, регулятора, рейтинговых агентств, аудиторов и консультантов, независимых экспертов.

Требования по организации риск-менеджмента в социально значимых структурах коллективного инвестирования, в первую очередь – розничных, должны быть особенно высоки. Здесь возможен механизм, аналогичный институту «назначенного актуария» в страховании, когда риск-менеджеру будет вменяться в обязанность уведомлять регулирующий орган о систематических нарушениях положений управления рисками, либо о принятии решений без учета позиции риск-менеджера.Повышение информационной прозрачности отрасли, повышение конкуренции, а также рост качества предоставляемых услуг должны сопровождаться поддержкой со стороны профессиональных объединений институтов независимой оценки деятельности УК. Деятельность СРО должна помогать регулятору в разработке нормативных акты, отвечающих потребностям рынка. Вторым аспектом активности СРО должна стать профессиональная сертификация участников, а также разработка кодексов этики и управления, направленных на повышение добросовестности конкуренции, качества услуг УК.

Рейтинговые агентства, являясь независимыми институтами оценки надежности и качества услуг УК, должны участвовать в создании открытой и простой практики отбора управляющих в государственных и негосударственных тендерах. При этом целесообразно введение в бизнес-практику «писем комфорта» со стороны регулирующих органов, регламентирующих процесс использования рейтинговых оценок при проведении тендеров.Ускоренное развитие отрасли должно сопровождаться повышением уровня подготовки кадров, в первую очередь – финансовых консультантов. Основой создания профессиональных финансовых консультантов должна стать соответствующая специализация в рамках системы высшего экономического образования. Повышение профессионализма финансовых консультантов должно ускорить процесс повышения финансовой грамотности населения, и, соответственно, способствовать процессу развития всей финансовой системы страны.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать компенсационные и страховые механизмы. Необходимо установить круг лиц, в отношении которых будут действовать компенсационные механизмы, юридическую форму, статус и требования к управлению компенсационными схемами; порядок формирования имущества компенсационных фондов, требование об обязательном участии в компенсационных схемах участников финансового рынка, требования к компенсационным выплатам. Также в целях защиты инвесторов, следует урегулировать вопросы исключения участников финансового рынка из числа участников компенсационных схем, порядок защиты прав их клиентов в этом случае, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью компенсационных механизмов, в том числе необходимые полномочия контролирующего органа.

Работа по продвижению идеи внедрения компенсационных механизмов для населения ведется с 1 сентября 2013 г. Банком России: необходимость появления подобных схем отражена в Докладе Э.Набиуллиной о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг. Кроме того, регулятором был подготовлен проект федерального закона «О компенсациях физическим лицам на финансовых рынках», который будет регламентировать работу компенсационного механизма на рынке доверительного управления активами.

Концепция законопроекта предусматривает наделение функциями по обязательному страхованию участников рынка АСВ, поскольку это не только позволит существенно сократить расходы государства на создание системы страхования инвестиций, но и создать целостный механизм защиты широкого круга инвесторов на финансовых рынках. Имущество АСВ будет формироваться за счет обязательных страховых взносов инвестирующих организаций – участников системы обязательного страхования. При этом участие в системе страхования инвестиций будет обязательным условием деятельности для участников рынка ценных бумаг (в частности, УК, НПФ, ИК) при работе с физическими лицами – неквалифицированными инвесторами.

