ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБЗОР И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИИ

Чернякова М.В. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

На современном этапе развития мирового сообщества, который характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному развитию, интеллектуальному капиталу отводится роль непосредственной производственной силы. Процесс глобализации в целом и непосредственно формирование единого информационного пространства способствуют тому, что современные достижения науки, техники и технологии достаточно быстро становятся достоянием всех, занятых в производстве данного товара или услуг, и в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто быстрее и эффективнее внедрит эти достижения в производство. В связи с этим основным направлением развития экономики России является повышения конкурентоспособности ее предприятий а именно, последовательное претворение в жизнь стратегии инновационного развития.

Одним из путей формирования интеллектуального капитала предприятия является использование лизинга. Лизинг - это вид инвестиционной деятельности, при котором лизингодатель (лизинговая компания) приобретает у поставщика оборудование (предмет лизинга) и затем сдает его в аренду за определенную плату, на определенный срок и на определённых условиях лизингополучателю с последующим переходом права собственности к лизингополучателю.

Лизинг представляет собой наиболее прогрессивный метод финансирования производства, который способен дать современным организациям доступ к передовой технике. В современных экономических условиях лизинг мог бы стать эффективной поддержкой для бизнеса, который планирует развиваться. Но пока наблюдается снижение спроса на лизинговые услуги среди компаний. Предприятия даже в тех отраслях, которые должны проводить активную политику импортозамещения, не становятся драйверами роста.

Спрос на лизинговые услуги объективно дублирует процессы в целом по экономике, а это означает снижение.

В 2014 году среди десяти крупнейших лизинговых рынков Европы только российский лизинговый рынок продемонстрировал отрицательные темпы изменения объема нового бизнеса, заняв 5-е место по объему нового бизнеса среди стран Европы.

Если рассматривать первое полугодие 2015 года, то объем нового бизнеса упал на 25 %, вследствие сокращения числа лизинговых сделок.  Сумма новых договоров лизинга продемонстрировала аналогичное сокращение на 23%. Более сильного сжатия рынок избежал из-за ряда крупных авиасделок, доля которых в новом бизнесе выросла до 17% (с 5,5 млн. рублей за 1 полугодие 2014 года до 6,5 млн. рублей за 1 полугодие 2015 года). Это связано с удорожанием фондирования и роста суммы сделок по авиализингу. Во 2 полугодии 2015 года лизинг авиасудов поддержит рынок, однако не компенсирует полностью его сокращение. В итоге падение нового бизнеса в 2015 году составит около 25% по базовому (негативному) сценарию и не менее 15% - по позитивному.

Лизинговый портфель на 01.10.15 практически не изменился и составил около 2,95 трлн. руб.

Первые три позиции в рэнкинге, проводимые РА «ЭКСПЕРТ РА» по объему нового бизнеса (стоимости имущества) заняли госкомпании  - ВТБ Лизинг, «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг» (таблица 1).

При этом положительные темпы прироста нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировали «Сбербанк Лизинг» и ГТЛК. Если у первой компании высокие положительные темпы прироста связаны с эффектом низкой базы (на 1 полугодие в 2014 году пришлось менее 25% нового бизнеса лизингодателя), то у второй - за счет реализации крупной сделки по поставке магистральных воздушных судов авиакомпании «Аэрофлот» (на авиационный транспорт пришлось около 97% нового бизнеса лизингодателя за январь - июнь 2015 года).

 В совокупности доля тройки лидеров, как и годом ранее, составила около 40% всего объема нового бизнеса.

Особенностью структуры источников финансирования деятельности для лизинговых компаний в 2015 году стало сокращение доли банковских кредитов. Так, в структуре источников фондирования сделок компаний с госучастием кредиты снизились с 68% до 61%, а у лизингодателей, контролируемых отечественными банками, - с 77% до 72%. Однако, госкомпании стали активно привлекать средства за счет векселей. Компании прочих российских собственников сократили долю кредитов еще сильнее, с 57% до 42%, и стали активнее использовать собственные средства. Стоит отметить, что долю собственных средств в структуре финансирования сделок также нарастили (с 24% до 55%) компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования. Наименьшая доля капитала в финансировании деятельности характерна для лизинговых компаний с госучастием и банков.

