АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Акшаева Л.С. 1
1Сибирский Федеральный Университет Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современного этапа развития образования очень важно использовать наиболее перспективные технологии. Чтобы добиться устойчивого экономического роста для России, невозможно без решения проблемы модернизации системы образования и распространения новых образовательных технологий среди всех возрастных и социальных групп населения. Одной из главных задач современного образования является ориентация образовательного процесса на применение специализированных программных систем и глобальный информационный ресурс.

Последнее время термин E-learning (или электронное, дистанционное обучение) получил широкое распространение. Под дистанционным обучением  понимается взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Для  организации такого взаимодействия разрабатывается специальное программное обеспечение (Системы Дистанционного обучения), которое представляет собой как статические HTML страницы, так и сложные системами управления обучением(LMS) и учебным контентом (LCMS).

В настоящее время существуют две основные ветки систем организации электронного обучения:

1.      Коммерческие LMS\LCMS

Данные системы представляют собой коммерческие разработки, ориентированные на использование в дистанционном обучении, либо в организации электронного обучения в рамках учебного заведения. На отечественном рынке представлено несколько таких систем:

-  «Битрикс: Управление сайтом» - LCMS, получившая широкое распространение и большую известность. Продукт доступен в различных по мощности версиях, которые отличаются друг от друга набором модулей (и, следовательно, возможностями). «Битрикс» отличается достаточно серьезными возможностями, позволяющими решать практически любые задачи. Однако разработку дизайна сайта и его первоначальную настройку могут провести только дорогостоящие специалисты. Так же система весьма требовательна к ресурсам сервера.

-  «NetCat» - в данный момент LCMS выпускается в версии 2.3, а первая была разработана в далеком 1999 году. Данная LCMS также достаточно функциональна, удобна и проста в освоении. Ко всем пакетам «прилагается» квалифицированная поддержка по горячей телефонной линии и всеми другими удобными для пользователей способами. При разработке сайта и (особенно сложного и многофункционального) требуются усилия программистов (PHP и MySQL).

-  «InDynamic 2.3» - весьма серьезная по возможностям и достаточно удобная LCMS, однако и стоимость ее достаточно высока: базовая поставка доступна за 1100 у.е., расширенная - 1500-3500, а максимальная комплектация системы модулями обойдется в 9000 (и выше) у.е. Как видно из широкого разброса цен, разработчики этой LCMS следуют индивидуальному подходу в работе с заказчиком, предоставляя именно такую комплектацию, которая необходима в каждом конкретном случае. Сайты, построенные на основе этой системы, обладают рядом преимуществ перед большинством других с точки зрения поискового продвижения.

-  «Amiro.CMS» - сбалансированная и многофункциональная LCMS, обладающая многими серьезными преимуществами, среди которых можно назвать и глубокий уровень контроля над сайтом через WEB-интерфейс, ориентация на поисковую оптимизацию, невысокая цена решений (от 90 до 499 у.е. за пакеты с различными наборами модулей, причем возможны варианты с арендой и помесячной оплатой). «Amiro.CMS» проста в эксплуатации и настройке (PHP-программирование не требуется), но дает полный спектр возможностей по управлению содержанием сайта. К недостаткам можно отнести то, что сайт на базе Amiro.CMS можно безболезненно перенести не на каждый сервер.

-  Система «Прометей»- это программная оболочка, которая не только обеспечивает дистанционное обучение и тестирование слушателей, но и позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения, что способствует быстрому внедрению дистанционного обучения и переходу к широкому коммерческому использованию. Лидирующие позиции системы дистанционного обучения «Прометей» обусловлены тем, что она объединила все составляющие эффективного обучения: передовые методики; новейшие технологии; мощные средства управления.

В настоящее время система дистанционного обучения "Прометей" используется различными учебными заведениями и корпорациями из России и стран СНГ. Интерфейс переведен на несколько национальных языков, среди которых русский, украинский, казахский, узбекский (латиница и кириллица) и английский. В отличие от многих других программных продуктов, Система дистанционного обучения "Прометей" может официально использоваться в любых, в том числе учебных и государственных, организациях, так как имеет сертификат «Росинфосерт» о соответствии требованиям, предъявляемым к программным средствам систем дистанционного обучения нормативным документом СТУ 115.005-2001.

В современных условиях массовое использование таких систем отечественными вузами не представляется возможным в силу их высокой стоимости и жестких аппаратных требований. Также коммерческие системы предоставляют ограниченное количество образовательных лицензий.

2. Свободно распространяемые LMS\LCMS

На основе анализа существующих систем LMS\LCMS существуют следующие программные средства обучения: ATutor, Claroline, Dokeos, Moodle, OpenACS, Sakai. Основными критериями отбора были выбраны степень поддержки системы и многоязыковое сопровождение.

