СОСТОЯНИЕ ФОМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОСТОЯНИЕ ФОМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самым любимым видом деятельности детей в детском саду и дома является рисование, которое в свою очередь выступает главным средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав эти чувства однажды ребенок, будет стремится в своих рисунках рассказывать то, что узнал, увидел и даже пережил.

Анализ состояния проблемы в науке показал, что в литературе подчеркивается важность развития изобразительного творчества. Авторы указывают, что творчество – это проявление личностного начала в какой - либо деятельности, в которую человек вкладывает частицу своей души (Л.С. Выготский), уникальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей (Л.А. Венгер), творчество нужно развивать, творчеству нужно учить (Б.М. Теплов) [4, C.145]. Как один из компонентов изобразительного творчества дошкольников, необходимы развитые изобразительные умения детей.

Проблема развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста находится в центре внимания у многих педагогов таких как: В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Я.А. Каменский, М. Монтессори, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др, психологов, а именно: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Э. Меймам, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина и др., искусствоведов и художников А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, Е.И. Чарушин и др.

Для изучение уровня развития изобразительных умений использовалась модифицированная методика «Изучение особенностей изобразительной деятельности» (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Исследование проводилось на МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 «Ладушки» в старшей гриппе «Б». В экспериментальной работе приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Цель констатирующего эксперимента - изучить уровень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи эксперимента:

  1. Определить критерии и показатели для оценки уровня изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

  2. Выявить исходный уровень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения первой задачи в своей работе мы руководствовались критериями и показателями изобразительных умений Т.С. Комаровой. Данные критерии представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

1. Технические умения

  • умение пользоваться карандашом;

  • умение пользоваться кисточкой и красками;

  • владением формообразующими движениями.

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

  • умение передавать форму;

  • умение правильно передавать пропорции предмета;

  • умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла

  • умение самостоятельно замыслить и получить результат.

На основе данных критериев и показателей изобразительных умений были определены уровни их развития в рисовании у старших дошкольников, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

Уровень

Описание изобразительных умений

Высокий уровень

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться акварельными красками, гуашью.

  • В работе с карандашом сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков; регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг овал, многоугольники.

  • В работе с акварельными красками умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила; умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Реагирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии мягкие, использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.

  • Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяется величина изображения в зависимости от размера листа. Соблюдаются пропорции между элементами сюжетных изображений; части предмета верно расположены.

  • Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее равных по размеру, но удаленных).

  • Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Средний уровень

  • Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.

  • В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура, линия дрожащая, слабая.

  • В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения.

  • Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.

  • Замысел основан на наблюдениях, но не отличается самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

Низкий уровень

  • Ребенок не умеет правильно держать карандаш и кисть, пользоваться акварельными красками и гуашью.

  • В работе с карандашом не владеет техникой карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно); использует карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, закрашивает беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

  • В работе с акварельными красками не владеет элементарными навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

  • Форма не удалась, искажения значительны. Объект не узнаваем. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно.

  • Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу.

  • Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).

  • Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.

Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить степень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Система оценок, которые мы используем для определения уровня изобразительных умений в рисовании:

2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.

1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.

0 баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с заданием и допускает много ошибок.

Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития изобразительных умений в рисовании:

Высокий уровень - 12 - 10 баллов

Средний уровень - 9 - 7 баллов

Низкий уровень - 6 - 0 баллов

Со старшими дошкольниками проводилось три серии диагностических заданий с интервалом в 2-3 дня. Первая серия заданий предназначена для выявления у детей уровня умений, связанных с техникой использования орудий деятельности, владение формообразующими движениями. Вторая серия заданий - для выявления у детей уровня умений переводить реальный объект в графический образ. Третья серия направлена на выявление самостоятельности замысла. Ниже приводится описание диагностических заданий.

1 серия заданий

Задание 1. Тема: «Теремок» (рисование карандашом).

Цель: Выявить уровень сформированности технических умений: умение правильно держать карандаш; умение регулировать силу нажима на карандаш, штриховать, изменять направление движения руки в зависимости от формы предмета.

Задание 2. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).

Цель: Выявить умения правильно держать кисть, регулировать силу нажима, изменять направление движения руки; умение насыщать кисть краской.

Задание 3. Тема: «Орнамент с ягодками и листочками » (рисование по мотивам хохломской росписи).

Цель: Выявить умения пользоваться кистью при разных приемах рисования, владение ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, точек и т.д.)

Для выявления уровня сформированности второго компонента-владение умениями переводить реальный объект в графический образ (в него входят умение правильно передавать форму предмета, умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей) нами использовались следующие задания:

2 серия заданий.

Задание 4. Тема: «Елочка» (рисование карандашом).

Цель: Выявить умения передавать форму предмета, его строение, величину; умение располагать изображение на листе, передавать пропорции предмета, движение (персонажей из сказки); умения передавать цвет для выразительности образа.