Если рассматривать отрицательный сценарий развития лизингового рынка, то его ключевые ограничения, как в сфере нормативной базы, так и в сфере расширения предложения услуг со стороны лизингодателей сохранятся, хотя макроэкономические условия, как в России, так и в мире в целом останутся благоприятными. Это приведет к невозможности удовлетворения потребностей российских экономических агентов в адекватном лизинговом финансировании силами российских лизинговых компаний.

Главной причиной реализации инерционного сценария является медленная реализация мер, которые необходимы для развития лизингового рынка. При этом на рынке будут существовать короткие циклы экономической активности (длительностью 2-3 года) и низкие темпы прироста объемов деятельности (10-20%).

 Кризисный сценарий реализуется при условии того, что произойдет ухудшение конъюнктурных факторов и не реализуются меры по улучшению нормативного и фискального регулирования лизинговой деятельности.

Реализация позитивного сценария развития лизингового рынка России возможна при незначительном падении реального ВВП (не более 1%). Укрепление рубля до 55 рублей за доллар, снижение инфляции до 10% и, как следствие, понижение ключевой ставки Банком России.

Исключение лизинговые компании готовы будут сделать для клиентов-экспортеров, имеющих валютную выручку. При этом объемы и сроки по новым сделкам с импортным оборудованием будут сокращаться. В то же время из-за девальвации рубля будет дальше возрастать рыночная стоимость импортного имущества. «Рост стоимости уже поставленных предметов лизинга в рублях, особенно импортной техники, приведет к тому, что вырастет рыночная стоимость переданных предметов лизинга и, как следствие, улучшится обеспечение», - подчеркивает Кирилл Царев (и.о. генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг», президент ОЛА). В связи с этим вторичный рынок иностранного оборудования в ближайшие годы будет востребован, так как из-за удорожания нового оборудования клиенты будут вынуждены приобретать более дешевое б/у имущество. Препятствием для лизинга импортной б/у техники может стать удорожание комплектующих, цены, на которые также выросли.

Помимо мероприятий по снижению валютных рисков, лизингодатели вынуждены пересматривать продуктовые линейки: повышены требования к клиентам и допобеспечению, сокращается число видов оборудования по экспресс-продуктам, происходит переориентация на отечественных производителей, пересмотр региональных программ. Сегодня нередко дилеры вынуждены пересматривать условия своих спецпрограмм, что также приводит к уменьшению количества совместных лизинговых продуктов.

Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Однако успешной реализации госпрограмм развития отечественного производства в 2015 году не произошло, но необходимо придать большее значение решению этой проблемы, поскольку она может быть точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие два-три года.

Таким образом, прогнозы сокращения объема нового бизнеса будут ожидаться и при позитивном, и при негативном сценарии. Однако необходимо пытаться найти возможности и перспективы для развития лизингового рынка, пусть то в политике импортозамещения или в акценте внимания на отечественных производителей.

Список использованной литературы:

1.                Чараева М.В., Карпова Е.Н. Модернизация российских предприятий: финансовые условия реализации // Сибирская финансовая школа. - 2015. - №1. - 0,9 п.л., в т.ч. авт. 0,45 п.л.

2.                Чараева М.В., Палеев А.В. Управление финансово-экономическим потенциалом организации // Финансовые исследования. - 2014. - №3. - 0,9 п.л., в т.ч. авт. 0,45 п.л.

3.                http://www.raexpert.ru/strategy/conception/part5/scenario/  - Сценарии развития рынка лизинга до 2020 года. - РА «ЭКСПЕРТ РА»,2014.

4.                 http://www.raexpert.ru/researches/leasing/leasing_9m2015pre/ - RAEX (Эксперт РА): за 9 месяцев 2015 года рынок лизинга сократился на четверть. - РА «ЭКСПЕРТ РА»,2015.

Просмотров работы: 3301