В соответствии с международной практикой проект закона предусматривает компенсации инвесторам в случаях, главным образом связанных с нарушением участниками рынка своих обязательств перед клиентами, например в связи с потерей компанией способности выполнять свои обязательства перед третьими лицами, а также при совершении профучастниками уголовных нарушений.В дополнение к обязательной компенсационной системе необходимо создать условия для формирования добровольных компенсационных и страховых схем.Реализация этой задачи возможна на основе создания страховых фондов СРО профессиональных участников финансового рынка. Участие финансового института в таких схемах должно обязательно доводиться до сведения розничных клиентов при привлечении их денежных средств на финансовый рынок. Этот порядок будет одним из способов сокращения числа компаний, незаконно привлекающих средства граждан.В сферу деятельности компенсаторных и страховых механизмов не должны попадать рыночные риски, которые на себя принимают инвесторы. Иными словами, ни в каком случае не должен возникать элемент гарантирования доходности, а также сохранности суммы инвестиций. Рыночный риск должен целиком лежать на инвесторе, и только система риск-менеджмента УК может уменьшить этот риск и, соответственно, повысить вероятность получения дохода от вложения средств. Основные риски, влияние которых на инвесторов должно нивелироваться за счет системы компенсаций – операционные риски управляющих, инфраструктурные риски, связанные с обязательствами депозитариев и спецдепозитариев, аудиторов УК, а также фидуциарные и агентские риски.

Два-три десятилетия назад финансовые системы развитых стран довольно точно можно было разделить на эти два вида: «банковские» – страны континентальной Европы и Япония и «фондовые» – Великобритания, США и другие англосаксонские страны. Один из показателей относительной роли рынка акций – «капитализация-ВВП». В англосаксонских странах он заметно превышает 100%, в то время как в Италии, Германии, Франции и Японии в 2004 году он составлял не более 80%.

Об относительной роли рынка акций говорит и показатель «эмиссия акций – валовые инвестиции». В странах с финансовыми рынками, близкими к англо-саксонской модели, он был выше в среднем в два-тpи раза.

По основным характеристикам финансовая система РФ позволяет классифицировать скорее как континентальную, нежели чем англосаксонскую, и потому наиболее логичным ориентиром для определения целей развития рынка инвестиционных фондов в России могут служить немецкий и японский рынки коллективного инвестирования. Это страны с доминированием банковской системы в экономике, умеренным весом систем коллективного инвестирования в ВВП, и при этом значительной финансовой мощью инвестиционных фондов с точки зрения аккумулированных активов.

Таблица 1- Сравнительные характеристики континентальной и англо-саксонской моделей финансового рынка

Критерии

Континентальная модель

Англосаксонская модель

Отношение капитализации

к ВВП

80-100%

150-180%

Отношение активов банков к ВВП

50-100%

150-300%

Система права

Нормативная

Прецедентная

Основные финансовые посредники

Банки

Небанковские организации:

управляющие компании,

инвестиционные компании,

брокерские компании и т.д.

Количество владельцев

акций

40-60%населения

50-70% населения

Роль государства

Активное государственное

регулирование экономики

Либеральное регулирование экономики. Значительная роль профессиональных объединений и саморегулируемых организаций (СРО)

Подход к регулированию

Наличие одного

глобального регулятора.

Государственное

регулирование

осуществляется главным

образом на основе

нормативно-правовых

актов.

Наличие отдельного

регулятора для каждого рынка. Значительная роль саморегулируемых

организаций (СРО) и профессиональных объединений

К 2020 году российский рынок коллективных инвестиций должен значительно повысить свой вес по отношению к ВВП страны, а также являться важнейшим инфраструктурным звеном в финансовой системе РФ. Принимая во внимание характер развития российского финансового рынка с доминированием банков, система коллективных инвестиций должна являться второй по значимости с позиции аккумулирования средств и вовлечения их в финансовый оборот.

По базовым качественным характеристикам рынок должен догнать развитые экономики с континентальным типом организации национальных финансовых систем и доминированием банковских структур, а по количественным параметрам – войти в число 5-7 крупнейших национальных финансовых рынков.

Совокупно целевые показатели развития сегмента коллективных инвестиций как части финансовой системы РФ можно представить следующим образом:

Таблица 2- Сводные целевые показатели российского рынка коллективных инвестиций до 2020 г.

Параметр

2006 год

2020 год

Активы инвестиционных фондов

16 млрд. долл.

550 млрд. долл.

Объем активов инвестфондов на душу населения

112 долл.

4000 долл.

Отношение активов инвестфондов к ВВП

1,6%

10,58%

Капитализация фондового рынка

1,1 трлн. долл.