Задание 5. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).

Цель: Выявить умения передавать форму (вазы), пропорции предметов, расположение на листе изображения, использование цвета.

Для выявления третьего компонента – самостоятельности замысла – использовали следующую серию заданий

3 серия заданий.

Задание 6. Данную тематику дети выбирают сами.

Цель: Определить уровень самостоятельности замысла. Конкретное содержание рисунка ребенок дошкольник выбирает сам.

В результате исследования мы провели анализ уровня развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в виде таблицы 3.

Таблица 3

Результаты выполнения первой серии заданий констактируюшего эксперимента на уровни сформированной технических умений у детей старшего дошкольного возраста

 

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

3

8

9

% соотношение

15%

40%

45%

Как видно из таблицы 3 детей с высоким уровнем сформированности технических умений и также владениями различными изобразительными материалами очень мало, их количество составляет -15%. Преобладают дети, имеющие низкий уровень - 45% и средний уровень развития изобразительных умений в рисовании - 40%.

Кроме того, благодаря проводимому наблюдению за деятельностью детей можно выделить основные затруднения, возникающие при выполнении заданий. Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют правильными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения очень часто неуверенные, неточные, в связи с чем, возникает чрезмерное мышечное напряжение руки, что приводит к быстрому ее утомлению. Стараясь быстро закончить рисунок, ребенок ускоряет темп движения, отчего нарушается его ритм, направление, размах, в результате рисунок оказывается плохо выполненным. Плохое владение инструментом вызывает затруднения при решении поставленных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. В связи с трудностями (приведенными выше), возникающими у детей наблюдались некоторые проблемы в рисовании:

  • Качество рисунков детей было не достаточно высокое.

  • В связи с неумением правильно держать инструмент и владеть способами движения руки дети, которые детально и тщательно прорисовывали свои рисунки - не успевали выполнить работу до конца, им приходилось дорисовывать рисунки позже.

  • Некоторые дети вообще отказывались рисовать, обосновывая свой ответ не умением выполнять задания, а некоторые начинали рисовать только с помощью взрослого.

Таблица 4.

Результаты выполнения второй серии заданий констактируюшего эксперимента на уровни сформированной умений переводить реальный объект в графический образ

 

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

2

11

7

% соотношение

10%

55%

35%

Количественный анализ данных таблицы 4 показал, что в группе практически отсутствуют дети с высоким уровнем сформированности умений переводить реальный объект в графический образ, доля детей с среднем уровнем значительно больше, чем детей с низким уровнем развития изобразительных умений.

В ходе проведения непосредственно образовательной деятельности и наблюдения за деятельностью детей, были выявлены основные затруднения при выполнении рисунков. При работе дети испытывали трудности в передаче формы, пропорции, его строении и величине. Не все дети могли правильно расположить изображение на листе бумаги.

Таблица 5

Результаты выполнения третей серии заданий констактируюшего эксперимента на уровни самостоятельности замысла у детей старшего дошкольного возраста

 

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

2

12

10

% соотношение

10%

60%

30%

Количественный анализ данных таблицы 5 показал, что в группах практически половина детей имеет средний уровень самостоятельности замысла, это 60% детей, и лишь не большая часть 10% смогли справиться с заданием на высший результат и только низкий уровень составляет 30%.

Дети очень редко обращались за помощью к педагогу. Только некоторые дети долго обдумывали, что им нарисовать, не могли выбрать цвета. Педагогу приходилось идти «на помощь» ребенку, направляя его дальнейшие действия и помогая закончить рисунок.

Суммируя полученные результаты, мы сможем определить общий первоначальный уровень сформированности изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 6

Результаты сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

 

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

2

8

10

% соотношение

10%

40%

50%

Рис. 1 Результаты сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Исходя из полученных результатов, было определенно, что в группе только 10% детей имеют высокий уровень сформированности изобразительных умений. Только 40% детей имеют средний уровень развития изобразительных умений в рисовании и большинство детей имеют низкий уровень 50%.

Таким образом, можно сделать вывод, что не все дети владеют изобразительными умениями рисования, т.к. рисунки были невыразительными. Не у всех детей наблюдалось желание рисовать по своей задумке, тяжело шел процесс и по предложению педагога. Некоторые детские работы не были оригинальными и аккуратными. Ребята полностью запутались в цветовой гамме, неверно подбирали цвета и оттенки. Композиционное построение в детских работах не всегда соблюдалось. Во многих работах отсутствовали средства выразительности.

Список литературы

  1. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.

  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.

  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005.

  4. Телегина И.С. Развитие творчества старших дошкольников в проектной деятельности //Педагогические системы развития творчества: Материалы 7-й Междунар. Науч.-практ. Конф. 24-26 ноября 2008 г., Екатеринбург: В 3ч. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2009 –Ч.III – 234с.

Просмотров работы: 14320