ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В КАЖДЫЙ ДОМ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В КАЖДЫЙ ДОМ.

Мартюченко П.С. 1, Аськов Р.А. 1
1ТюмГНГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Незаметно для каждого не изощренного жителя РФ произошла одна небольшая по сути, но глобальная по значению перемена - нас посчитали и дали каждому идентификатор. Прошло 85 лет с написания романа «МЫ» Замятина[1], и вот даже наша, как считается, «отсталая страна» уже зашла за порог революционной идентификации граждан. Речь не пойдет о футуристических вживляемых микро чипах, хоть прототипы и существуют более 20 лет, не будут затронуты и варианты и возможности данных технологий, нет - речь пойдет об обыденности, привычном, изредка досаждающем и удобном.

История паспорта насчитывает не один век - аналоги были еще при Петре I. Грамоты, вольные, справки и все это в окончании прогрессировало в документ, удостоверяющий личность - паспорт, каким мы его видим сейчас. На этом можно было бы окончить статью, если бы не одно НО - государство обязалось не проводить сквозной нумерации граждан и всегда признавало преступления фашизма против человечности, в том числе практику присвоения обезличивающих номеров людям[2], в связи с чем масса государственных институтов было вынуждено вести свою собственную идентификацию, в которой основой, как бы то ни было, выступал все тот же документ - паспорт. Очевидно, что документ этот не вечный и меняется минимум дважды для любого гражданина, если тот находится в здравии. И решение было найдено - СНИЛС. «А у меня Ваня приСНИЛСя» - социальная реклама ПФРФ и, как минимум в одном институте, этот идентификатор не является ключевым полем, а что до остальных...

На данный момент любой гражданин нашей страны может пользоваться массой государственных услуг on-line: в вашем распоряжении масса государственных институтов, которые примут Ваши заявления, документы, петиции и прочее. Не буду скрывать: так Ваш покорный Д-503 получал загран. паспорт: заполнил заявление on-line, загрузил фото, пришел в отделение сфотографироваться на документ и после забрал загран - невероятно удобно. Всему виной (или благодаря тому), что за каждым гражданином закреплен СНИЛС (Страховой Номер Индивидуального Лицевого Счета в ПФРФ). Элементарно.

Начиная с 2002 года после утверждения Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»[3] началась глобальная информатизация всех государственных отраслей - департаменты, поликлиники, суды, школы и пр. Что-то внедрялось раньше, что-то позже, однако результат один - внедрение информационных технологий (ИТ) в каждую отрасль продолжается по сей день. Законодательство (законотворчество) так же не стоит на месте: нормы, обязательства, ограничения - всё прописывают законодательно, и если раньше мы использовали «вражеские» нормы ISO, то теперь обязаны изучать ГОСТ; если раньше в профессиональной деятельности мы могли и использовали «пиратский софт», то теперь - извольте предъявить лицензию.

С каждым днем информационные технологии все глубже и глубже проникают во все сферы жизни, как никогда становится актуальными знания в области ИТ. 1 июля 2015 года была внесена небольшая поправка в одну статью ТК РФ [4] и, как следствие, множество работодателей оказались абсолютно не готовы к этим переменам, более того: даже рынок не смог удовлетворить их потребности, всему виной - период отчетности по нормам рабочего времени. Если до поправок период отчетности был фиксированным (месяц, квартал, год), то с появлением динамического понятия «три месяца» перед работодателями встал серьезный вопрос: как свести отчетные данные и фактические графики работы, как планировать графики работы так, чтобы при первой же проверке не нарваться на штраф. Естественно, речь идет не об обычной пятидневной рабочей неделе, а о сменной работе на вредном и/или опасном производстве. Как правило, штат в организациях с такими рабочими местами не мал, и отделаться обычными подсчетами в таблицах не представляется возможным - объем работы увеличивается в разы с учетом планирования графиков работ. Организации, имевшие в своем штате программистов и соответствующее ПО - включились в разработку самостоятельно; лишенные такой возможности - начали обращаться к разработчикам; разработчики, не упустившие из виду это изменение, начали дорабатывать свои системы или разрабатывать новые решения.

Приведенный пример - далеко не первое и не последнее изменение нормативных актов, подталкивающее общество к внедрению ИТ. Разработанные методы не новы, однако все еще в большинстве своем не используются должным образом. Речь не идет о прогрессивных направлениях, структурах или отраслях, которые по сути своей не могут обходиться без ИТ, например авиастроение или исследовательские лаборатории, в центре внимания социум - образование, пассажирские перевозки, коммунальные услуги и прочее. Каких-то 15 лет назад скупой предприниматель все-таки раскошеливался на ПК и 1С, а бухгалтера с опаской смотрели на эти «адские машины», особо упертые из них и вовсе игнорировали веяние прогресса, продолжая перебирать бумаги и вручную вести журналы. История повторяется, только вместо уже обыденного ПК перед нами нечто иное, нематериальное - ИТ. И пока мастодонты продолжают свое шествие, невзирая ни на что, более проворные представители социума останавливаются, чтобы отдышаться, оглядеться и найти более удобный путь. Отраднее всего то, что теперь и в сфере ИТ, спрос начинает порождать предложение, более того - даже неповоротливым консерваторам придется и приходится идти в ногу со временем, пересматривая свои взгляды, внедряя новые технологии.

Информационные технологии уже прочно закрепились в нашей жизни - не выходя из дома мы можем оплатить услуги, с мобильного телефона завести автомобиль, выбрать и приобрести товары не посещая магазин, однако при кажущемся разнообразии для инженера ИТ остается еще огромное пространство для освоения, и чем больше внедряется решений, тем очевиднее становится факт о необходимости дальнейшей модернизации всех и каждой сфер деятельности, тем острее становится вопрос о взаимодействии внедряемых решений, их открытости и гибкости в части обмена информацией. Отчетность, документация, взаимодействие кадров - все это можно реализовывать на программном уровне, в модели любого проекта. Даже если отрешиться от web-проектов, а рассматривать лишь прикладное ПО, то и здесь есть место для маневра: динамические модули позволят разработчику внедрять новые решения в свой продукт без потери качества, а грамотно описанный api позволит сторонним разработчикам взаимодействовать с Вашим продуктом, да и web-технологиями в своих проектах никто пользоваться не запрещал: get, post, get, post... Обмен документами на программном уровне уже существует и даже закреплен законодательно [5] - всегда есть к чему стремиться.

 

Литература:

1.                     Замятин, Е.И. Мы. -М.:Профиздат, 2011.

2.                     Сборник материалов Нюрнбергского процесса. М., 1954. Т. П. С. 865, 872, 873, 910.[эл] http://www.pseudology.org/Pobeda/Nurenberg1.pdf;

3.                     О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»: Постановление правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65. [эл] http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/3024/

4.                     О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 152-ФЗ. [эл] http://www.kremlin.ru/acts/bank/39757;

5.                     Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия: Постановление правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1494. [эл] http://government.ru/media/files/nMmMtsiIcAE.pdf.

Просмотров работы: 617