5 трлн. долл.

Отношение активов инвестфондов к капитализации рынка

1%

11%

Дополнительные целевые индикаторы российского рынка коллективных инвестиций представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Дополнительные целевые индикаторы российского рынка коллективных инвестиций в 2020 г.

Параметр

Цель 2020 год

Количество частных инвесторов

20 млн. чел-к

Количество инвестиционных фондов

2500

Средний размер фонда

220 млн.дол.

Количество управляющих компаний

1000

Средний временной горизонт инвестиционных вложений физ. лиц

5 лет

Средний временной горизонт инвестиционных вложений

корпоративных клиентов УК

3 года

Графически целевые качественные показатели развития российского рынка коллективных инвестиций к 2020 г. представлены на рисунке 2.

Рис. 2 - Целевые качественные показатели развития российского рынка коллективных инвестиций к 2020 г.

Достижение подобных целей требует поддержания высокого среднего темпа роста активов отрасли – на уровне 25-30% в год. Соответственно, в ближайшие годы эксперты ожидают опережающие темпы роста – до 60-70% в год, с замедлением до 10-15% в год по мере укрупнения и становления рынка.

Рис. 3 - Рост основных показателей рынка коллективного инвестирования

Здесь следует отметить, что основной «прорыв» должен произойти уже в ближайшие годы, именно в 2012 год рынок должен находиться в фазе агрессивного роста, и именно этот рост станет залогом успеха и возможности дальнейшего устойчивого развития.

Динамика основных показателей инвестирования представлены на рисунке 3.

Определение перспектив развития финансовых институтов, прежде всего инвестиционных фондов, обуславливает необходимость новых алгоритмов и механизмов привлечения средств инвесторов на рынок коллективных инвестиций. На наш взгляд, в условиях кризиса на финансовых рынках, необходимо использовать возможности инвестиционных фондов в целях модернизации экономики страны, перехода на инновационный тип развития. Особенно важным представляется модернизация инфраструктурных основ отечественной экономики.

Рис. 4 - Прогноз изменения структуры рынка коллективных инвестиций в 2007-2020 гг.

На сегодняшний день современные фонды сдерживают участие в осуществлении функции модернизации несовершенство законодательной базы.

Действующим законодательством не предусмотрено вложений средств фонда в действующее производство, а лишь только в активы, имеющие рыночную оценку, т.е. котируемые.Обзор современного ПИФ и его функций отражен в виде схемы его работы, которая на сегодняшний день строится следующим образом (рис. 5).

Рис. 5 - Схема работы паевого инвестиционного фонда

Банк

Ведение банковского

счета фонда

Расчеты с пайщиками по

поручению управляющей

компании

 

Функции паевого инвестиционного фонда по содержанию следующие:

  1. Инвестор (Пайщик) приходит в Управляющую компанию (УК) или к ее агенту, заполняет необходимые документы, перечисляет денежные средства на расчетный счет фонда.

  2. УК, получив денежные средства от инвестора (пайщика), а также все необходимые документы для приобретения инвестиционных паев, выдает инвестору (пайщику) инвестиционные паи. Все данные о пайщике, УК отправляет Специализированному регистратору для их учета и хранения.

  3. УК, получив определенную сумму денежных средств начинает этап управления имуществом ПИФ с помощью собственных инвестиционных решений.

  4. Все имущество, которое было приобретено УК для фонда, а также имущество, которое находится в фонде передается на хранение и контроль Специализированному депозитарию.

  5. Через определенный интервал времени, ПИФ проходит аудиторскую проверку, которую осуществляет аудитор фонда.

  6. В случае необходимости производится оценка имущества, составляющего ПИФ.

Как следует из уже существующих функций УК ПИФ, предлагаемая функция модернизации отсутствует, а ее применение, на наш взгляд будет иметь большую значимость. Средства фонда в этой связи будут направляться в большинстве своем на модернизацию, техническое обновление производственных мощностей, это поспособствует повышению научно-технического уровня производства и финансовой устойчивости самого фонда.

