Одной из приоритетных задач экономики России на текущий момент, в условиях сложившейся политической ситуации, является активизация инновационной деятельности в целях импортозамещения, поскольку именно научно-технологический потенциал определяет долгосрочные конкурентные преимущества страны. Неотъемлемым элементом любой инновационной системы являются малые предприятия - наиболее динамичный, мобильный и рискованный сегмент экономики любой страны.
Актуальностью данной работы является тот факт, что современный этап развития мирового хозяйства характеризуется непрерывностью и масштабностью инновационного процесса. Под влиянием глобализации и информатизации экономических процессов возрастает роль малого предпринимательства в экономике, поэтому поддержание экономики в сбалансированном состоянии возможно лишь за счет формирования новой производственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации, повышения инновационного потенциала, как отдельных предприятий, так и отраслей экономики в целом.
Опыт западных стран свидетельствует, что основу инновационного предпринимательства должны составлять малые предприятия. Однако отечественные инновационно активные малые предприятия значительно отстают в своем развитии от аналогичных предприятий в зарубежных странах, где последние уже давно являются основным объектом инвестирования.
Ростовская область обладает одним из самых высоких научно-инновационных потенциалов на Юге России. На долю Ростовской области приходится половина всех внутренних затрат на научные исследования и разработки в ЮФО. Ростовская область является лидером среди субъектов ЮФО по числу выданных патентов и созданных передовых производственных технологий. В то же время по количеству используемых передовых производственных технологий регион уступает Волгоградской области, а по инновационной активности организаций находится на третьем месте после Волгоградской и Астраханской областей.
С 2014 года в Ростовской области стартовала государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», целями которой являются [2]:
- создание благоприятного инвестиционного климата;
-формирование сбалансированной инновационной системы для обеспечения устойчивого экономического развития Ростовской области.
Задачами данной программы являются:
- создание условий для привлечения инвестиций в экономику Ростовской области;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- формирование экономики знаний и высоких технологий;
- создание механизмов сбалансированной поддержки инновационной деятельности;
- повышение инновационной активности участников инновационной системы.
Проводимые целевые программы развития малого и среднего предпринимательства благоприятно воздействуют на организацию инновационного процесса. Так, в результате завершенных программ по поддержанию и развитию малого и среднего предпринимтельства в Ростовской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году инновационную деятельность на территории области осуществляли 145 организаций.
Однако, рост количества субъектов МСП связан не только с проводимыми государственными программами, но и с рядом конкурентных преимуществ, обеспечивающих возможность инновационного развития. В частности, высоким уровнем диверсифицированности экономики, наличием развитой научно-образовательной базы, высококвалифицированным кадровым потенциалом, наличием высокотехнологичных производств, высоким уровнем и качеством урбанизации Ростовской агломерации.
По данным, представленным в таблице 1, можно сказать, что в целом в обрабатывающих производствах уровень инновационной активности малых предприятий в 2013 году составил 3,0%, в 2010 - 1,9%. Это говорит о том, что в 2013 году производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, химическое, металлургическое производство увеличилось на 1,1% по сравнению с 2010 годом.
Таблица 1
Инновационная активность малых предприятий Ростовской области
|
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, в % |
||||||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
В целом по области |
68 |
86 |
84 |
88 |
92 |
2,8 |
3,3 |
3,1 |
3,4 |
3,8 |
Малые предприятия |
61 |
75 |
75 |
76 |
82 |
2,5 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,4 |
Добыча полезных ископаемых |
1 |
- |
- |
- |
- |
2,3 |
- |
- |
- |
- |
Обрабатывающие производства |
46 |
36 |
37 |
41 |
49 |
2,3 |
1,9 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1 |
- |
- |
- |
- |
1,8 |
- |
- |
- |
- |
Связь |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2,4 |
1,1 |
2,1 |
3,0 |
3,1 |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
12 |
10 |
13 |
12 |
14 |
5,7 |
5,1 |
4,3 |
4,8 |
6,0 |
Проведенные исследования показали, что субъекты малого предпринимательства отдают предпочтение наиболее функциональным технологическим инновациям, таким, как деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, а также обрабатывающее производство: производство транспортных средств и оборудования, производство машин, готовых металлических изделий, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Таким образом, ключевыми проблемами, сдерживающими в настоящее время инновационное развитие и реализацию конкурентных преимуществ Ростовской области, являются:
1. Низкая инновационная активность предприятий, выражающаяся как в отсутствии внутреннего спроса на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности, так и деятельности по созданию собственных инновационных разработок.
