СПЕЦИФИКА КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КРЕАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И КРЕАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в условиях рыночной экономики образована очень жесткая конкуренция среди предприятий разных направлений. Это говорит о том, что все компании должны быстро адаптироваться к разным внешним условиям конкурентов. В связи с этим появляется необходимость выдвигать требования к управленцам, к их навыкам разработки, инновационных идей, а также к творческому потенциалу организаций. Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом.

Сочетание креативный менеджмент становиться модным и необходимым. Само выражение «креативный менеджмент» состоит из двух слов: креативность и менеджмент. Для начала рассмотрим определения каждого.

Менеджмент – это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  1. Рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

  2. Гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма и творчества менеджера.

Креативность – это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, результатом, которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов.

Во многих компаниях появляются специальные должности креативных менеджеров, призванных «настроить» отношения в коллективе, условия для работы, наладить корпоративную культуры внутри организации. Управленец с креативным мышлением умеет видеть нескольких вариантов реализации или использования в перспективе возможностей.

Так что же такое креативный менеджмент и зачем он нужен?

Креативный менеджмент – эффективное управление структурами, процессами и ресурсами для достижения заданных целей с использованием нестандартных (творческих) подходов. В креативном менеджменте творчество выступает не только как объект управления, но и как средство повышения эффективности, как источник инноваций, стиль управления, потенциал развития, человеческий фактор [1].

Понятие креативного менеджмента пересекается с понятием инновационного менеджмента (от слова «innovate» - вводить новшество, производить перемены), но не исчерпывается им. Связь инновации с креативность в упрощенном понимании прослеживается в определении: «Инновации – это заимствование, адаптация либо практическое использование креативного элемента (то есть продукта с добавленной стоимостью) третьей стороной». В то же время инновация, т.е. введение новшества в экономику, технологию, услугу, также может иметь креативную составляющую, содержать элементы творчества [2].

Креативный менеджмент касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания.

Креативный менеджмент преследует следующие цели [6]:

1) Оценка творческого потенциала личности (специалиста, которого хотят привлечь к решению творческих задач) в зависимости от ряда факторов малого предпринимательства;

2) Создание творческой атмосферы в коллективе, проработавшем долгое время и имеющем свои традиции, неформальных лидеров, оправдавшее себя распределение ролевых функций;

3) Формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения, в частности в области инновационной политики, ориентированной на улучшение состояния дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которых может оказаться предприятие;

4) Образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе;

5) Оценка доминирующих мотивационных установок, породивших их причин и возможных путей решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, требующих применения творческих способностей специалиста;

6) Определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам, вошедшим во временные творческие коллективы.

В таблице 1 дан сравнительный анализ традиционного и креативного менеджмента.

Таблица 1 - Сопоставление двух видов менеджмента [5]

Теоретические концепции, лежащие в основе управления организацией

Традиционный менеджмент

Креативный менеджмент

Учит

Управлять научно, по правилам

Нестандартному, творческому подходу

Разрабатывает

Теории борьбы

Теории сотрудничества, гармонизации отношений (стейкхолдеры, альянсы, сети)

Принимает стратегию

Как траекторию движения к поставленной цели

Как комплекс решений по позиционированию организации в среде (стратегический потенциал, ключевые компетенции)

Считает основой построения организации

Фрагментацию действий

Выделение бизнес-процессов (ценность, поток создания ценности)

Задает направленность информационных потоков

Сверху вниз

В любом направлении

Определяет основного пользователя информации – это

Индивид, занимающий определенную должность и другие допущенные лица

Любой член организации и любая группа

Организует работу

Индивидуально и в группах

В командах

Осуществляет руководство, опираясь на

Власть и мотивацию

Доверие и сотрудничество (лидерство и культура)

Организует обучение персонала

Индивидуальное и дискретное

Групповое и постоянное (управление знаниями)

Исповедует концепцию продукта

Главное качество, которое дифференцирует товар и позволяет повышать цену

Главное снижение цены, качество должно быть по определению

В основе концепции креативного, лежит творческая интеграция достижений всех школ и направлений, используя которые любая организация могла бы стать уникальной. Креативный менеджмент принимает оригинальные решения, способствующие налаживанию прогрессивных взаимосвязей между внешней и внутренней средой, а также формированию этой среды. Данное взаимодействие должно осуществляться на основе признания и реализации социальной ответственности бизнеса.