Рис. 6 - Модифицированная блок-схема с учетом участия ЗПИФ (недвижимости) в процессе модернизации

В условиях инсайдерства и искажения информации затруднительно определить рыночную стоимость акций предприятий, подлежащих модернизации.Для выполнения УК ПИФ функции модернизации необходимо дополнить закон об инвестиционных фондах отдельным пунктом, разрешающим УК часть средств направлять на модернизируемые мероприятия. В этой связи нами разработана схема инвестиционного фонда участвующего в модернизации экономики и внедрении инноваций. В типовой организационно-управленческой структуре фонда внесены изменения в состав функций Управляющей компании (рис. 6).

В типовую структуру паевого фонда к функциям Управляющей компании необходимо добавить функцию ее участия, на основе доверительного управления, в процессе модернизации. В этом случае создается двухуровневая активная (открытая) система, под которым нами понимается подвижное реагирование на изменения во внешней среде всего ресурсного обращения представленного паевым фондом.

Предлагаем, наряду с общим определением Управляющей компании не только обозначить новую функцию, но и создать фонд средства, которого будут использоваться после инвентаризации объекта недвижимости, его оценки и вынесения решения о вложении в активы фонда.

Введение функции участия Управляющей компании в процессе модернизации возможны следующие варианты принятия решения:

  •  
    • реконструкция;

    • полная замена оборудования и внедрение новых технологий;

    • поиск возможностей интеграции.

Если интеграция не происходит, целесообразно применение следующих вариантов:

  •  
    • ликвидация;

    • внедрение производства и управления на основе инноваций;

    • внедрение инновационного типа производства за счет рынка инноваций (рис. 7).

Смысл введения предлагаемой дополнительной функции модернизации для Управляющей компании паевого инвестиционного фонда по участию в процессе модернизации экономики состоит в следующем, доверительное управление должно обязательно участвовать в реализации финансовой политики государства, которое на современном этапе тесно связано с модернизацией производства, а следствием этого в свою очередь станет перераспределение ресурсов фонда в объекты модернизации.

Такой подход позволяет максимально приблизить ресурсы фонда к реальному сектору экономики, а в некоторых случаях, совместно с другими финансовыми институтами осуществить инновационный прорыв.

Рис. 7 - Включение финансовых ресурсов взаимных фондов в процессе модернизации экономики и внедрения инноваций

В целом реализация предлагаемой системы позволит повысить научно-технический уровень производства и управления, перейти к технологическим системам высшего уровня. Целесообразно введение понятия функциональной финансовой структуры, описывающей поведение системы взаимных фондов и других институтов в современной финансовой среде. Для детализации каждой составляющей механизма функционирования следует применять декомпозиционный подход по различным признакам.

В условиях нестабильности рынка выводить средства с фондового рынка не всегда оправданно и выгодно. Пайщики теряют и на конвертации, и на невыгодных ставках депозитов. Управляющие компании предлагают в этих условиях паевые фонды с консервативной стратегией инвестирования. При этом, рассчитывать на высокую доходность в таких фондах не следует, она не всегда инфляцию.

Частным инвесторам не хочется видеть, как тают на глазах их сбережения. Однако, как заявил гендиректор УК «Финам» Павел Кириченко, «в практике управления фондами мы столкнулись с ситуацией, когда при затяжных падениях рынка пайщики вместо того чтобы перевести средства из фондов акций в облигационные фонды, размещали их на депозитах». Однако в этом случае теряют как управляющие, так и вкладчики. В этих условиях управляющие компании предлагают клиентам два вида фондов, которые помогут обрести стабильность и определенность: фонды денежного рынка и облигационные фонды с консервативной стратегией инвестирования. По словам заместителя гендиректора «ВТБ Управление активами» Арена Апикяна, такие фонды могут быть интересны и инвесторам, которые располагают короткими денежными средствами, но которые не хотят размещать их на депозиты. Ведь при закрытии депозита раньше срока ставка по нему опускается до уровня ставки депозита «до востребования». Между тем из паевого фонда можно выйти в любой день, в целом (за исключением 13 % НДФЛ) сохранив полученный доход.

