Для достижения поставленной цели, прежде всего считаю важным решить следующие задачи:
охарактеризовать налоги, уплачиваемые в бюджет организацией;
показать роль внебюджетных фондов в системе социального обеспечения населения;
исследовать нормативное регулирование учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
исследовать порядок учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации;
разработать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. Далее, собственно, разберёмся в сущности данной системы. Внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России [1], а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Что касается формирования внебюджетных фондов, то оно осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Далее предоставлены функции и задачи внебюджетных фондов. Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд социального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом [2]. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3]. Ныне Фонд социального страхования представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций [4]. Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников [6].
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России [7]. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров [8];
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС [10]. Полное официальное наименование - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование - ФОМС. Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [9].
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Таким образом, очевидно, что внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.
Теперь обратимся конкретно к улучшению практики ведения расчётов с внебюджетными фондами. Итак, ᅠвᅠ бизнесеᅠ информацияᅠ иᅠ деньгиᅠ —ᅠ синонимы.ᅠ Вᅠ крупныхᅠ компанияхᅠ накопленыᅠ огромныеᅠ объемыᅠ данныхᅠ оᅠ заказчиках,ᅠ рынкахᅠ сбыта,ᅠ финансах,ᅠ конкурентах.ᅠ Еслиᅠ раньшеᅠ этиᅠ сведенияᅠ хранилисьᅠ наᅠ бумаге,ᅠ тоᅠ теперьᅠ ониᅠ хранятсяᅠ вᅠ электроннойᅠ форме—ᅠ вᅠ видеᅠ базᅠ данных.ᅠ Ноᅠ ценностьюᅠ любойᅠ информацииᅠ определяетсяᅠ неᅠ толькоᅠ ееᅠ количеством,ᅠ ноᅠ иᅠ возможностьюᅠ ееᅠ правильногоᅠ представления.ᅠ Ведениеᅠ бухгалтерскогоᅠ учетаᅠ вᅠ такихᅠ компанияхᅠ осуществляетᅠ большоеᅠ количествоᅠ работников,ᅠ частоᅠ выполняющихᅠ лишниеᅠ операции,ᅠ которыеᅠ можетᅠ выполнятьᅠ компьютерᅠ,ᅠ гдеᅠ штатᅠ работниковᅠ небольшой,ᅠ наᅠ бухгалтериюᅠ ложатсяᅠ задачиᅠ какᅠ бухгалтерскогоᅠ учета,ᅠ такᅠ иᅠ финансовогоᅠ анализа.ᅠ Всеᅠ этоᅠ приводитᅠ кᅠ широкомуᅠ распространениюᅠ компьютерныхᅠ технологийᅠ вᅠ областиᅠ бухгалтерскогоᅠ учетаᅠ.
Разумеется,ᅠ дляᅠ раскрытияᅠ всехᅠ дополнительныхᅠ возможностей,ᅠ которыеᅠ несетᅠ вᅠ себеᅠ использованиеᅠ компьютеров,ᅠ необходимоᅠ применятьᅠ вᅠ работеᅠ наᅠ нихᅠ комплексᅠ программныхᅠ иᅠ аппаратныхᅠ средств,ᅠ максимальноᅠ соответствующийᅠ поставленнымᅠ задачам.ᅠ Поэтомуᅠ вᅠ настоящееᅠ времяᅠ великаᅠ потребностьᅠ предприятийᅠ вᅠ компьютерныхᅠ программах,ᅠ поддерживающихᅠ работуᅠ управленческогоᅠ звенаᅠ компании,ᅠ аᅠ такжеᅠ вᅠ информацииᅠ оᅠ способахᅠ оптимальногоᅠ использованияᅠ имеющегосяᅠ уᅠ компанииᅠ компьютерногоᅠ оборудования.
Вᅠ неавтоматизированнойᅠ системеᅠ веденияᅠ бухгалтерскогоᅠ учетаᅠ обработкаᅠ данныхᅠ оᅠ хозяйственныхᅠ операцияхᅠ легкоᅠ прослеживаетсяᅠ иᅠ обычноᅠ сопровождаетсяᅠ документамиᅠ наᅠ бумажномᅠ носителеᅠ информацииᅠ —ᅠ распоряжениями,ᅠ поручениями,ᅠ счетамиᅠ иᅠ учетнымиᅠ регистрами.
