ВАНДАЛЫ XXI ВЕКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВАНДАЛЫ XXI ВЕКА

Шапошник Н.В. 1, Попкова О.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г.Столетовых, Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Военный конфликт в Сирии за четыре года привел к потере сотен памятников культуры. Вандализм и разрушения не единственная угроза для исторических объектов. Не менее острую проблему для региона представляет нелегальный вывоз предметов искусства на продажу.

ИГИЛ («Исламское государство в Ираке и Леванте») — крупная террористическая структура, полностью независимая от внешнего финансирования. Немалую роль в обеспечении этой «автономии» играют доходы от экспорта древних артефактов. Черный рынок искусства ежегодно приносит ИГИЛ десятки миллионов долларов, и эти доходы уступают только нефтяной выручке. Тысячи предметов ежедневно пересекают сирийскую границу, чтобы позднее осесть в руках коллекционеров из Европы, США и стран Персидского залива. Одним из первых вызвавших международный резонанс публичных актов вандализма, совершенных боевиками ИГИЛ, стало нападение на Музей Мосула (Ирак) в феврале 2015. На YouTube появилось видео, на котором несколько человек скидывали с пьедесталов и разбивали молотками ассирийские статуи. Многим из разбитых произведений было больше III тыс. лет. Среди них были скульптуры из Хатры — города, основанного на территории современного Ирака, рассвет которого пришелся на I–II века н. э., его руины входят в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО,— и статуи, найденные во время раскопок в иракской провинции Найнава. Судьба многих находившихся в музее экспонатов остается до сих пор неизвестной: какая-то часть могла быть эвакуирована заранее правительственными силами, другая — распродана боевиками или солдатами сирийской армии. «Это бездумное нападение на великие произведения искусства и на историю является оскорблением не только Музея Мосула, но и всеобщей веры в то, что искусство может быть объединяющей силой»,— говорится в заявлении Метрополитен-музея1.

По свидетельству директора библиотеки Ганима ат-Таана, в Мосуле боевики ИГИЛ обстреляли библиотеку, а уцелевшие книги вытащили на улицу и сожгли. Библиотека была основана в 1921 году, когда Ирак находился под британским мандатом. В ней хранились манускрипты, написанные на арамейском языке, книги XVIII века по культуре и истории, османские документы, подшивки иракских газет начала XX века, редкие книги из частных коллекций более 100 состоятельных иракских семей того времени, переданные в дар библиотеке, а также артефакты эпохи Средневековья, например астролябии, которыми пользовались арабские ученые того времени. По свидетельству некоторых книготорговцев из Багдада, которых цитируют арабские газеты, после прихода в Мосул боевики не раз устраивали на улицах сожжения книг, которые, по их понятиям, не отвечают нормам ислама. В интервью Associated Press один из представителей ИГИЛ заявил, что «многие книги пропагандируют безбожие и призывают к неповиновению Аллаху, поэтому такие книги должны быть сожжены». Сообщается, что боевики оставляют только книги, посвященные исламу2. Черный рынок пополняется не только за счет атак на музеи. Объектами разграбления становятся также места археологических раскопок, которыми богаты захваченные ИГИЛ территории Ирака и Сирии. Сегодня под контролем боевиков находится около 10 тыс. объектов культуры мирового значения, в том числе все шесть мест Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии и три из четырех — в Ираке. Отсутствие доступа к захваченным объектам не позволяет в полной мере оценить масштабы ущерба. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова уже заявила о «промышленных масштабах» нелегальных раскопок.

В мае 2015 года войска «Исламского государства» захватили территорию, где стоят руины древнего города Пальмиры — место, которое было центром римской провинции во II–III веках нашей эры. В 1932 году, спустя почти II тыс. лет, когда французская археологическая экспедиция начала проводить первые раскопки, Пальмира была всего лишь маленькой бедуинской деревней. На протяжении XX века из-под песка постепенно извлекали находки, поражавшие высоким качеством и мастерством исполнения. До 2015 года Пальмира была одним из самых красивых музеев под открытым небом на территории Ближнего Востока. На площади в 6 кв. км сохранились уникальные памятники местной архитектуры, которая возникла благодаря смешению римских и арабских традиций: амфитеатр, несколько крупных храмов, колоннады, триумфальная арка, форум. Пальмирой это поселение назвали римляне, после того как захватили и разграбили богатый город Тадмор, который был оазисом на знаменитом Шёлковом пути. Для жителей древнего мира эти колоннады были похожи на пальмовую рощу - отсюда появилось название «город пальм». Жители пальмиры были успешны в торговле, богаты и очень воинственны: они с переменным успехом воевали с римлянами и однажды очень ненадолго отвоевали Египет. Однако достигнув расцвета при царице Зенобии в конце III века, Пальмира так и не смогла создать прочное государство, проиграла Риму и постепенно лишалась влияния, пока в 744 не была окончательно разрушена арабами. Слава о её красоте долго жила в римской, а затем и в европейской литературе, даже имя Пальмира стало нарицательным – например, Петербург называли северной Пальмирой.