Фонды денежного рынка размещают средства в основном на банковских депозитах. По нормативам Федеральной службы по финансовым рынкам, доля ценных бумаг в таких фондах не должна превышать 50 % их активов. Такие фонды предлагают инвесторам управляющие компании «КИТ Фортис Инвестментс», «Финам Менеджмент», «Премьер Эссет Менеджмент», УК Банка Москвы и «Агана». При размещении средств в банках есть существенная разница в ставках по маленьким и большим вкладам. Кроме того, ставки сильно различаются по срокам вкладов. Поэтому в паевом фонде, который аккумулирует средства большого числа пайщиков, можно получить более высокую доходность, чем при размещении средств одного вкладчика. Однако в этом случае стоит обратить внимание на то, как управляющие подходят к выбору кредитных организаций для размещения депозитов. Так, средства ПИФов можно размещать только в банках, вошедших в систему страхования вкладов. И хотя банкротство таких организаций – нечастый случай, тем не менее этот риск не стоит сбрасывать со счетов. Ведь в отличие от вкладов физических лиц, при банкротстве банка средства пайщиков не возвращаются в ПИФы, а их управляющие компании становятся кредиторами третьей очереди. В ряде случаев управляющие компании, как УК Банка Москвы, пользуются услугами экспертов родственного банка по анализу устойчивости и надежности банков. В других случаях, как в «КИТ Фортис», «Агане» или «Финаме», они используют собственные команды риск-менеджеров.

Управляющие компании «Альфа-капитал», «Газпромбанк – управление активами», «ВТБ управление активами», «Ренессанс управление активами» предлагают другой вариант инвестирования: в консервативные фонды облигаций. Такие фонды вкладывают средства в государственные и корпоративные долговые бумаги с высоким кредитным рейтингом и с коротким сроком обращения. Эти бумаги меньше, чем другие, подвержены резким колебаниям цен. Однако в этом случае больше рыночный риск. Например, осенью прошлого года облигационные фонды не спаслись от общего спада на рынке. В итоге они показали доходность на уровне фондов денежного рынка.

Фонды с консервативной стратегией инвестирования ориентированы прежде всего на корпоративных клиентов. И нередко минимальная сумма инвестирования в них начинается от 500 тыс. руб. Впрочем, УК Банка Москвы и «Финам Менеджмент» принимают в свои фонды суммы от 1 тыс. руб., а «КИТ Фортис Инвестмент» – от 3 тыс. руб. Однако приобретать паи напрямую не всегда выгодно из-за надбавок. Например, в УК Банка Москвы надбавка при сумме инвестиций менее 50 тыс. руб. составляет 1,5 %. В «Финаме» при суммах до 500 тыс. руб. надбавка составляет 1 %. Поэтому управляющие делают расчет на то, что в моменты колебаний рынка в эти фонды будут переходить пайщики из других фондов тех же самых УК. Как пояснил Павел Кириченко, «перевод средств из других фондов в такой фонд или вывод из него средств в другие фонды производится без комиссий». Аналогичный механизм реализуется и в УК Банка Москвы. Тем самым пайщик избегает дополнительных затрат.

Еще одним достоинством консервативных фондов является способность демонстрировать прирост стоимости пая на максимальных непрерывных промежутках времени. Так, в прошлом, весьма нестабильном для фондового рынка году, эти ПИФы демонстрировали ежедневный рост стоимости паев на временных отрезках 27 недель, что для фондов акций, как и для традиционных фондов облигаций, было недостижимым результатом. При этом управляющие рекомендуют размещать средства в такие фонды на срок до полугода. Как отмечает гендиректор «КИТ Фортис Инвестментс» Владимир Кириллов, на сроки свыше полугода необходимо использовать другие инструменты, в том числе фонды облигаций или фонды смешанных инвестиций. Однако не стоит забывать, что при погашении паев паевого фонда придется заплатить подоходный налог с полученной прибыли (13 %). Впрочем, с этого года, как напоминает гендиректор УК Банка Москвы Елена Касьянова, в связи с изменением законодательства при операциях по обмену паев не будет взиматься подоходный налог, в отличие от прежней практики.

