РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Абрамовских Н.В. 1, Пермикина О.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования предопределяется тем, что вопросы развития творческих способностей являются необходимым условием в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческих потенциал. В соответствии с этим необходим выбор и разработка адекватных средств развития творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают новой образовательной парадигме. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи для учителя, которые он должен ставить перед собой на каждый урок:

1)      сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2)      сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3)      овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4)      овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) [19].

Изучением проблемы развития творческих способностей занимались такие педагоги и психологи, как: В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.И. Андреев, Дж. Гилфорд, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий,  Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, Л.С. Выготский, А.М. Матюшин, Г.И. Щукина, Ф.Я. Байков, Л.Л. Литвиненко, В.В. Мерцалова, И.Ф. Харламова, Я.И. Пономарев, Т.И. Шамова, Д.Н. Дружинин и другие.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский), акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся организация их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий [8].

Обучение в начальных классах показало, что творческое отношение к окружающей действительности формируется в разных условиях, под влиянием различных обстоятельств. Принципиально важную роль при этом играет процесс обучения в рамках предметов художественно-эстетического и гуманитарного цикла, доказывающий, что существует прямая связь между приобщением человека к искусству и его всесторонним развитием, между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения ею любой учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Сензитивным периодом развития творческих качеств личности, приобретения опыта осуществления художественно-творческой деятельности является младший школьный возраст, а занятия искусством - самая благоприятная для этого среда [5].

Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходимо специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческих способностей учащихся [4].

Под творческими способностями понимают комплексные возможности. Опираясь на мнение ученых Л.И.Айдарова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой можно выделить следующие составляющие творческих способностей:

-- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой [4].

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия. Творчество - это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта [4].

Опираясь на мнение психолога Х.Литтон творчество - очень сложное явление, поэтому с целью его изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми».

Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности [4].

Народное искусство - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство живет веками, навыки и технологии работы переходят из поколения в поколения, сохраняется веками [16].

Декоративно-прикладное искусство это одна из ветвей народного искусства. Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.) [16].

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системы в целом обосновали ведущие отечественные ученые А.Б.Бакушинский, И.Я.Багуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и другие. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

На основе анализа теоретических исследований по проблеме развития творческих способностей детей младшего школьного возраста нами была поставлена цель практической опытно-исследовательской работы - составить и апробировать комплекс методов и приемов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе декоративного рисования на примере декоративно-прикладного искусства народов севера.

На основе работ ученых Дж.Гилфорда, Э.П. Торренса, В.И. Андреева и др. нами были подобраны компоненты и показатели развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также определены методы диагностики уровня развития творческих способностей, которые представлена в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели сформированности творческих способностей

Критерии сформированности творческих способностей

Показатели уровней развития критерий

Методики

Гибкость мышления

способность высказывать широкое многообразие идей;

Методика «Наборщик»

М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук

Оригинальность идей

 

 

 

способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми)

Методика «Геометрический человек» Н.В. Шайдурова

Законченность «продукта»

 

способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид;

Адаптированная методика «Незаконченные фигуры» П.Э.Торренс

 

Характеристика уровней сформированности творческих способностей младших школьников

1.Высокий уровень. Характеризуется тем, что ребенок предлагает несколько (более 3-ех) разнообразных идей, которые носят нестандартный характер. Способен совершенствовать свой «продукт», придает ему завершенный вид.

2.Средний уровень. Характеризуется тем, что ребенок высказывает 2-3 идеи, но они носят репродуктивный характер. Проявляет стремление к самовыражению, оригинальности. Частично способен совершенствовать свой «продукт».

3.Низкий уровень. Характеризуется тем, что ребенок высказывает однообразные идеи в малом количестве. Отсутствует проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. Не способен совершенствовать свой «продукт», не придает ему законченный вид.

В связи с этим мы разработали комплекс занятий, направленный на знакомство детей с декоративно-прикладным искусством народов севера и на этой основе развитие у них творческих способностей в процессе декоративного рисования.

Реализация системы занятий включала три этапа.

1 этап включал в себя серию занятий в количестве трех уроков. Основной целью этих занятий стало раскрытие истоков возникновения и развития декоративно-прикладного искусства народов севера. Содержание занятий было направлено на знакомство детей с историей развития искусства народов ханты и манси. При этом мы использовали следующие методические приемы: объяснение основных закономерностей изображения орнамента - понятие ритма, симметрии, цветовых сочетании, практический показ порядка работы над орнаментом. Например, роспись надо начинать с каймы или центра. Это позволило нам создать образовательную основу для развития интереса учащихся к истории и культуре родного края и проживающих в нем народов, познакомить с традиционными орнаментами народов севера и источниками их возникновения. При этом можно отметить повышенный интерес детей к изучению регионального аспекта. Нам удалось мотивировать детей к изучению орнаментов декоративно-прикладного искусства народов севера и их использованию в процессе декоративного рисования, что создавало основу для развития творческих способностей обучающихся.

