ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема, которую мы решили затронуть – очень важная и актуальная. Она затрагивает представителей субкультур как субъектов толерантного взаимодействия в обществе. Молодежных неформальных движений в настоящее время множество. Мы рассмотрим только некоторые из них, но, на наш взгляд, именно они ярче всего раскрывают само явление. В работе над материалом использован не только теоретический анализ научной литературы по теме, но и личный опыт студентки.

Стоит выделить несколько причин работы над материалом по данной проблеме. Во-первых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами, членами субкультурных групп. Во-вторых, данная проблема интересна студентке психолого-педагогического факультета как будущему профессионалу и как бывшему представителю сразу нескольких субкультур. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни, адекватно реагируя на их поведение.

Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность [2]. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать всем остальным, так называемой «серой массе»: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. «Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура)» [4]. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте» [5].

В ходе работы над темой 2015 года нами был проведен он-лайн опрос в одной из социальных сетей среди подростков и юношей города Горно-Алтайска с целью определения причастности к субкультурам. Данный опрос продлился всего пару часов. В анкетировании приняли участие всего 591 участник. Данные опроса показали, что 9,8 % (58 чел.) относят себя к какой-либо субкультуре в настоящее время, 15,9 % (94 чел.) состояли в какой-либо группе-субкультуре раньше и 74,3 % (439 чел.) не относят себя к какой-либо субкультуре вообще.

Таким образом, результаты он-лайн опроса показывают, что представители субкультур есть среди нас, что только из опрошенных четверть (25,7 %) молодых людей относят или относили себя ранее к какой- либо субкультуре. Мы должны знать больше о них, и знать их причину ухода в различные неформальные движения и организации.

Прежде чем искать причины вхождения молодых людей в субкультурные группы, дадим характеристики некоторым субкультурам, которые на наш взгляд чаще всего встречаются на улицах нашего города. Каждое из этих направлений молодежных «группировок» проявляет свои, отличные от других особенности поведения.

К наиболее агрессивно настроенным к социуму, по нашему мнению, относятся следующие субкультуры.

Панк (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной) - молодёжная субкультура, возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но, в большинстве своём, они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма (лат. Progressio - течение или идеология направленная на пропаганду и осуществление социальных и политических реформ). Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком, носят куртки-косухи, рваные протёртые джинсы, прицепляя к ним цепи.

Им присущ активный, злой, агрессивный протест: вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. Панки, группы которых жестко регламентированы, всячески подчеркивают свою асоциальность. Излюбленная музыка панков (панк-рок) отличается не только громкостью, неритмичностью и диссонансами, но и неприятными для слуха звуками – скрежетом, визгом и т. п. Тексты песен изобилуют нецензурной бранью. Панки проповедуют насилие во всех его формах.

В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения. К таким субкультурам относятся: эмо, готы.

Эмо (от англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - это особый образ жизни и мышления человека. Субкультура эмо может быть классифицирована как последний новый стиль, хотя на вид очень похожа на гот и Glam Rock. Вдохновленные полосы с длинными именами, такими как «День моя собака поехала в город». Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем «готы». Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми.

Быть счастливым в эмо-культуре – это настоящий грех, потому что эмо, как люди чувствительные, должны все воспринимать гораздо более сильно, чем обычные люди, и их жизнь должна состоять из постоянной боли и страданий. Для эмо-культуры характерна эстетизация смерти и саморазрушительное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать и в языке, губах, ушах, носу, переносице. В данной субкультуре размыты внешние рамки между полами: мальчики похожи на девочек, девочки – на мальчиков. Эмо-культура идеально подходит для людей депрессивных, пассивных, неуверенных в себе, не слишком сильных физически.

Пропаганда эмоциональности в субкультуре эмо упростилась до плаксивости, считается, что культура эмо воспитывает в подростках абсолютную пассивность, равнодушие и нерешительность, эмо-человек не способен дать отпор врагу в реальной борьбе, не может участвовать в политической деятельности, идеологически «бесхребетен», физически слаб. Кроме того, эмоциональная неустойчивость, характерная для эмо-культуры, тормозит процесс взросления и формирования самоконтроля.

Часто эмо-кидов путают с готами: сходство между готами и эмо, кроме внешнего вида, в негативном и пессимистическом отношении к жизни. И те и другие не находят в окружающем мире понимания. Для эмо – агрессивная и чуждая их тонкой чувствительной натуре среда, то для готов этот окружающий мир – «зло».

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых). Характерными чертами готов также является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. У готов преобладают интересы к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа - преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами - анх (древнеегипетский символ бессмертия), черепа, кресты и т.п. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX вв. Стиль «вамп» особенно характерен для готов. Готам присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Условия жизни в нашем не большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Возникновение молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Каково общество - такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, о которых говорят последние годы, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека всеми представителями «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) - и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации: семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – это наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая формирует под себя удобного зрителя.

Для того, чтобы понять молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные пути и способы взаимодействия с ними.

Многими специалистами, изучающими данную проблематику, выделяются первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, сложности с идентификационными процессами возрастного развития, социального созревания [2, c. 249]. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания. Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре. Анализ социально-психологической литературы позволяет выделить причины участия молодежи в неформальных группах:

1. Непонимание в семье, вызов семье.

2. Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.

3. Нежелание быть как все.

4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.

5. Дань моде.

6. Влияние криминальных структур.

7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.