Формирование креативного подхода к управлению определяет необходимость построения современных структур, позволяющих раскрыть творческий и повысить мотивационный потенциал персонала организации, усилить результативность совместной работы.

В креативной организации целесообразно творческое сочетание групповой и командной работы. Для формирования креативной организации необходимо последовательное осуществление кадрового, командного и организационного проектирования. При организационном построении в рамках целевой, функционально-технологической и структурной моделей должны учитываться и увязываться три выделенных уровня: личностный, групповой и организационный. Таким образом, креативное управление может быть реализовано на основе формирования креативных структур управления, обладающих креативным потенциалом.

Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива.

Креативный менеджмент опирается на креативистику – область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач.

В креативном менеджменте выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного менеджмента является составной частью теории творчества. Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями.

В настоящее время развитие креативности осуществляется преимущественно в рамках тренинговых компаний. Широкое распространение получили краткосрочные тренинги развития творческих способностей управленцев, ориентированные на состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием. Однако краткосрочные тренинги и курсы не решают проблему, так как развитие устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени.

С понятием креативный менеджмент тесно связано креативное предпринимательство. Изначально предпринимательство есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [4].

Креативное предпринимательство – это прежде всего работа на себя или создание бизнеса в какой-либо творческой сфере. Креативный предприниматель отличается от типичного предпринимателя тем, что занимается созданием или эксплуатацией творческого или интеллектуального капитала. Креативные предприниматели инвестируют в развитие талантов, своих собственных или других людей (таблица 2).

Таблица 2 – Сравнительный портрет инвестора, бизнесмена, предпринимателя и креативного предпринимателя [3].

Инвестор

Бизнесмен

Предприниматель

Креативный предприниматель

Наименее креативная роль в бизнесе. Инвестор вкладывает деньги в бизнес, который создан другими и другими же управляется. Поэтому инвестор может рассчитывать только на невысокую прибыль по отношению к вложенным средствам

Более креативная роль. Задача бизнесмена – развивать существующий бизнес или создавать новый бизнес, следуя четким и отработанным правилам. Настоящие бизнесмен – это не тот, кто придумал гениальную идею, а тот, кто смог построить на этой идее сильную компанию и захватить рынок.

Настоящий творец. Он придумывает новые продукты, открывает новые ниши, знает, как заработать там, где другие проходят мимо. Предпринимательству нельзя научиться в школах менеджмента, а тем более в экономических вузах. Это такой же талант, как и талант художника или музыканта.

Человек, который одержим своими творческими идеями. Его уникальность в том, что он сочетает в своем деле талант и деньги. Он рождает продукты или открывает ниши, которые не дают спать по ночам инвесторам и бизнесменам. Он заставляет капитал «плясать под дудку таланта»

Список литературы

  1. Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент// Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №2. С. 123-143.

  2. Кирсанов К.. Креативный и эвристический менеджмент// Российский экономический журнал. - 1995. - №11. С.78-83.

  3. Кто такой креативный предприниматель? [Электронный образовательный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://rukrasnov.ru/post/creative-entrepreneur/ (дата обращения: 10.02.2016).

  4. Орлов А.И., Орлова О.А. Креативный предприниматель// Российское предпринимательство. - 2001. - № 11 (23). - С. 8-14. [Электронный образовательный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/9476/ (дата обращения: 10.02.2016).

  5. Понятие и сущность креативного менеджмента [Электронный образовательный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studopedia.ru/7_136065_ponyatie-i-sushchnost-kreativnogo-menedzhmenta.html (дата обращения 10.02.2016).

  6. Составляющие креативного менеджмента [Электронный образовательный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studopedia.ru/7_136066_sostavlyayushchie-kreativnogo-menedzhmenta.html (дата обращения 10.02.2016).

Просмотров работы: 3030