СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ "КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ"

Киммель М.В. 1, Шереметьева Е.В. 1
1Челябинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. 

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. В этом случае мы говорим о компетенции. При этом высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания образования» и зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». [Цитата по: Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский дом «Восток». 2003. – 274 с.].

Ключевыми были признаны следующие компетенции:

• Технологическая компетенция

• Самообразовательная компетенция

• Информационная

• Социальная (соотнесение своих устремлений с интересами других людей)• Коммуникативная

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования.Для дальнейшей работы нам необходимо уточнение понятий «Компетенция», «Коммуникация».

«Компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий. [Толковый словарь Дмитрия Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://ushakova-slovar.ru.].

Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие "компетентный" как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. competens (лат.) - соответствующий, способный. competere - требовать, соответствовать, быть годным. competence (англ.) - способность (компетенция).

Исследователь проблем компетентностного подхода Хуторской А.В. определяет компетенцию, как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ребенка, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Авторы словаря по социальной педагогике также определяют понятие «компетенция» - это знание или опыт в той или иной области. [Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.]. Компетентность – обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Таким образом, компетенция – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Это мера включенности человека в деятельность. Она не предполагает действие по аналогии с образцом, а понимается как опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний». [Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Издательский дом «Восток». 2003. – 274 с.].

Для раскрытия сущности понятия «коммуникативная компетенция» необходимо рассмотреть термин «коммуникация». Он многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.]

И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию. [Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.].

Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний.

В Философском словаре под коммуникацией пониамется специальная область человеческой деятельности, которая развивается обществом в целях взаимного обмена мыслями в различных областях практической жизни и науки. С этой целью вырабатываются различные в каждой культуре знаковые системы, прежде всего язык в форме устной и письменной речи. [Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.].

Схожее понятие коммуникации дается в энциклопедическом социологическом словаре – это передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, культурами и т.д. посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен сообщениями, в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Также авторы отдельно выделяют понятие межличностной коммуникации – для нее характерен непосредственный контакт между субъектами общения, что обуславливает: тесную обратную связь, богатство используемых кодов, в т.ч. невербальных; двусторонний обмен информацией, происходящей в виде диалога [Энциклопедический социологический словарь/Под ред. Академика РАН Осиповой Г.В. – М.: Российская академия наук, Институт социально-политических исследований, 1995].

В энциклопедии «Социология» дается следующее определение «коммуникации» - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (н-р художественную) коммуникацию. [Социология: Энциклопедия/Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.].

В словаре по социальной педагогике и социальной работе дается понятие невербальной коммуникации – передача информации другому человеку без использования речи. Виды подобного вида коммуникации: 1. Кинесика – совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться и т.п.; 2. Проксемика – место и время общения; 3. пара- и экстралингвистика – тональность, тембр голоса, громкость, быстрота речи, паузы; 4. Визуальное общение – контакт глазами; 5. Такесика – прикосновение. При точном выборе способов коммуникации можно лучше установить взаимопонимание, эмоциональную атмосферу, взаимодействие участников общения [Литвак Р.А. Словарь по социальной педагогике и социальной работе. Челябинск: ЧГАКИ, 2009, - 154 с. С.61]

На основании вышеизложенного можно отметить, что выделяют речевую и неречевой коммуникацию. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации. Коммуникативная ситуация — это ситуация речевого общения двух и более людей. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога [Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.]

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».

Современная лингвистика первая соединяет в себе два понятия «коммуникация» и «компетенция», рассматривая коммуникативную компетенцию как феноменальную категорию, отражающую нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладение механизмами построения и перефразирования высказываний, умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой ситуацией, включающей параметры адресата, места, времени и условий общения [Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровнему описанию в методических целях/ Серия: О чем спорят в языковой педагогике. – М.: Еврошкола, 2004.].

О.М. Рябцева понимает под компетенцией интуитивное знание системы языка, а под коммуникацией – умение и способность посредством речи демонстрировать знание системы [Рябцева О.М. Сущность понятия «коммуникативная компетенция»// Известия Таганрогского государственного радиотехнического ун-та. Специальный выпуск. – 2006. – № 9-2. – С. 136 – 138.].

А.П. Сковородников квалифицирует понятие коммуникативной компетенции следующим образом: это «совокупность условий, закономерностей, правил, учёт и выполнение которых обеспечивает эффективность речевого общения» [Сковородников А.П. О понятии «коммуникативная компетенция» / А.П. Сковородников // Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А.П. Сковородникова. – Красноярск, 2003. – С. 95 – 105. с.102].

К.Ф. Седов отмечает, что «коммуникативная компетенция»: это «способность личности осуществлять эффективное общение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [Седов К.Ф. Речежанровая идентичность как компонент коммуникативной компетенции личности / К.Ф. Седов // Жанры речи: Сб. науч. статей. Вып. 7. Саратов: Изд.центр «Наука», 2011б. – С. 25 – 46. с. 26].

