ОЦЕНКА НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Петрова Е.В. 1
1Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям были выявлены положительные и отрицательные аспекты новой пенсионной реформы.

Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех его институтов и, в первую очередь, институтов финансовых.

С развитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Причинами выделения внебюджетных фондов послужили:

Необходимость выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строгого целевого использования.

Необходимость определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения потребностей государства.

Необходимость изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета.

Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строгое целевое использование их средств.

Одним из таких фондов является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсионное обеспечение является одним из важнейших видов материальных выплат для обеспечения достойного уровня жизни лиц при наступлении определённых жизненных условий. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть системы социальной защиты должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной среды, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие.

Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что повышает ответственность государственных, в том числе и законодательных, органов за принимаемые решения и требует учета всех обстоятельств жизни лиц пожилого возраста.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Основными проблемами ранее существовавшей пенсионной системы являлись низкий уровень пенсий и слабая их дифференциация. Пенсионное обеспечение в рамках реформирования пенсионной системы РФ является актуальной проблемой для людей всех возрастов, так как каждый из нас рано или поздно столкнется с данным видом социальной поддержки. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается примерно 40 миллионов пенсионеров, а общее население РФ насчитывает 143 миллиона человек.

При все при этом, с каждым годом численность трудоспособного населения снижается на 1 миллион. Уже сейчас на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан то уже скоро этот показатель может снизится и будет равен 1 к 1.

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях — 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.

Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер — очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

В конце 2013 года президент России подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан.

Другими словами, система состоит из двух составляющих:

  • Обязательное пенсионное обеспечение.

  • Общенациональный гарантированный фонд.

Перед вторым стоит задача по объединению тех, кто принимает непосредственное участие в системе обязательного пенсионного обеспечения. Как же будет происходить формирование фонда? Будут задействованы следующие источники: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Контроль над всеми взносами и решение вопросов выплат гарантийного возмещения будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов.

Также по новому законодательству формируются следующие виды пенсий: страховая и накопительная. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата – аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Ее размер будет ежегодно увеличиваться на индекс, утвержденный Правительством РФ. Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, остается прежним – 22 % от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом).

При этом 6 % тарифа страховых взносов в систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты (до 2015 года – фиксированного базового размера), а 16 % является индивидуальным тарифом. Уплаченные по нему взносы по выбору гражданина могут или полностью направляться на формирование страховой пенсии, или 6 % может направляться на формирование накопительной пенсии, а 10 % – на формирование страховой пенсии. В течение 2014-2015 годов каждый гражданин моложе 1967 года рождения должен будет определиться, нужна ли ему накопительная пенсия по обязательному пенсионному страхованию.

Рис.1. Формирование страховой и накопительной пенсии в РФ.

Также законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК). ИПК является новшеством в практике расчета пенсий. Он и стал ключевой составляющей в формуле обеспеченной старости. Можно даже сказать – основой основ для гражданина, который хочет самостоятельно обеспечивать себя после выхода на пенсию и жить при этом достойно. Чем выше будет ИПК пенсионера, тем больше шансов достичь этой цели.

Формула расчета годового пенсионного коэффициента выглядит так:

ГПК = ССП ÷ ССМ × 10

В расчете ГПК участвуют 3 величины:

1.Сумма страховых пенсионных взносов с годового дохода гражданина (ССП).

2.Сумма страховых взносов в размере 16% от максимальной взносооблагаемой заработной платы, ежегодно устанавливаемой постановлениями Правительства РФ (ССМ).

3. Множитель 10. Он введен для удобства подсчетов пенсионных баллов. Также 10 является предельным количеством годовых пенсионных баллов, которые могут быть начислены гражданину в расчетном году.

Но 10 баллов за расчетный год будущие пенсионеры смогут получить, только начиная с 2021 года. И только те, кто не участвует в формировании своей накопительной пенсии. В 2015 году максимально допустимый ГПК составляет 7,39. Как видно из приведенной ниже таблицы, повышаться он будет постепенно. (таблица 1)

Таблица 1 - Максимальные значения пенсионного коэффициента по годам

Год назначения пенсии по старости

Максимальное значение ИПК с отчислениями на накопительную пенсию

Максимальное значение ИПК без отчислений на накопительную пенсию

2015

4,621

7,39

2016

4,89

7,83

2017

5,16

8,26

2018

5,43

8,70

2019

5,71

9,13

2020

5,98

9,57

2021 и далее

6,25

10

При расчете пенсии по старости пенсионные баллы за все годы, когда на работника в фонд обязательного пенсионного фонда поступали страховые взносы от работодателей, суммируются и выводится индивидуальный пенсионный коэффициент. Чем дольше гражданин трудился и чем выше у него была заработная плата, тем выше будет его ИПК. Соответственно, чем выше ИПК гражданина, тем выше его пенсионный доход.

ИПК= ГПК2015 + ГПК2016+…ГПК2030

Где ГПК2015 – это количество пенсионных баллов, заработанных гражданином в 2015 году, ГПК2016 – в 2016 году и т. д.

  • Таблица 2 – Условия назначения страховой пенсии по старости.

    Год

    Требования к страховому стажу

    Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов

    Максимальное значение годового балла

    При формировании только страховой пенсии

    При формировании страховой и накопительной пенсии

    2015

    6

    6,6

    7,39

    4,62

    2016

    7

    9

    7,83

    4,89

    2017

    8

    11,4

    8,26

    5,16

    2018

    9

    13,8

    8,70

    5,43

    2019

    10

    16,2

    9,13

    5,71

    2020

    11

    18,6

    9,57

    5,98

    2021

    12

    21

    10

    6,25

    2022

    13

    23,4

    10

    6,25

    2023

    14

    25,8

    10

    6,25

    2024

    15

    28,2

    10

    6,25

    2025

    15

    30

    10

    6,25

  • Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии не распространяется на форсирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет).