Однако при всех своих плюсах консервативные фонды, как правило, проигрывают инфляции. По итогам года такие фонды показали доходность на уровне 5,7 – 6,9 %, тогда как инфляция составила почти 12 %. Поэтому рассчитывать на заоблачную доходность при инвестировании в них не следует. Вместе с тем, они позволяют получать доходность выше, чем по депозитам «до востребования», а на периодах до полугода – доходность, сравнимую со ставками срочных банковских вкладов. Например, ставки по вкладам на три – шесть месяцев в коммерческих банках (Сбербанке, ВТБ24, Банке Москвы, Альфа-банке и других) составляли в прошлом году в основном 3 – 6 % годовых, редко превышая 7 %. В этом периоде фонды денежного рынка показали доходность на уровне 3,6 – 6,4 % годовых.

Как нами было отмечено ранее рекомендуемый способ инвестирования для ОПИФ А «Газпромбанк-Фонд развивающихся отраслей» является распределение средств между ОПИФ А «Газпромбанк-Фонд развивающихся отраслей» и Фондами с более консервативной стратегии, например, ОПИФ О «Газпромбанк-Облигации» или ОПИФ СИ «Газпромбанк-Сбалансированный». Данный Фонд является одним из наиболее рискованных, поэтому средства должны быть распределены между Фондами с разными стратегиями инвестирования.

Можно предложить следующую структуру инвестиций между ОПИФ А «Газпромбанк-Фонд развивающихся отраслей» и ОПИФ СИ «Газпромбанк-Сбалансированный» рис. 8.

Рис. 8 - Рекомендации по структуре активов

Целевая группа: для инвесторов, которые не готовы сильно рисковать, но при этом хотели бы получать доходность, которая потенциально может защитить средства от инфляции.

Основные финансовые инструменты, в которые размещаются активы инвесторов по данной стратегии –облигации корпоративных эмитентов, а также государственные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги.

Рис. 9 - Рекомендации по структуре ценных бумаг по секторам, на второе полугодие 2014 года

Структура инвестиций между ОПИФ А «Газпромбанк-Фонд развивающихся отраслей» и ОПИФ О «Газпромбанк-Облигации» рис. 10.

Рис. 10 - Рекомендации по структуре активов

Инвестиции в облигации наиболее интересны в периоды нестабильности фондового рынка, или его спада. Ожидаемый инвестиционный доход по портфелю инвестора: 15-20% годовых.Таким образом, предлагаемая структура содержит акции российских эмитентов, имеющие привлекательные фундаментальные оценки, государственные, муниципальные, корпоративные облигации, а также денежные средства.

Разработанная рекомендация подойдет для инвесторов, желающих снизить резкие колебания рынка акций путем вложения части активов в инструменты с фиксированной доходностью.

Список ипользуемой литературы:

  1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»от 06.12.2007 № 334-ФЗ(ред. от 01.01.2014) // Информационно-правовой портал Консультант Плюс www.consultant.ru

  2. Абрамов А.Е. Инвестиционные фонды: доходность и риски, стра­тегии управления портфелем, объекты инвестирования в России. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 205 с.

  3. Зайцев Д.А., Чураева М.Н. Организация и деятельность паевых инвестиционных фондов. - М.: Деловой экспресс, 2011. – 446 с.

  4. Макарук З. В. Инвестиционные фонды в России и США: анализ за­конодательства и практики правового регулирования. - М.: Экон- информ, 2013. – 295 с.

  5. Осипова О.А. Инвестиционные фонды: формирование и перспек­тивы развития. Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2011. – 277 с.

Просмотров работы: 1347