2. Не ориентированная на решение задач инновационного развития наука.
3. Слабость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями.
4. Не отвечающая требованиям инновационной экономики система образования.
5. Кадровый дефицит, обусловленный, во-первых, низкой привлекательностью научно-инновационный сферы деятельности, во-вторых, низким уровнем подготовки молодых специалистов, в-третьих, «утечкой мозгов» - оттоком наиболее эффективных и перспективных кадров из экономики Ростовской области в другие регионы страны и за рубеж в связи с невозможностью самореализации на региональном уровне.
6. Недостаточная инновационная активность государственного сектора и сектора предоставления общественных и социальных услуг.
Определяющим условием успешного развития инновационного процесса в России является обеспечение его полноценного финансирования. Ограниченность объемов собственных средств и трудности в привлечении сторонних финансовых ресурсов часто являются причинами низкой степени инновационной активности организаций.
Финансовые ресурсы инновационной деятельности |
Внутренние |
Внешние |
Образуемые за счет собственных средств |
Прибыль от основной деятельности Амортизационные отчисления Поступления от выбывшего имущества Страховые возмещения и др. |
Мобилизуемые на финансовом рынке |
Поступающие в порядке перераспределения |
Кредитные средства Финансовый лизинг Средства научных фондов Венчурный капитал и др. |
Бюджетные ассигнования Средства внебюджетных фондов |
Исследование источников финансовых ресурсов позволило выявить, с одной стороны, наличие разнообразных источников финансирования деятельности малых предприятий, с другой стороны, доступность многих из них только на определенной стадии жизненного цикла малого предприятия.
Около 65% малых предприятий вкладывают собственные средства, около четверти привлекают для инновационной деятельности кредиты банков и получают бюджетные ассигнования (рисунок 2). Как позитивный факт следует отметить, что используются и прогрессивные формы финансирования инноваций - 12,2% субъектов получают гранты, 8,8% инноваторов привлекают средства частных инвесторов. Число малых предприятий, привлекающих ресурсы финансовых компаний, венчурных фондов и иностранных источников незначительно, что говорит об их неразвитости. Повысить значимость указанных источников можно, улучшая инновационно-инвестиционный климат региона и повышая его привлекательность для иностранных инвесторов, а также стимулируя развитие различных финансовых структур, в том числе венчурных фондов.
Процесс правильного выбора источников финансирования инновационной деятельности малых предприятий в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды приобретает особую актуальность. Наибольшую динамичность развитию инновационно активного малого предприятия придает комбинирование привлеченных и заемных средств, которое делает возможным финансирование новшеств, поддерживающих конкурентоспособность предприятия, не ожидая накопления достаточного объема собственных средств.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности осуществляется в том числе путем предоставления субсидий, гарантий, взносов в уставный капитал. [1]:
Для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация следующих направлений и комплекса мер:
1. Стимулирование инновационной активности предприятий Ростовской области:
- стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;
- опережающее увеличение расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в том числе через реализацию проекта поддержки кооперации бизнеса и исследовательских университетов), через выстраивание работы с государственными компаниями по разработке и реализации ими программ инновационного развития;
- усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;
2. Расширение поддержки стартующих компаний (стартапов) через действующие институты развития - ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, посевной фонд Ростовской области, - через областные программы инновационного развития и поддержки малого, среднего предпринимательства, а также через поддержку реализации конкретных проектов в ключевых высокотехнологичных секторах в рамках соответствующих федеральных и областных целевых программ и подпрограмм (энергосбережения и энергоэффективности, развития авиакосмической промышленности, элементной базы радиоэлектроники, композитных материалов) и других программ.
3. Формирование механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР.
Таким образом, для того малые инновационные предприятия не останавливались в своем развитии Правительству Российской Федерации необходимо реализовать определенное количество мер, например, таких, как стимулирование инвестиционной деятельности в инновации, технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики и общественной жизни. При этом, меры должны содержать в себе как общесистемные критерии, направленные на долгосрочное развитие национальной инновационной системы, так и критерии, отражающие специфику развития региона в современных условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Областной закон от 28 ноября 2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области» (ред. от 14.11.2013 № 10-ЗС)
2. Инновации [Электронный ресурс] // Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области. URL: http://dpr.donland.ru/Default.aspx?pageid=116978