Основныеᅠ учетныеᅠ документыᅠ вᅠ компьютернойᅠ системеᅠ бухгалтерскогоᅠ учетаᅠ представляютᅠ собойᅠ файлыᅠ данных,ᅠ прочитатьᅠ илиᅠ изменитьᅠ которыеᅠ безᅠ компьютераᅠ невозможно.
Компьютернаяᅠ технологияᅠ характеризуетсяᅠ рядомᅠ особенностей,ᅠ которыеᅠ следуетᅠ учитыватьᅠ приᅠ оценкеᅠ условийᅠ иᅠ процедурᅠ контроляᅠ.
Отличияᅠ компьютернойᅠ обработкиᅠ данныхᅠ отᅠ неавтоматизированной:
1)ᅠ единообразноеᅠ выполнениеᅠ операций.ᅠ Компьютернаяᅠ обработкаᅠ предполагаетᅠ использованиеᅠ однихᅠ иᅠ техᅠ жеᅠ командᅠ приᅠ выполненииᅠ идентичныхᅠ операцийᅠ бухгалтерскогоᅠ учета,ᅠ чтоᅠ практическиᅠ исключаетᅠ появлениеᅠ случайныхᅠ ошибок,ᅠ обыкновенноᅠ присущихᅠ ручнойᅠ обработке;
2)ᅠ ᅠ разделениеᅠ функций.ᅠ Компьютернаяᅠ системаᅠ можетᅠ осуществитьᅠ множествоᅠ процедурᅠ внутреннегоᅠ контроля,ᅠ которыеᅠ вᅠ неавтоматизированныхᅠ системахᅠ выполняютᅠ разныеᅠ специалисты.ᅠ Компьютерныеᅠ системыᅠ позволяютᅠ ввестиᅠ дополнительныеᅠ мерыᅠ дляᅠ поддержанияᅠ контроляᅠ заᅠ использованиемᅠ конфиденциальнойᅠ информацииᅠ наᅠ необходимомᅠ уровне.ᅠ Кᅠ подобнымᅠ мерамᅠ можетᅠ относитьсяᅠ системаᅠ паролей,ᅠ которыеᅠ предотвращаютᅠ действия,ᅠ неᅠ допустимыеᅠ соᅠ стороныᅠ специалистов,ᅠ имеющихᅠ доступᅠ кᅠ информацииᅠ обᅠ активахᅠ иᅠ учетныхᅠ документахᅠ черезᅠ терминалᅠ вᅠ диалоговомᅠ режиме;ᅠ потенциальныеᅠ возможностиᅠ уменьшенияᅠ появленияᅠ ошибокᅠ иᅠ неточностейᅠ вᅠ бухгалтерскихᅠ документах;
3)ᅠ возможностиᅠ усиленияᅠ контроляᅠ соᅠ стороныᅠ администрации.ᅠ Компьютерныеᅠ системыᅠ даютᅠ администрацииᅠ широкийᅠ наборᅠ аналитическихᅠ средств,ᅠ позволяющихᅠ оцениватьᅠ иᅠ контролироватьᅠ деятельностьᅠ фирмы.ᅠ Наличиеᅠ дополнительногоᅠ инструментарияᅠ обеспечиваетᅠ укреплениеᅠ системыᅠ внутреннегоᅠ контроляᅠ вᅠ целомᅠ иᅠ обеспечивают,ᅠ такимᅠ образом,ᅠ снижениеᅠ рискаᅠ егоᅠ неэффективности;
4)ᅠ ᅠ инициированиеᅠ выполненияᅠ операцийᅠ вᅠ компьютере.ᅠ Компьютернаяᅠ системаᅠ можетᅠ выполнятьᅠ некоторыеᅠ операцииᅠ автоматически,ᅠ причемᅠ ихᅠ санкционированиеᅠ неᅠ обязательноᅠ документируется,ᅠ какᅠ этоᅠ делаетсяᅠ вᅠ неавтоматизированныхᅠ системахᅠ бухгалтерскогоᅠ учета,ᅠ посколькуᅠ самᅠ фактᅠ принятияᅠ такойᅠ системыᅠ вᅠ эксплуатациюᅠ администрациейᅠ предполагаетᅠ вᅠ неявномᅠ видеᅠ наличиеᅠ соответствующихᅠ санкцийᅠ .