2 этап включал в себя серию занятий в количестве трех уроков. Основной целью этих занятий стал показ учащимся конкретных методов и приемов декоративно-прикладного искусства народов севера и формирование на этой основе творческих умений у учащихся использования нетрадиционных техник в рамках декоративного рисования. Содержание занятий было направлено на показ конкретных приемов и методов декоративно-прикладного искусства народов севера. При этом мы использовали следующие методические приемы рассматривание иллюстраций, отражающих рассматриваемые образцы, наблюдение явлений, передающих общее содержание иллюстраций, выполнение отдельных творческих работ с помощью техник, характерных для декоративно-прикладного искусства народов севера. Например, рисование орнамента «Заячьи уши» в технике гравюра, рисование орнамента «Оленьи рога» и «След соболя» в нетрадиционной технике. Нам удалось мотивировать детей к изучению орнаментов на одежде Хант, использованию элементов данных орнаментов в своих рисунках и коллективных творческих работах.

3 этап включал в себя серию занятий в количестве трех уроков. Основной целью этих занятий стало подбор и реализация учебно-творческих и развивающих заданий направленных на развитие основных компонентов творческих способностей в процессе декоративного рисования. При этом мы использовали следующие методические приемы: составление разно уровневых упражнений с целью закрепления сформированных умений и их переноса на более сложные уровни предлагаемых творческих заданий. Например вначале детям предлагалось изготовление закладки для книг, с рисованием орнамента «Заячьи уши» в технике гравюра, на следующем занятии детям предлагается уже более трудное задание, в котором учащиеся рисуют на деревянной доске, с использованием ранее изученные орнаменты, так же вносят новые идеи в свой «продукт», на завершающем занятии учащимся предлагает рисование хантыйской одежды, в котором используют изученные и закрепленные орнаменты, вносят свои оригинальные идеи и особое внимание уделялось необходимость доведения до высокого уровня готовности результатов творческой деятельности. Нам удалось мотивировать детей к выполнению разно уровневых заданий, для развития творческих способностей.

Система занятий по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста представлена в таблице.

Таблица 2

Система занятий

Тема занятий

Цель занятия

Задачи занятия

Методы и приемы

Описание занятий

«Декоративно-прикладное искусство народов севера»

Сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве народов севера

Формировать положительную мотивацию к изучению декоративного рисования;

Формировать интерес и  уважение к другим народам;

Сформировать у детей представление о декоративном рисовании и народов севера;

Метод «открытие» нового;

Наблюдение;

 

В рамках данного занятия у детей было сформировано представление, что такое ДПИ, о коренных жителях ХМАО. На занятии рассказывалось, чем занимаются коренные жители севера, показывалось как они выглядят. В ходе данного занятия у учащихся развивается гибкость мышления, воображения

«Знакомство с орнаментами народов севера»

Сформировать представление, что такое орнамент.

Познакомить с видами орнаментов народов севера;

Формировать положительную мотивацию к изучению орнаментов;

Формировать интерес и  уважение к другим народам

 

Метод «открытие» нового

В рамках данного занятия у детей было сформированно представление об орнаментах и их видах. Во время занятия рассказывалось про каждый орнамент, и историю создания данного орнамента. К концу занятия учащимся было предложено начать рисовать орнамент «Кедровая шишка». В ходе данного занятия у учащихся развивается гибкость мышления, воображение

«Орнамент Кедровая Шишка»

Закрепить полученные знания об орнаментах и их видах, научить рисовать орнамент.

Научить технике рисования орнамента;

Обобщить и систематизировать представления об орнаментах.

Метод обследования

Эвристический метод

В рамках занятия учащиеся дорисовывают орнамент. С помощью нетрадиционной техники, которая называется рисование с помощью тычка. В ходе данного занятия у учащихся развивается гибкость мышления, воображение

Рисование орнамента «Заячьи уши » в технике гравюра

Сформировать представление о технике гравюра. Научить рисовать орнамент «Заячьи уши»

Познакомить с видом орнамента «Заячьи уши»;

Формировать положительную мотивацию к изучению орнаментов;

Формировать интерес и  уважение к другим народам

 

Метод «Открытие» нового;

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

В рамках данного урока учащиеся знакомились с новой техникой работы. Учились рисовать орнамент «Заячьи уши». В ходе данного занятия у учащихся развивается способность выдвижения оригинальных идей

Рисование орнамента «Оленьи рога» в нетрадиционной технике.

Научить рисовать орнамент «Оленьи рога» в нетрадиционной технике

Познакомить с видами орнаментов народов севера;

Формировать положительную мотивацию к изучению орнаментов;

Формировать интерес и  уважение к другим народам

 

Метод «Открытие» нового;

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

В рамка данного занятия учащиеся рисуют орнамент «Оленьи рога» в нетрадиционной технике с помощью фалангов пальцев. В ходе данного занятия у учащихся развивается способность выдвижения оригинальных идей

Рисование орнамента «След соболя»

Научить рисовать орнамент «След соболя»

Познакомить с видами орнаментов народов севера;

Формировать положительную мотивацию к изучению орнаментов;

Формировать интерес и  уважение к другим народам

Метод «Открытие» нового;

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

 В рамках данного занятия учащиеся рисуют орнамент «След соболя», в нетрадиционной технике. В ходе данного занятия у учащихся развивается способность выдвижения оригинальных идей

Украшение деревянной доски с помощью изученного орнамента.

