О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

О ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Христофорова С.А. 1, Михайлова А.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет, им. М.К. Аммосова, Финансово-Экономический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматриваются роль и возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.  Систематическое и целенаправленное использование ИКТ в процессе обучения выступает как эффективное средство повышения качества образовательного процесса.

Ключевые слова: технические средства обучения, информационно-коммуникативные технологии, мультимедийные средства.

Актуальность нашей работы состоит в том, что использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.

Объект исследования: ИКТ в образовательном учреждении, процесс использования ИКТ при изучении экономических дисциплин.
Предметом исследования является методика использования ИКТ при изучении экономических дисциплин.

Цель исследования: изучить особенности изучения экономических дисциплин с использованием ИКТ.

Для достижения цели мы использовали следующие задачи:

1.      Рассмотреть понятие и сущность ИКТ;

2.      Определить методические основы использования ИКТ;

В нашей работе использованы литература Полат Е.С., Сластенин В.А., Подымова B.C.и др.

Структура данной работы такова: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы;

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.  В основном она проявляется в следующем:

- в конкретных навыках по использованию различных технических устройств;

- в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

- в умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

- в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать;

- в знании аналитических методов обработки информации;

- в умении работать с различными видами информации.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Все учебные заведения: школы, средние учебные заведения, высшие учебные заведения должны формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

- изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;

- ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;

- широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь, обеспечивающему постоянную адаптацию к условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада учебных заведений, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно.

В течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения. Расширяется круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет.

Так, становятся актуальными не только в политике, но и в
экономическом, социальном смысле слова французского дипломата Э.Талейрана: «Кто владеет информацией - владеет миром».

Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причём информация сегодня всё чаще представляется не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Умение работать с информацией становится одним из основных для человека, и этому умению, как и любому другому надо учиться.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование и тестирование руководителей, педагогов, преподавателей, обучающихся; изучение продуктов педагогической деятельности участников образовательного процесса; количественный и качественный анализ полученной информации.

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью обучающегося на каждом этапе. Компьютер создаёт условия для обеспечения оперативного контроля знаний обучающихся, что даёт значительную экономию при проверке дипломных, курсовых, контрольных и самостоятельных работ. Для компьютерного тестирования используются как тесты, разработанные в программе для создания презентации PowerPoint, так и тесты, созданные в приложении Testlnfo, готовые мультимедийные продукции: диски серии «1С: Репетитор».

Все выше перечисленные приёмы и методы помогают организовать групповые занятия, где максимально работа основывается на самостоятельной деятельности обучающихся.

Компьютерные программы - это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П. Долматов). Будучи уникальным современным средством наглядности - «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, - компьютер обладает способностью «выпукло», т.е методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. - всё это значительно облегчает восприятие и понимание. Кроме того, при работе с компьютерными программами организуется активная познавательная деятельность каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей.

Установлено, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ являются комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажёра и контролёра. По мнению проф. С.И.Львовой, несомненным достоинством данных программ является «органическая связь и сочетаемость с традиционными, проверенными временем методами и приёмами обучения, что существенно облегчает их применение в преподавании и способствует поддержке обучающей деятельности учителя, преподавателя и учебной деятельности обучающихся на разных этапах обучения».

При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия.  Они могут либо предварять изложение нового материала, «помогая озадачить» обучающихся и подготовить их к решению нужной задачи, либо использоваться как тренажёры, параллельно с традиционными формами обучения.

Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития.

Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании при движении республики к информационному обществу, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в столичную систему образования за счет использования Правительством метода программного управления.

Преимущество ИКТ - гибкость: можно использовать один и тот же материал как на занятиях объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих занятиях, как на занятиях, так и на групповых занятиях, в разных классах, группах частично и полностью.

Формирование информационной культуры учителя, преподавателя и обучающихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН обучающихся.

Учебно-информационные умения и навыки обучающихся:

- выразительно читать художественные тексты, бегло - научно-публицистические;

- составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

- составлять тезисы,  составлять аннотацию, осуществлять
пометки, выписки, цитирование,     составлять рецензию;

- работать со словарём, энциклопедией, осуществлять
библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

- осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом,    самостоятельно использовать различные виды наблюдений,   самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

Учебно-коммуникативные умения и навыки обучающихся:

- составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

- составлять тезисы,  составлять конспект;

- осуществлять цитирование,    составлять рецензию;

- догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту,  выразительно говорить,  вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

- выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

- создавать устные и письменные тексты различных типов;

- владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

Мы понимаем, что для того, чтобы научить обучающихся искать
информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение обучающихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом занятии.

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности.

Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения, даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса обучающихся к изучаемым предметам.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование ИКТ на занятиях выступает как эффективное средство повышения качества образовательного процесса.

Заключение

         Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития.

         Анализируя проблемы использования, ИКТ в образовании при движении Республики к информационному обществу, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Особо следует упомянуть положительный опыт внедрения ИКТ в столичную систему образования за счет использования Правительством метода программного управления.

         Преимущество ИКТ - гибкость: можно использовать один и тот же материал как на занятиях объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих занятиях, в разных классах, группах частично и полностью.

         Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно- коммуникативных умений и навыков обучающихся.

         Учебно-информационные умения и навыки обучающихся:

         - выразительно читать художественные тексты, бегло - научно-публицистические ;

         - составлять сложный план, составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

         - составлять тезисы, составлять аннотацию, осуществлять
пометки, выписки, цитирование, составлять рецензию;

         - работать со словарём, энциклопедией, осуществлять
библиографическое описание книги, составлять каталог прочитанных книг;

         - осуществлять наблюдение объектов в соответствии с алгоритмом, самостоятельно использовать различные виды наблюдений, самостоятельно формировать программу эксперимента и оформлять отчёт о его результатах, использовать различные виды моделирования.

         Учебно-коммуникативные умения и навыки обучающихся:

         - составлять схемы, таблицы, графики, свёртывать и развёртывать учебную информацию;

         - составлять тезисы, составлять конспект;

         - осуществлять цитирование, составлять рецензию;

         - догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту, выразительно говорить, вести диалог по изучаемым темам с использованием наглядности, владеть основными предметными терминами;

         - выступать перед определённой аудиторией, составлять сложный план устного выступления, доклада;

         - создавать устные и письменные тексты различных типов;

         - владеть разными видами пересказа (изложения) текста.

         Так мы понимаем, что для того, чтобы научить обучающихсяискать
информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом занятии.

         Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности.

         Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности обучающихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интересаобучающихся к изучаемым предметам, дисциплинам.

         Таким образом, систематическое и целенаправленное использование ИКТ на занятиях выступает как эффективное средство повышения качества образовательного процесса.

 Список использованной литературы

1.1.​ Гузеев В. В., Дахин А. Н., Кульбеда Н. В., Новожилова Н. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.

1.2.​ Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 22-28.

1.3.​ Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и
среднего (полного) общего образования. Каталог. - Москва, 2006.

1.4.​ Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2006. 400 с.

1.5.​ Сластенин В.А., Подымова B.C. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическая наука и образование, 2006. - №1. - С. 3237.

1.6.​ Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. - М.:
БИНОМ, 2004

 

 

Просмотров работы: 2286