На мой взгляд, использованиеᅠ персональныхᅠ компьютеровᅠ дляᅠ автоматизацииᅠ бухгалтерскогоᅠ иᅠ налоговогоᅠ учетаᅠ являетсяᅠ важнойᅠ составнойᅠ частьюᅠ системыᅠ информационногоᅠ обеспеченияᅠ всейᅠ деятельностиᅠ предприятия.ᅠ Безусловно,ᅠ компьютернаяᅠ программаᅠ неᅠ можетᅠ заменитьᅠ грамотногоᅠ бухгалтера,ᅠ ноᅠ онаᅠ позволитᅠ сэкономитьᅠ егоᅠ времяᅠ иᅠ силыᅠ заᅠ счетᅠ автоматизацииᅠ рутинныхᅠ операций,ᅠ найтиᅠ арифметическиеᅠ ошибкиᅠ вᅠ учетеᅠ иᅠ отчетности. Наиболееᅠ известнымᅠ программнымᅠ продуктомᅠ вᅠ областиᅠ бухгалтерскогоᅠ учетаᅠ является:ᅠ 1С:ᅠ Предприятие.ᅠ Даннаяᅠ программаᅠ представляетᅠ собойᅠ готовоеᅠ решениеᅠ дляᅠ автоматизацииᅠ практическиᅠ всехᅠ участковᅠ бухгалтерскогоᅠ учета.ᅠ Насᅠ большеᅠ всегоᅠ интересуетᅠ кадровыйᅠ учетᅠ иᅠ ᅠ учетᅠ расчетовᅠ сᅠ сотрудникамиᅠ поᅠ заработнойᅠ плате,ᅠ вᅠ частиᅠ формированияᅠ сведенийᅠ оᅠ стажеᅠ иᅠ заработкеᅠ дляᅠ целейᅠ персонифицированногоᅠ учетаᅠ вᅠ ПФᅠ РФ,ᅠ ᅠ начисленияᅠ Единогоᅠ социальногоᅠ налога,ᅠ аᅠ такᅠ жеᅠ учетᅠ расчетовᅠ сᅠ внебюджетнымиᅠ фондами.ᅠ Приᅠ проведенииᅠ документовᅠ производитсяᅠ отражениеᅠ хозяйственныхᅠ операцийᅠ одновременноᅠ вᅠ бухгалтерскомᅠ иᅠ налоговомᅠ учете.ᅠ Вᅠ программеᅠ существуетᅠ возможностьᅠ автоматическогоᅠ выявленияᅠ возможныхᅠ ошибокᅠ данныхᅠ налоговогоᅠ учетаᅠ методомᅠ сопоставленияᅠ данныхᅠ налоговогоᅠ иᅠ бухгалтерскогоᅠ учета.ᅠ
Наᅠ практикеᅠ приходитсяᅠ сталкиватьсяᅠ сᅠ ситуациями,ᅠ когдаᅠ крайнеᅠ важноᅠ знатьᅠ точнуюᅠ датуᅠ вступленияᅠ вᅠ силуᅠ документа,ᅠ либоᅠ внесенныхᅠ вᅠ негоᅠ изменений.ᅠ Отᅠ этогоᅠ зависитᅠ применениеᅠ тойᅠ илиᅠ инойᅠ мерыᅠ ответственности,ᅠ решениеᅠ оᅠ выплатеᅠ определенныхᅠ сумм,ᅠ предоставлениеᅠ формᅠ бухгалтерскойᅠ иᅠ налоговойᅠ отчетностиᅠ применительноᅠ кᅠ конкретномуᅠ налоговомуᅠ периоду.
Дляᅠ того,ᅠ чтоᅠ быᅠ бытьᅠ всегдаᅠ вᅠ курсеᅠ всехᅠ измененийᅠ вᅠ налоговомᅠ законодательствеᅠ бухгалтеруᅠ крайнеᅠ необходимоᅠ оперативноᅠ получатьᅠ интересующуюᅠ егоᅠ информацию.ᅠ То есть в своевременном, полном и качественном получении информации о системе учёта платежей и её изменениях я вижу главный ключ к успешной деятельности предприятия как в данной сфере так и в целом.