Рядом исследователей Ю.М. Жуковым, Л.А. Петровским, П.В. Растянниковым и др. коммуникативная компетентность также определяется, как владение умениями в области общения, способность устанавливать контакт с другими людьми и поддерживать его.

А.Б. Добрович рассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность к контакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит и это означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянно учитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера.

В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [ Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970.]

Для исследования проблемы коммуникативной компетентности имеют значение разработки И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. [Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989. С. 84]

Изучив точки зрения исследователей по данному вопросу, можно сказать, что существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, человек постоянно запрашивает, передает и хранит информацию, то есть активно занимается коммуникативной деятельностью. (Кухаренко В.А.)

М.С. Каганом в 70-е годы было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...» (М.С. Каган). В.В. Давыдов отмечает процесс становления и формирования субъектов этой деятельности, их психического и личностного развития: «...поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека» [Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. 2е изд. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 118.]

Таким образом, коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

В контексте исследуемой нами темы необходимо отметить - коммуникативная компетентность детей дошкольного, в том числе раннего возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» [ Сомкова О.Н. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика № 3/2013, с.5]

М. И. Лисина большое внимание уделяет проблемам общения и самопознания, связывая между собой эти процессы. Развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности. [Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300] М.И. Лисина выделяет коммуникативную деятельность – это форма общения, характеризующаяся определенным этапом ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуется по нескольким параметрам: 1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства; 2) место, занимаемое ею в системе широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми (Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Аккад.пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.)

Ком­му­ни­кативная компетенция рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важ­­нейшая предпосыл­ка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в ос­во­е­нии специфически детских видов деятельности — кол­лек­тив­ных игр, конструирования, детского художественного твор­чества и пр.

В структуре коммуникативной компетентности можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный,

- ценностно-смысловой,

- личностный,

- эмоциональный,

- поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно обозначить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для дошкольника. [Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-62.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения. Возникает вопрос о значении этих знаний. Ребенок обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой компонент – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего.Начиная с дошкольного периода следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать. Такой человек также чаще использует манипулятивные способы общения.

Личностный компонент образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сензитивен для воспитания личностных черт, в этом возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у дошкольника.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. Пассов Е.И. [Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 1991. С.141.] условно делит коммуникативные умения на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

1. базовые, отражающие содержательную суть общения:

- приветствие;

- прощание;

- обращение;

- просьба о поддержке, помощи, об услуге;

- оказание поддержки, помощи, услуги;

- благодарность;

- отказ;

- прощение;

2. процессуальные, обеспечивающие общение как процесс:

- умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;

- говорить перед другими;

- слушать других;

- сотрудничать;

- управлять (командовать);

- подчиняться.

Таким образом, под коммуникативной компетентностью ребенка дошкольного возраста мы понимаем его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, которые обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность – это ориентированность в разных ситуациях общения, которая основана на знаниях, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия. Она дает ребенку возможность в элементарной форме прогнозировать отношения, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый человек), управлять речевой ситуацией, играть роль социального партнера

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт в дальнейшем к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности; предполагает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; формирует навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Таким образом, проведя теоретический анализ понятий коммуникации и коммуникативности, можно сделать следующие выводы: коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, но и владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах. Коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

- способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

Дети раннего возраста находятся в самом начале пути формирования коммуникативно-речевых компетенций. Подходя к изучению вопроса формирования коммуникативных компетенций детей раннего возраста, необходимо определить, какие важные новообразования возникают в данном возрасте. Л.С. Выгосткий [Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.Спб.: СОЮЗ, 1999, 224 с.] отмечает, что центральным новообразованием детей раннего возраста является развитие основ отношения человека к человеку, то есть основ социальных отношений. Поскольку общение ребенка с окружающими – это деятельность, оно протекает в форме действий, операций, средств общения. М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения. [Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.М.: Педагогика, 1986. – 144 с.] 1. Экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации. 2. Предметно-действенные средства общении: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения: приближение, удаление, вручение предметов, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от общения с взрослым; 3. Речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики. Там, где речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании. Детская речь не является личной деятельностью ребенка, и разрыв ее с идеальными формами – речью взрослого – представляет грубейшую ошибку. Всякое самое примитивное детское слово является частью целого, внутри которого оно взаимодействует с идеальной формой. Идеальная форма (взрослый) - источник речевого развития ребенка.

Три категории средств общения перечислены в порядке, в котором они появляются в онтогенезе, они составляют основные коммуникативные операции и формируются у ребенка в процессе реальных контактов детей с окружающими людьми .

Таким образом, вышеперечисленные операции можно определить как основу коммуникативно-речевых компетенций детей раннего возраста, формирование которых невозможно без опережающей инициативы взрослого, который подтягивает деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму Л.С. Выготского «зоны ближайшего развития».

Формирование данных компетенций поможет ребенку войти в сложный по структуре мир людей, установить с ними многообразные взаимоотношения, усвоить свои права и обязанности, приобщиться к моральным и нравственным ценностям.

Просмотров работы: 5858