ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Наумова К.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что современная ситуация в сфере образования требует пересмотра традиционного представления о позициях педагога и воспитанника в учебном процессе, стиля взаимодействия и особенностей общения между учителем и учеником, подчеркивает мысль о том, что умелое использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов способно улучшить взаимоотношения учителя и ученика.

Цель исследования: исследовать влияние личностных особенностей школьников на взаимоотношения с учителем.

Объект исследования - взаимоотношения в диаде «учитель - ученик».

Предмет исследования - проявления личностных особенностей школьников во взаимоотношении с учителем.

В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи:

1.                Изучить проблему педагогического общения учителя с обучающимися подросткового возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2.                Выявить оптимальные условия взаимоотношений учителей и школьников-подростков.

3.                Подобрать методики и провести диагностику личностных особенностей подростков.

4.                Составить рекомендации по оптимизации взаимоотношений учителя и школьников-подростков.

Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование), интерпретационные.

Анализ психолого-педагогической литературы (работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, А.Е. Личко, А.Б. Орлова и др.) показал, что общение ученика и учителя на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.

Отношения с учителем занимают очень важное место в жизни детей. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель - тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Главным в общении учителя и ученика должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Важнейшим моментом в обучении является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает совместно с учителем, другими учащимися, обращаются друг к другу за помощью, именно из этого и появляются важнейшие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу.

Следует отметить, что во взаимоотношениях учитель-ученик важное место занимают ожидания учащегося, которые частично проявляются в конкретных требованиях к поведению учителя.

Исследование влияния личностных особенностей школьников на взаимоотношения с учителем проводилось на базе МОУ Новоталицкой СОШ Ивановской области в течение месяца. В проведенном исследовании принимали участие ученики 8 «А» класса в возрасте от 13 до 14 лет в количестве 28 человек и учителя: учитель математики, стаж работы 35 лет; учитель русского языка, стаж работы 30 лет; учитель истории, стаж работы 17 лет; учитель географии, стаж работы 39 лет; учитель физики, стаж работы 25 лет; учитель химии, стаж работы 20 лет; учитель физкультуры, стаж работы 32 года; учитель английского языка, стаж работы 33 года; учитель биологии, стаж работы 31 год; учитель ОБЖ, стаж работы 30 лет.

Общее количество исследуемых составляет 38 человек.

Для исследования мы использовали 4 методики:

1.                Анкета «Учитель - ученик»

Цель - выявить отношение учеников к учителю по трем параметрам: гностическому, эмоциональному и поведенческому.

По результатам исследования мы выявили, что на первое место ученики поставили эмоциональный компонент, который определяет степень симпатии ученика к учителю, на втором месте - гностический компонент, который выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, на последнем месте оказался поведенческий компонент, который показывает, как складывается реальное взаимодействие ученика с учителем.

2.                Методика оценки работы учителя, разработанная Дж.Хазардом.

Цель методики - установить индивидуальный уровень проявления учителем на уроке педагогических способностей (компетентности).

По результатам нашего исследования мы выяснили, что отмеченные семь компетентностей (1) получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении; 2) демонстрация учителем знания учебного предмета, письменного и устного объяснения материала; 3) организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и ТСО в целях обучения; 4) общение, взаимодействие учителя с учениками; 5) демонстрация учителем соответствующих методов обучения; 6) поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке; 7) поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников) дают представления о стиле его общения с классом. В нашем случае это авторитарный учитель, который демонстрирует знание предмета и методов обучения, четкую организацию урока, много времени уделяет поддержанию дисциплины. При этом он мало интересуется продвижением конкретного ученика в изучаемом материале и его проблемами, а также не способен  к созданию творческой атмосферы на уроке, это следует из того, что показатели по первым и пятым педагогическим компетентностям ниже, чем остальные.

3.                Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю.Кулагиной

Цель методики - определить, какой стиль педагогического общения способствует гармоничному взаимодействию с подростками.

Анализируя результаты диагностики, мы использовали обобщенные данные девяти учителей, потому у всех них сумма баллов составила меньше 28, это означает, что стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции. И только у одного учителя (учителя истории) стиль общения квалифицируется как демократический, который ориентирован на результат обучения, сочетающийся с ориентацией личностного развития ребенка.

По нашему мнению, именно демократический стиль педагогического общения и будет способствовать гармоничным взаимоотношениям учителя с подростком, потому что учитель контактирует с учащимися, проявляет уважение и доверие к ним, не подавляет строгостью и наказанием.

4.                Методика В.Ф. Ряховского «Оценка общительности учителя».

Цель методики - оценить общий уровень общительности учителя с учащимися.

По результатам нашего исследования мы выяснили, что учителя общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно. Их не пугают новые проблемы. В спорах и диспутах участвуют неохотно. 

5. Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Цель методики - определить, какие ситуации или объекты могут вызвать тревогу у подростков.

По результатам нашего исследования мы выяснили, что общий уровень тревожности в классе в целом в норме. Больше тревожность проявляется в ситуациях, актуализирующих представления о себе и ситуации общения. Высокие результаты тревожности встречаются в вопросах по самооценочной тревожности у двух учащихся.

Обобщая полученные результаты, стоит сказать о том, что влияние учителя на взаимоотношения с учащимися оказывают компетентность и стиль общения учителя.

Формированию эффективных взаимоотношений ученика и учителя в системе образования способствует демократический стиль общения. В исследовании мы определили, что учителя придерживаются авторитарного стиля общения, т.е. ученик не понимает истинных намерений преподавателя, потребности и особенности личности не учитываются, поэтому такому коллективу присуще непонимание, недоверие.

В заключение проведенной исследовательской работы хочется отметить, что управление общением заключается в том, что педагог создает условия взаимопонимания в совместном диалоге с учеником, к которым относятся: взаимопомощь, уважение, умение поддерживать контакт, управлять своим поведение, рефлексировать. Это помогает школьникам-подросткам сознательно корректировать при общении свою деятельность в разговоре с другими, выбирать необходимые средства, для того чтобы обеспечить результативность коммуникаций. При этом взаимоотношения учителя и ученика должны строиться на принципе терпимости и уважительного отношения друг к другу.

В процессе совместной учебной деятельности учитель должен выстроить план так, чтобы осуществлялось внимание к личности ребенка. Именно в личностном ориентированном образовании учитель становится внимательным и заинтересованным собеседником для учащегося.

Важным элементом обучения является личный пример учителя. Для поддержания интереса школьников-подростков к уроку учитель должен формировать нужную атмосферу урока, вызывать нужные реакции, мотивирующих к решению различных задач.

Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что она способствует выявлению влияний личностных особенностей школьников на взаимоотношения с учителем, оптимизации взаимоотношений учителя и школьников-подростков.

Исходя из результатов практического исследования, мы хотим предложить следующие рекомендации по оптимизации взаимоотношений учителя и подростка-школьника:

1.       Развивать способность адекватно воспринимать подростков в ситуации педагогического общения.

2.       Сформировать достаточный уровень развития психологической культуры.

3.       Быть высококомпетентным профессионалом в своей предметной деятельности.

4.       Проявлять гуманистическое отношение и эмпатию к каждому подростку.

5.       Использовать приемы поощрения учащихся.

6.       Не создавать ситуаций на уроке, которые могут вызвать тревогу у учащихся.

Умение учителя проводить своевременную коррекцию взаимоотношений с учениками является необходимым условием успешной профессиональной деятельности в образовательной системе.

 

Просмотров работы: 1436