Таким образом, расширениеᅠ деятельностиᅠ государстваᅠ привелоᅠ кᅠ созданиюᅠ значительногоᅠ количестваᅠ специальныхᅠ фондов,ᅠ многиеᅠ изᅠ которыхᅠ сохранилиᅠ своюᅠ самостоятельностьᅠ дажеᅠ послеᅠ созданияᅠ государственногоᅠ бюджета,ᅠ основанногоᅠ наᅠ объединенииᅠ различныхᅠ фондов.ᅠ То естьᅠ,ᅠ ᅠ государственныеᅠ внебюджетныеᅠ фондыᅠ социальногоᅠ назначенияᅠ представляютᅠ собойᅠ ᅠ многофункциональнуюᅠ финансовуюᅠ систему.
Средиᅠ нихᅠ ведущуюᅠ рольᅠ занялиᅠ социальныеᅠ фонды.ᅠ Вᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ ониᅠ представленыᅠ тремяᅠ фондами:ᅠ Пенсионныйᅠ фондᅠ РФ,ᅠ Фондᅠ обязательногоᅠ медицинскогоᅠ страхованияᅠ иᅠ Фондᅠ социальногоᅠ страхования.ᅠ Этиᅠ фондыᅠ носятᅠ строгоᅠ целевоеᅠ наззначениеᅠ иᅠ выполняютᅠ определенныеᅠ функции,ᅠ возложенныеᅠ наᅠ нихᅠ государством.
В данной работе я проанализировал некоторые наиболее важные особенности расчётов организаций с внебюджетными фондами и попытался выделить наиболее приоритетные направления совершенствования в данной сфере.
СПИСОКᅠ ИСПОЛЬЗОВАННЫХᅠ ИСТОЧНИКОВ:
1.ᅠ Гражданскийᅠ кодексᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ
2.ᅠ Кодексᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ обᅠ административныхᅠ правонарушенияхᅠ
3.ᅠ Налоговыйᅠ кодексᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ
4.ᅠ Трудовойᅠ кодексᅠ Российскойᅠ Федерацииᅠ
5.ᅠ Амошкоᅠ Т.А.,ᅠ проваленкоᅠ О.М.ᅠ Налоговыйᅠ кодекс:ᅠ правонарушениеᅠ иᅠ ответственность.ᅠ –ᅠ М.:ᅠ ОООᅠ НПОᅠ «Вычислительнаяᅠ математикаᅠ иᅠ информатика»,ᅠ 2013.ᅠ –ᅠ 80ᅠ с.
6.ᅠ ᅠ Бобылеваᅠ А.С.ᅠ Финансыᅠ иᅠ кредит:ᅠ учебно-методическийᅠ комплекс.ᅠ –ᅠ Ульяновск:ᅠ УлГТУ,ᅠ 2012.ᅠ –ᅠ 193ᅠ с.
7.ᅠ ᅠ Богатаяᅠ И.Н.,ᅠ Хахоноваᅠ Н.Н.ᅠ Бухгалтерскийᅠ учет,ᅠ Серияᅠ «Высшееᅠ образование».ᅠ 2-еᅠ изд.ᅠ перераб.ᅠ иᅠ доп.ᅠ –ᅠ Ростов-на-Дону:ᅠ Феникс,ᅠ 2013.ᅠ –ᅠ 608ᅠ с.
8.ᅠ Бухгалтерскийᅠ учетᅠ /ᅠ Л.И.ᅠ Хоружий,ᅠ Р.Н.ᅠ Расторгуева,ᅠ Р.А.ᅠ Алборов;ᅠ подᅠ ред.ᅠ Л.И.ᅠ Хоружийᅠ иᅠ Р.Н.ᅠ Расторгуевой.ᅠ –ᅠ М.:ᅠ Колос,ᅠ 2009.ᅠ –ᅠ 511ᅠ с.
9.ᅠ Бухгалтерскийᅠ учет:ᅠ Учебникᅠ дляᅠ вузовᅠ /ᅠ Подᅠ ред.ᅠ Проф.ᅠ Ю.Л.ᅠ Бабаева.ᅠ –ᅠ М.:ᅠ ЮНИТИ-ДАНА,ᅠ 2012.ᅠ –ᅠ 476ᅠ с.
10.ᅠ Галицкийᅠ В.Ю.ᅠ ЕСНᅠ иᅠ взносыᅠ вᅠ ПФР.ᅠ –ᅠ М.:ᅠ ГроссМедиа,ᅠ 2013.ᅠ –ᅠ 208ᅠ с.