Промышленные и гражданские здания в процессе эксплуатации подвергаются действию нагрузок и агрессивному воздействию окружающей среды, эти факторы оказывают негативное влияние на ограждающие и несущие конструкции. Для того, чтобы конструкции могли выполнять свою функцию и жизни людей не подвергались опасности, требуется своевременное восстановление и усиление строительных конструкций, которые можно произвести следующими способами: традиционным и современным.
К традиционным методам усиления конструкций относятся:
- применение железобетонных обойм ;
- усиление стальными уголками ;
- установка дополнительных несущих элементов (например, распорок при усилении колонн)[1].
К современным методам усиления конструкций относятся новые композитные материалы (углеродное волокно), инъектирование и усиление преднапряженными канатами.
В этой статье предлагается применение передового современного метода усиления железобетонных конструкций - усиление углеродным волокном.
Принцип усиления углеродным волокном или углеволокном, можно по-другому назвать внешним армированием конструкций. Материал усиления накладывается на внешнюю поверхность конструкции и закрепляется при помощи специального монтажного клея на основе эпоксидной смолы. Данная система, как экзоскелет, эффективно реагирует на возрастание деформаций конструкции. Данный вид усиления стал возможным благодаря появлению искусственного, сверхпрочного, высокомодульного и линейно-упругого материала - углеродного волокна. Применение углеволокна позволяет закрыть трещины и прочие дефекты, образовавшиеся на поверхности материала, из-за вредного воздействия окружающей среды, и восстановить требуемую, проектную прочность конструкции.
Надежность данного метода доказана экспериментально. Прочность материала имеет значения от 35 · 103 МПа. Модуль упругости - до 640 · 103 МПа, т. е. практически в 3 раза больше, чем у стали[2]. Помимо всего перечисленного, для склейки используются специальные монтажные эпоксидные клеи, обладающие технологическим совершенством, т. к. их можно наносить на железобетонную конструкцию, имеющую естественную влажность.
Усиливать сжатые (в том числе и внецентренно-сжатые) железобетонные элементы типа колонн, пилонов, простенков с помощью внешнего армирования можно двумя способами. Для усиления «коротких» элементов ( Н/b < 10: где: Н - высота конструкции, м; b - наибольший размер поперечного сечения элемента, м) применяют бандажи из углеволокна, которые создают «эффект обоймы». Второй способ - установка холста из углеволокна вдоль сжатого элемента, который служит дополнительной рабочей арматурой. Усиление гибких колонн производится как продольными, так и поперечными элементами внешнего армирования. Продольные элементы устанавливаются с таким расчетом, чтобы не изменилось расположение физической оси сечения.
Как и у любой другой технологии усиления, у рассматриваемого варианта имеются и недостатки. Во-первых, это высокая стоимость материала - углеволокна. Кроме высокой стоимости, это и необходимость дополнительной защиты от огня. Дело в том, что температура стеклования эпоксидного клея составляет всего лишь 60°- 650 С, даже в случае самых лучших эпоксидов. Поэтому необходимо очень тщательно готовить бетонную поверхность для обеспечения надежной адгезии.
Рисунок. Примеры применения углеволокна для усиления железобетонных конструкций: а - усиление колонны, б - усиление балки (1- тело конструкции, 2 - материал усиления - углеволокно)
Методика внешнего армирования углеволокном наиболее оправдана в случаях, когда:
- необходима быстрота производства работ и имеется небольшой объем усиляемых конструкций;
- необходимо сохранить внешний облик конструкции;
- не представляется возможным прерывать деятельность предприятия, либо это прерывание слишком дорого обходится, это касается, прежде всего, промышленных предприятий, заводов, мостов, гидротехнических сооружений, памятников архитектуры и т.д.
Список литературы:
1. Чернявский В.Л., Хаютин Ю.Г., Клевцов В.А. Руководство по усилению железобетонных конструкций композитными материалами - Москва: ООО «Интераква», 2007.
2. Шилин А.А. Усиление железобетонных конструкций композиционными материалами - Москва: ОАО «Издательство «Стройиздат», 2004.