-  ATutor представляет собой свободно распространяемую web-ориентированную систему управления учебным контентом, разработанную с учетом идей доступности и приспособляемости. Использование позволяет преподавателям легко организовывать различные курсы обучения. Студенты же получают адаптивную и простую среду обучения. Администратору новая система особых хлопот не доставит. Внешний вид можно сменить буквально за пару щелчков мышки, доступность исходного кода и открытые инструменты, применяемые для построения сервера курсов, позволяют в случае крайней необходимости внести и более серьезные изменения. Кроме того, с самого начала разработчиками был взят курс на поддержку продуктом всевозможных стандартов, что позволило бы в будущем легко интегрировать и сторонние разработки.

-  Claroline - платформа построения сайтов дистанционного обучения, созданная с учетом пожеланий преподавателей. Приложение было создано в институте педагогики и мультимедиа католического университета в Лувене. Продукт бесплатен и доступен. Она может принять до 20000 учащихся. Claroline позволяет создавать уроки, редактировать их содержимое, управлять ими. Приложение включает генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации.

-  Dokeos - платформа построения сайтов дистанционного обучения, основанная на ветке Claroline (версии 1.4.2.). Ветка представляет собой клон свободно распространяемого программного продукта, созданный с целью изменить приложение-оригинал в том или ином направлении. Dokeos бесплатен и останется таковым, поскольку лицензия Claroline (GNU/GPL) предполагает, что ветки подпадают под ту же лицензию. Поскольку ветка была выделена недавно, оба приложения сейчас относительно похожи друг на друга, хотя некоторые различия в эргономике, построении интерфейса, функционале уже начинают проявляться.

-  Moodle - приложение, предназначенное для организации online-уроков и обучающих web-сайтов. Проект был задуман для распространения социо-конструктивистского подхода в обучении.

Если резюмировать очень кратко, этот подход предполагает, что

-  новые знания могут приобретаться только на основе ранее приобретенных знаний и уже имеющегося индивидуального опыта;

-  процесс обучения будет намного эффективнее, когда обучаемый передает другими словами или объясняет другим полученные знания.

То есть при использовании этого подхода вы опираетесь на тот опыт ученика, который больше всего подходит для усвоения нужного материала, а не просто публикуете и модифицируете информацию, которую ученик должен усвоить. Такой подход позволяет вам также сделать так, чтобы каждый участник учебного процесса мог поочередно быть и учителем, и учеником. Функция преподавателя может измениться: вместо источника знаний он превращается в "центр влияния" и модель классной культуры. Преподаватель должен найти индивидуальный контакт с каждым учеником, адаптируясь под его образовательные потребности. К тому же преподаватель обязан направлять дискуссии и совместную деятельность таким образом, чтобы коллективно достичь целей обучения.

Moodle годится для использования более классических стилей обучения, в частности, гибридного обучения, что превращает систему в дополнение к презентационному обучению. К тому же система пригодна для создания сайтов с многоязычным содержимым. Moodle функционирует на всех компьютерах, где можно установить PHP и запустить базу данных MySQL или PostgreSQL.

- OpenACS (Open Architecture Community System) это система для разработки масштабируемых, переносимых образовательных ресурсов. Она является основой для многих компаний и университетов, занимающихся использованием технологий электронного обучения.

-  Sakai представляет собой онлайн систему организации учебного образовательного пространства. Sakai является системой с полностью открытым исходным кодом, которая поддерживается сообществом разработчиков. В систему интегрирована поддержка стандартов и спецификаций IMS Common Cartridge, SCORM.

Системы с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации конкретной системы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации[1].

С точки зрения учащегося новые образовательные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебных материалов, существенно усиливают практическую ценность, в целом - повышают качество образования.

С точки зрения преподавателя новые образовательные технологии снимают рутинные проблемы и позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом - к более творческой работе.

По данным исследования Всемирного экономического форума Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 71-м месте по доступу и использованию новых технологий в образовании. По оценке экспертов на дистанционное обучение в  России приходится не более 15% образовательного рынка. Причин для этого несколько:

-  очень мало методик обучения и материалов, которые способны при самостоятельном изучении создать целостную картину предмета и контролировать усвояемость программы;

-  ощущается явная нехватка специалистов по интернет-обучению и преподавателей, способных работать в этом формате[2].

 

Литература

1.    Грачев Н.Н., Порошин В.В.: Перспективы развития системы образования на основе комплексного внедрения икт: АНО Международный институт ИНФО-РУТЕНИЯ   

г. Москва.

2.    Комсомольская правда,  2013 год [Электронный ресурс] - Режим доступа:          http://www.kp.ru/guide/distantsionnoe-obuchenie.html

Просмотров работы: 1100