8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.

9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.

10. Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.

11. Идейные убеждения.

12. Вызов обществу, возможность проявить протест [6].

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Например, подростки-металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, «хамить» старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг, но все же глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает изменение системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.

Часто подростки, которые являются представителями той или иной субкультуры, испытывают непонимание, негативное отношение к себе со стороны окружающих. Для иллюстрации этого заявления мы использовали результаты исследования Э. Р. Гатиатуллиной, и А. Н. Орлова [1].

Так, на вопрос «Какие трудности испытывают представители молодежных субкультур?», подростки отвечали:

- унижение, презрение (33,3 %);

- непонимание друзей (29,9 %);

- противопоставление основной культуре (28,6 %).

7,4 % опрошенных подростков считают, что помимо перечисленных проблем, представители субкультур испытывают следующие трудности:

- непонимание и неодобрение их увлечений со стороны родителей, близких, а так же общества в целом;

- испытывают трудности из-за того, что не могут четко сформировать и поставить цель в жизни;

- часто подвергаются физическому насилию, ограблению, оскорблениям и насмешкам над их внешним видом, интересами, что затем отрицательно сказывается на развитии их личности и вследствие чего подросток-неформал становится агрессивным изгоем.

Мнение 0,4 % сводится к тому, что представитель субкультуры находится между непростым выбором. С одной стороны это родители, которые настроены против новых интересов своего ребенка, а с другой стороны - друзья-неформалы, которые поддерживают «товарища по оружию». Из-за моря новых ярких, впечатлений юный неформал не может адекватно решать и действовать. Он не может определиться: покинуть ли ему свой новый круг друзей и угодить родителям, либо оставаться в неформальной молодежной среде, развлекаться, общаться, с удовольствием проводить время, но по приходу домой конфликтовать с родителями и нагнетать обстановку. Подростку довольно трудно сделать выбор, особенно если в силу возраста им руководят эмоции.

Существует еще одна - несколько иная точка зрения: 0,4 % - считают, что представители субкультур вообще не испытывают особых трудностей в жизни. Их не волнует непонимание, презрение, усмешки в их адрес, а, напротив — для них самое главное — противостояние традициям и нормам, ощущение некоего противостояния, бунта.

В наше время субкультуры, по большей части, понимаются как негативное явление, но у субкультур есть и позитивные стороны:

- Общение со сверстниками

- Приобретение друзей

- Возможность самовыражения

- Возможность узнать особенности «другой культуры »

-Возможность примерить на себя различные социальные роли.

Противоправная направленность некоторых субкультур может стимулировать противозаконное поведение личности и являться механизмом «воспроизводства» преступности среди подростков. По статистике, большая часть преступлений совершается молодежью в составе преступных групп. Это объясняется тем, что в группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Часто увлечение субкультурой влечет за собой отчуждение – отделение от семьи, общества, изменение ценностей (а изоляция (отделение) приводит к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью), а также одобрение (оправдание) аморального поведения. Когда человек принимает систему ценностей, существующую в неформальном объединении, изменяется его взгляд на мир в целом.

Субкультуры несомненно влияют на социализацию подростка, и поэтому, чтобы не навредить им, мы должны относиться к ним толерантно, с пониманием. Мы предлагаем рекомендации установления эффективного взаимоотношения с представителями субкультур.

Социально-педагогическая помощь подросткам возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально - контролируемой социализации и более или менее сознательного самоизменения человека, имеет характер компромисса:

- При безусловном принятии подростка, какие бы идеи он не разделял, информирование его о возможных социальных санкциях.

- При выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов.

- При организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов подростка к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.

- Адекватность имиджа взрослого – субъекта помощи юношеской субкультуре, владение взрослым референтной (значимой) для подростков деятельностью.

- Наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между взрослым и подростком.

- Общение строится исходя из безусловного принятия подростка, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал.

- Консультирование подростка о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации.

- Эмоциональная поддержка свободы выбора

- Оснащение подростков недостающими средствами, помогающими познать и понять себя (например, классическая музыка).

Таким образом, тема субкультур, установления с их представителями доверительных, уважительных, толерантных взаимоотношений - это одна из интереснейших тем, изучаемых в культурологии, психологии, педагогике и других областях знания. Она обширна и многогранна. Она жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество. Утверждение, что каждый человек хоть «немного» принадлежит к какой-либо субкультуре, уже не кажется такой абсурдной, как, скажем, несколько десятилетий назад. Субкультуры приносят в нашу жизнь новые идеи и ценности, а может быть субкультура является одним из движущих факторов мировой культуры.

Список литературы

  1. Гатиатуллина, Э. Р., Орлов, А. Н. Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Молодой ученый. № 10 2013. - С. 630-634.

  2. Лизунова, Г. Ю., Заяц, Н. М., Андросов, М. А. Культура межнационального общения студентов в процессе обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. № 3 (52) 2015. – С. 248-250.

  3. Неформальный лидер. Психологос. Энциклопедия практической психологии. Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/neformalnyy_lider (дата обращения 15.04.2015 г.)

  4. Субкультура. Новейший философский словарь. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1180/%D0%A1%D0%A3%D0%91%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90 (дата обращения 15.04.2015 г.).

  5. Субкультуры. Неформальные движения молодежи. Режим доступа: http://www.subcult.ru/ (дата обращения 15.04.2015 г.)

  6. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

9

Просмотров работы: 2015