Научить рисовать орнаменты на деревянной доске.

Сформировать представление правильного расположения орнамента на доске;

Обобщить и систематизировать представления об орнаментах.

Метод «Открытие» нового;

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

В рамках данного занятия учащиеся выполняют задания прорисовка орнаментов на деревянной доске. Учащиеся выбирают сами любой изученный орнамент.

 В ходе данного занятия у учащихся развивается умение воплощать свой замысел в творческой деятельности, доводить его до «законченного» продукта

Изготовление закладки для книги

Научить рисовать изученные орнаменты в полосе.

Обобщить и систематизировать представления об орнаментах

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

В рамках данного урока учащиеся на выбор рисовали орнаменты на заготовленной заранее закладке. В ходе данного занятия у учащихся развивается умение воплощать свой замысел в творческой деятельности, доводить его до «законченного» продукта

«Украшение хантыйским орнаментом одежды»

познакомить учащихся с народом Ханты и Манси, сформировать представление об одежде народов севера, научится рисовать орнаменты на одежде Хант и Манси

Научить технике рисования орнамента;

Обобщить и систематизировать представления об орнаментах.

Проблемно- мотивационный;

Дискуссия

Метод обследования

Практический метод

На данном занятие учащиеся, рисовали: девочки рисовали женскую одежду (платье) с орнаментами Хант, мальчики рисовали мужскую одежду (рубашку) с орнаментами Хант. В ходе данного занятия у учащихся развивается умение воплощать свой замысел в творческой деятельности, доводить его до «законченного» продукта

Содержание комплекса разработанных занятий было направлено на развитие всех выделенных нами компонентов творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделялось необходимости быть внимательными при воплощении замысла работы, аккуратности, проявлению оригинальности и законченность своего «продукта» деятельности. Для создания ситуации успеха учащихся на завершающем этапе реализации комплекса занятий была реализована в рекреации школы выставка работ. На выставку дети пригласили своих родителей, учащиеся рассказывали, как они выполняли свои работы, что им запомнилось при выполнение своего «продукта» деятельности.

Список литературы

1.    Андреев, В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608с.

2.    Акатова, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития общих (умственных) и творческих способностей младших школьников [Текст]: (экспериментальная работа прогимназии) / М. В. Акатова // Завуч начальной школы. - 2011. - N 1 - С. 43-46.

3.    Банников, В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе. [Текст] / - О.И. Петрук, В.Н. Банников // Ханты-Мансийск - Полиграфист,2005 г. - 61 c.

4.    Беляева, О.М.  Образы природы как средство диагностики художественно-творческих способностей школьников / О.М. Беляева, И.Л. Голованова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 9. - С. 28-31.

5.    Блинова, Н.Г. Развиваем творческие способности учащихся [Текст] / Н.Г. Блинова // Русский язык - Первое сентября. - 2012. - № 2 - С. 36-39.

6.    Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская - М. : Теревинф, 2014. - 49 c.

7.    Волосатова, И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей младших школьников [Текст] / Начальная школа плюс до и после, 2007. - С. 62-65.

8.    Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов. [Текст] / - М.С. Гафитулин, Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 2006. - С. 2-18

9.    Гин, А.А. Развитие творческих способностей учеников / А. А. Гин // Исследовательская работа школьников. - 2014. - № 3 - С. 21-33.

10.  Грибовская, А.А  Народное искусство и детское творчество. [Текст] / А.А. Грибовска. -  М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

11.  Дейнека, А.А. Из моей рабочей практики: По материалам неопубликованного семейного архива художника [Текст] / А.А. Дейнека Дис. канд. искусствоведения. - М. Изд. Академия искусств, 2005. - 147 c.

12.  Ерныхова, Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. [Текст] / - Е.А. Ерныхова, -  М-во образования РФ ; Ханты-Мансийский автоном. округ ; Дом народного творчества. - Ханты-Мансийск , 2003. - 137с.

13.  Егиазарян, А. Декоративно-прикладное искусство в школе / А. Егиазарян // Учитель. - 2007. - № 3. - С. 87-88.

14.  Курочкина, М. Методы развития творческих способностей младших школьников [Текст] / Воспитание школьников :теоретический и научно-методический журнал №4 ,2009, - С.48-50.

15.  Кудрявцев, В. Т. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров [Текст] / В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова ; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера ХМАО, НИИ угроведения, Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. - М. : ИКАР, 2003. - 207 с.

16.  Соколова, З. П.  Ханты и манси - Khanty and Mansi: взгляд из XXI в.: монография / З. П. Соколова ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва: Наука, 2009. - 755 с.

17.  Соколова, Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е. О. Соколова - Преподаватель XXI век.  2013. - № 4, ч. 1 - С. 194-203.

18.  Фундаментальное ядро содержания общего образования : [программа] / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 58с.

19.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. /- М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 31, [2] с. - (Стандарты второго поколения).

 

Просмотров работы: 8170