Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Так как мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на этапе обучения их в школе.
В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.
Отличительной чертой развития мышления подростков выступает умение оперировать гипотезами в решении разнообразных заданий, при этом интеллектуализируются восприятие, внимание, память и другие психические процессы. Формальное мышление вырабатывается с 11 - 12 лет. Подросток уже умеет рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы, независимо от воспринимаемой реальности. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. В процессе обучения развивается абстрактное мышление, анализ и синтез изучаемых явлений. Например, очень большие возможности для развития мышления подростка представляет математика. Некоторые подростки достигают верхней планки в развитии мышления - способности к рефлексии. Однако большинство продолжает оставаться на уровне конкретного мышления.
В отечественной психологии исследования мышления традиционно осуществляются в процессуально-деятельностной парадигме (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.В. Брушлинский, Н.Ф.Талызина, О.К. Тихомиров, Абульханова-Славская К.А. и др.), согласно которой процессы мышления человека изучаются в их взаимосвязи с внешними условиями мыслительной деятельности. В то же время большинство эмпирических исследований возрастной динамики изменений структуры и отдельных компонентов мышления проводится без должного учета условий и контекста его развития.
Актуальность исследования заключается в организации личностно-ориентированного обучения подростков с применением приемов и методов развития мышления.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития мышления у детей подросткового возраста?
Объект исследования - развитие мышления в подростковом возрасте.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития мышления подростков.
Цель исследования - выявить, обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития мышления у детей подросткового возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система приёмов и методов организации развития мышления у детей подросткового возраста, применяемая педагогом с учётом их возрастных особенностей, способствует формированию и развитию мыслительных операций учащихся.
Экспериментальную выборку составили 30 учащихся. Мы разделили учащихся на экспериментальную и контрольную группу. Возрастные границы испытуемых варьируют от 10 до 11лет.
В работе использовались пять методик, направленные на исследование как общего уровня развития подростков, их способности к обучению, так и отдельных мыслительных операций, анализируя которые можно охарактеризовать отдельные особенности мышления ребёнка. Это следующие методики:
1. Методика «Сравнение понятий» (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
2. Тест «Существенные признаки» (исследование процессов дифференциации и абстрагирования)
3. «Методика исследования быстроты мышления» (исследование быстроты мышления.)
4. Методика «Способность к классификации и анализу»
5. «Тест Эббингауза» (заполнение пропущенных в тексте слов) (исследование продуктивности ассоциаций, быстроты мышления.)
До начала работы по развитию мышления в экспериментальной группе 27% детей имели проблемы в развитии мышления (низкий уровень): операции анализа и синтеза, продуктивность ассоциаций, быстрота мышления.
Нами была разработана развивающая программа, направленная на повышение уровня мышления подростков, у которых по результатам диагностических исследований наблюдается низкий уровень развития операций мышления.
Программа состояла из 10 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Целью программы было: развитие мыслительных операций подростков: анализа, синтеза, абстрагирования, дифференциации, обобщения, быстроты; развитие логического и критического мышления.
Мы сформулировали следующие задачи программы:
1) способствовать развитию познавательной сферы детей;
2) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
3) способствовать развитию логического мышления, критичности мышления, рефлексии.
4) способствовать развитию мыслительных операций;
5) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;
6) развивать самостоятельность детей.
В программе использовались следующие методы и формы работы:
-развивающие игры, упражнения,
-релаксационные разминки
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
В итоге мы хотели получить следующие результаты: повышение уровня развития операций мышления, повышение уровня мотивации к обучению.
Повторная диагностика показала, что после проведения развивающей работы количество подростков с проблемами в развитии мышления существенно уменьшилось (13%). Так же увеличилась группа с высоким уровнем развития мышления: до начала работы по развитию мышления - 20%, после проведения развивающей работы - 54%.
Результаты контрольной группы также изменились в лучшую сторону, за счёт снижения показателей низкого уровня с 40% до 27% и увеличения показателей среднего уровня с 27% до 40% .
Результаты исследования показывают, что подростки успешнее выполняют задания, требующие пространственных умений, то есть у них преобладает практически-действенное и образное мышление. Наиболее подвижными оказались такие свойства операций мышления, как абстрагирование и дифференциация, быстрота, сравнение и синтез. Для статистической обработки результатов диагностики этих свойств мы использовали сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента. В результате у нас получилось: t1= (0,1); t2=(0,7); t3=(0,1). Однако, как мы видим, все три эмпирических значения находятся в зоне незначимости. Различий между выборками В.1 и В.2 нет.
Чтобы сравнить показатели экспериментальной и контрольной групп после проведения развивающей работы мы использовали сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни.
Получилось эмпирическое значение Uэмп(4,5), находящееся в зоне незначимости. Статистически значимых различий между группами нет. На данный момент с помощью математической статистики мы не смогли подтвердить нашу гипотезу. Вместе с тем наметившиеся положительные сдвиги в развитии мышления подростков позволяют нам предположить, что продолжение апробации составленной нами развивающей программы позволит в итоге достичь значимых различий в уровне развития мышления подростков контрольной и экспериментальной групп.