ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ И ДОХОДНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ И ДОХОДНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор стратегии оздоровления финансового состояния предприятия должен быть осуществлен на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние предприятия и внешнюю среду, портфеля продукции. Анализ финансового состояния служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления финансовыми рисками и доходностью предприятия. Стратегия управления финансовыми рисками разработана на основе сильных сторон (с одновременным подавлением недостатков), при этом учитываются источники возможностей и опасностей, выявленные во внешней среде1

К внешним источникам привлечения средств в оборот предприятия можно порекомендовать использование: факторинга, привлечение кредитов, так как в стуркуре капитала предприятия нет заемных средств.

В случае если на предприятии значительную долю собственного оборотного капитала составляет дебиторская задолженность. Считаем целесообразным использование основных приемов управления дебиторской задолженностью:

  • учет заказов, оформление счетов;

  • проведение АВС-анализа дебиторов;

  • анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

  • оценка реальной стоимости дебиторской задолженности;

  • уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

  • контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, определеннее конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

  • оценка возможного факторинга

Для предприятия очень важно разработать систему заключения контрактов с гибкими условиями сроков и формы оплаты2:

  • предоплата, обычно предполагает наличие скидки;

  • передача на реализацию - компания сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

  • банковская гарантия, предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств.

  • гибкое ценообразование - используется для защиты предприятия от инфляционных убытков.

Заключаемые контракты с покупателями должны быть гибкими: - если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. Следует ввести систему скидок, оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия.

Необходимо установить вознаграждения персонала в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

Скидки будут оправданы, если они приводят к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Если предприятие испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным. Скидкам за раннюю плату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы3.Как было ранее указано, существует также факторинг, специальное агентство (фактор) и клиент заключают договор о продаже конкретной дебиторской задолженности. Затем предприятие извещает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи предприятию на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление фактором такой услуги клиент получает на руки номинальную сумму долга со скидкой. Факторинг может быть использован для расширения продаж: возможность продавать новым группам покупателей, а также более быстрая оборачиваемость капитала. Но и имеет ряд недостатков: чистые убытки из-за получения неполной суммы долга, потеря контроля и информации о должниками, как о потенциальных клиентах

Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь способностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя текущими активами, предприятие получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность.

Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет уменьшить производственные потери из-за дефицита товаров, пользующихся спросом, ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; свести к минимуму излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства. Запасы товаров предоставляют предприятию свободу в составлении производственного плана. Необходимые запасы позволяют эффективно удовлетворять потребительский спрос. Если продукции определенного вида нет в запасе, то можно потерять нынешние и возможно будущие продажи покупателю.

Есть несколько преимуществ поддержания повышенного объема запасов: предприятие может получить экономию времени за счет возможности быстро выполнять заказы. Но при этом существуют и очевидные затраты: общие издержки по содержанию запасов, включая расходы на хранение и перевозку, а также упущенная выгода от средств, вложенных в избыточные запасы, могут быть весьма значительными.

Дополнительный ущерб - угроза старения, и т.д. Поэтому предприятию следует воздерживаться от чрезмерных запасов.4

Существует метод эффективного контроля запасов - АВС метод. Согласно АВС - методу запасы товаров делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости. Наиболее важные запасы входят в первые две группы: А и В. Запасам, включенным в эти группы, должно уделяется особое внимание. Концентрация на отдельных, наиболее ценных видах запасов позволит достичь наибольшей экономии денежных средств.

АВС- анализ может осуществляться не по одному параметру, а по нескольким, соответственно товары можно объединять не в три, а в девять групп (в том случае, если анализ делается по двум параметрам). Например, если в анализе первым параметром будет товарооборот, тогда вторым параметром может быть не постоянство спроса товара, а любой другой параметр, важный в данный момент (например, маржинальный доход, прибыльность и т. д.). И тогда, например, по товарам группы CZ проводить мониторинг можно будет реже, чем по товарам, допустим, группы AX. Следовательно, для повышения эффективности целесообразно использовать XYZ-анализ, с его помощью можно определить, какие товары на данный момент пользуются постоянным спросом, как с точки зрения коммерции, так и с точки зрения логистики.

Товары группы – товары, имеющие постоянный спрос, Z-товары – хаотично продаваемые товары (например, обогреватели ), соответственно товары AX – AY – AZ – наиболее влияющие на товарооборот или на тот параметр, по которому делается анализ. XYZ-анализ проводится в течение длительного периода.

А если мы совмещаем ABC- и XYZ-анализы, то получаем два параметра: товарооборот и постоянство спроса. Таким образом, можно контролировать ассортимент более разумно, т. е. отслеживать отсутствие товаров из групп AX – AY – AZ чаще, чем из групп CX – CY – CZ. Можно распределять графики мониторинга, и от этого будет больше пользы, нежели от мониторинга всего ассортимента в одинаковом режиме.

Следует сделать вывод о том, что на предприятии группировка материальных затрат должна проводится для всех видов товарно-материальных запасов с целью выявления среди них наиболее значимых.

Обобщая вышеизложенное, основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия можно привести в таблицу.

Финансовый риск управление Таблица 1

Мероприятия по улучшению управления финансовыми рисками

Мероприятия по улучшению управления финансами предприятия

Уменьшение производственного и финансового циклов

Регулировать запасами материальных ценностей (АВС-метод)

Сократить срок хранения запасов материальных ценностей

Снизить период оборота продукции

Усовершенствовать системы расчетов с покупателями

Установить контроль за сроками образования дебиторской задолженности

Использовать системы скидок

Реализация вышеперечисленных мероприятий, позволит улучшить управление финансовыми рисками предприятия и повысить общую эффективность производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакланов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М.: Экономика. - 2013. - 248 с.

  2. Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений 2013г. – 25с.

  3. Гарантуров В. Экономический риск / М. 2011г. – 320 с.

  4. Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия / М.: ИНФРА –М, 2015. - 521 с.

  5. Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности / М.: ИНФРА-М, 2014. – 370 c.

1 Ефимова О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия / М.: ИНФРА –М, 2015. - 521 с.

2 Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. - № 1, 2. – С. 18 – 25.

3 Гранатуров В.М. Экономический риск / М.: Дело и Сервис, 2011. - 112 с.

4 Лапуста М.Г. Риски в предпринимательской деятельности /М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 370 с.

 

7

 

Просмотров работы: 1071