  • Помимо пенсионных баллов, начисляемых работающему гражданину за уплату страховых пенсионных взносов его работодателем, при расчете ИПК учитываются иные периоды, в течение которых пенсионные взносы на гражданина не уплачивались. За каждый полный календарный год начисляется ГПК при следующих обстоятельствах.

  • Уход одного из родителей за ребенком до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сложности):

  • - за 1-м – ГПК=1,8;

  • - за 2-м – ГПК=3,6;

  • - за 3 или 4-м – ГПК=5,4.

  • Уход за ребенком-инвалидом, за инвалидом I группы, за человеком старше 80 лет – ГПК=1,8.

  • Служба в армии по призыву – ГПК=1,8.

  • Стоимость одного пенсионного балла на 1 января 2015 года составляет 64,1 руб. Она будет ежегодно увеличиваться:

  • 1 февраля в соответствии с уровнем инфляции за прошедший год.1 апреля по формуле, в которой участвуют такие значения, как размеры поступлений в бюджет ПФР в виде страховых взносов и федеральных трансфертов.

У каждого гражданина по закону есть право на то, чтобы отложить оформление совей пенсии и в связи с этим, предусмотрено начисление премиальных баллов.

Таблица 3-Показатели премиальных коэффициентов за полные месяцы добровольной отсрочки получения пенсии

Количество месяцев

Коэффициент повышения ИПК

Коэффициент повышения ФВ

Менее 12

1

-

24

1,07

1,056

36

1,15

1,12

48

1,24

1,19

60

1,34

1,27

72

1,45

1,36

84

1,74

1,58

96

1,9

1,73

108

2,09

1,9

120 и более

2,32

2,11

По приведенным показателям нетрудно посчитать, что если гражданин не будет оформлять страховую пенсию в течение 10 лет после наступления права на нее, то ФВ вырастет в 2,11, ИПК – в 2,32 раза. И страховая пенсия по старости, соответственно, вырастет почти в 2,5 руб.

Теперь обратим внимание на некоторые нюансы новой реформы. Как известно, закон 400-ФЗ « О страховых пенсиях» был принят в 2013 году, но процесс его вступления в силу будет постепенным, а точнее основная часть начнет действовать с начала 2015 года, а все остальные законодательные распоряжения – с 1 января 2016 года. Существует одна особенность грядущих перемен: теперь задачей пенсионной реформы 2015 года является стимулирование граждан РФ выходить на пенсию как можно позднее, и вы знаете, что пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, а для работающих женщин – 55 лет. Но вот в чем скрыт «государственный стимул»: например, когда мужчина захочет выйти на пенсию на 5 или 7 лет позже установленного возраста (возьмем 65 лет), то сумма его пенсии будет выше на целых 85% от размера пенсии, которую бы ему начислили в 60 лет. Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня словосочетание «страховая пенсия» более актуально, причем начисление будет происходить в баллах, а не в привычных рублях. Каждый год с учетом инфляции будет устанавливаться пенсионный балл. Новый закон принес следующие изменения: страховой стаж будет увеличиваться в соответствии с выходом гражданина на пенсию. Например, в случае выхода на пенсию в 2015 году, ваш стаж должен быть не меньше шести лет. Но после 2025 года – уже не меньше пятнадцати лет. Кроме накопительных баллов, от государства будут производиться различные надбавки, но их сумма является одинаковой, и она не будет зависеть от стажа или баллов. Помимо этого, можно отметить дополнительное новшество, которое сложно назвать положительным. Для матерей в страховой стаж теперь включается период по уходу за ребенком только до полутора лет, а в итоговом значении – не больше 4, 5 лет. На первый взгляд кажется, что разработанная методика дальнейшего пенсионного развития в России не имеет изъянов, но при более детальном изучении не все так «красиво».

Систематизируем основные минусы пенсионной реформы: Отсутствует система перерасчета пенсии для пенсионеров, продолжающих работать. Стаж для начисления пенсии значительно увеличился: с 5 до 15 лет. Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.

Занимательно, что пенсия каким-то «случайным» образом тесно связана с датой вашего рождения и сроком выхода на пенсионный отдых. Например, у вас с сотрудником одинаковый стаж работы, заработная плата и пр., но пенсионное обеспечение будет начислено различное. Для того чтобы иметь представление о количестве заработанных баллов на вашем пенсионном счете, вам следует зайти на портал государственных услуг или посетить отделение пенсионного фонда, где сотрудники дадут вам необходимую информацию. Если вас интересует денежная сумма пенсии, требуется сумму баллов умножить на пенсионный коэффициент, равный 1.

Давайте подведем итоги. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими пенсионными отчислениями. Но вопрос стоит еще и в том, чтобы выбрать предприятие, где работодатель честно выплачивает налоги и выдает «белую» зарплату, а не наличные в конвертах.

Список используемой литературы:

1. Электронная версия Конституции Российской Федерации;

2. Электронная версия Бюджетного Кодекса Российской Федерации;

3. ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

4. ФЗ РФ от 28.12.13 г. № 427 – ФЗ «О внесении изменений в статью 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

6. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в ст. 57 ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФОМС и ФСС».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

9. Официальный сайт Пенсионного фонда России www.pfrf.ru

Просмотров работы: 2373