Директор нью-йоркского Музея Метрополитен Томас Кэмпбелл осудил «акт катастрофического разрушения одного из важнейших музеев на Ближнем Востоке». «Это бездумное нападение на великое искусство, историю, на человеческое взаимопонимание является трагическим ударом не только по Музею Мосула, но и по нашему общему делу использования искусства для объединения людей и для углубления взаимопонимания»,— говорится в его заявлении. Живущий в Аммане иракский профессор архитектуры Ихсан Фетхи называет это «страшной потерей и невероятным актом культурного терроризма». По его словам, джихадисты взорвали его потому, что в мечети находилась также гробница, а ИГИЛ считает это идолопоклонством. Интервью с археологом из Берлинского университета Мирко Новаком: «У нас в Европе нет таких больших и настолько хорошо сохранившихся руин. Кроме того, Сирия и Месопотамия считаются колыбелью цивилизации. Здесь люди впервые стали жить оседло, выращивать растения и разводить животных. Здесь появились первые в мире города и первая письменность. Отсюда происходят мировые религии. В Сирии и Ираке вся история человечества у вас перед глазами. Если здешние древности будут уничтожены, это будет касаться и Запада. Это понимают и боевики ИГИЛ. Можно сказать, что они взяли Пальмиру, признанную ЮНЕСКО памятником всемирного наследия, в заложники. Они играют с нашими страхами того, что эти объекты будут безвозвратно уничтожены»3.

Боевики часто используют античные постройки в качестве декораций, например для публичных казней. В июле 2015 они расстреляли на сцене римского амфитеатра 25 пленных сирийских солдат. Спустя месяц после захвата этой территории представители ИГ взорвали там два мусульманских захоронения — гробницы суфийского проповедника Низара Абу Баха ад-Дина и Мухаммеда бен Али (потомок пророка Мухаммеда). В том же месяце директор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абд аль-Карим рассказал в интервью, что в контролируемой «Исламским государством» Пальмире уничтожено около 50 усыпальниц. Позже, 3 июля, стало известно, что боевики разрушили шесть древних статуй. По данным BBC, среди них — статуя «Лев Аллат» (около 2 тыс. лет). Древняя скульптура высотой три метра весила 15 тонн, а свое название получила в честь древнеарабской богини неба и дождя, которую чаще всего изображали восседающей на льве. В размещенном в интернете видео игиловцы сообщили, что уничтожили артефакты, которые пытались вывезти из города контрабандисты. В 1977 году польская экспедиция обнаружила во время раскопок обломки барельефа, посвященного богине Аллат, с изображением льва возрастом около II тыс. лет. Аллат — богиня доисламского арабского пантеона, считается, что ее изваяние стояло среди других идолов в древней Каабе, пока их не разбил пророк Мухаммед. Боевики ИГИЛ разрушили скульптуру льва кувалдами. Ее копий в мире не существует.

21 августа боевики ИГ взорвали храм Баал-Шамина, построенный в первом веке н. э. в честь финикийского бога грома и плодородия. Храм был частично восстановлен и считался одним из наиболее сохранившихся и значимых в Пальмире.

30 августа был взорван античный храм Бэла, представлявший собой самое большое сооружение города. Храмовый комплекс был построен при императоре Тиберии в 32 году н. э. и включал двор, окруженный колоннадой, бассейны для ритуальных омовений и алтарь для жертвоприношений.

4 сентября подверглись уничтожению три погребальные башни, построенные в I веке до н. э, в том числе самая известная — погребальная башня Элахбела, под которой сохранился подземный склеп. По словам директора департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдаль-Карима, эти башни «были наиболее сохранившимися и красивыми».

5 октября боевиками была разрушена Триумфальная арка, построенная во II веке до н. э. Она венчала главную улицу города, по обеим сторонам которой были расположены десятиметровые колонны. Высота арки, построенной из базальта, гранита и мрамора, составляла 20 м. В 1930 году она была отреставрирована.

В мае заместитель министра культуры Сирии заявил, что от действий боевиков пострадало более 750 исторических объектов. В своих отчетах Американская ассоциация содействию развития науки приводит список памятников, наиболее пострадавших от нелегальных раскопок и действий боевиков ИГИЛ4.

Зачем боевики ИГИЛ делают это?

Свои действия боевики мотивируют тем, что статуям «поклонялись неверные», а сами они «разжигают инакомыслие и ведут к идолопоклонству». Один из боевиков произнес на камеру: «Наш пророк велит уничтожать идолов». А также: «Бог создал нас для поклонения ему, а не каким-то камням».

Действия ИГИЛ, безусловно, бьют по имиджу мусульман. Их действия носят в первую очередь не религиозный, а идеологический, политический характер. То, что они делают,— это своеобразный манифест, перформанс, стремление привлечь к себе внимание. Движение ИГИЛ — революционное и бунтарское движение — построено по пиар-технологиям. Уничтожение музеев и археологических зон — это, несомненно, противостояние Западу, поскольку именно западные ученые и колониальные власти их в XIX веке и создали. Это более или менее стандартная ситуация: в Алжире и Ливии античные города, восстановленные и музеефицированные французами и итальянцами, освободившиеся от гнета местные жители растаскивали по камешкам. Между публичными казнями людей и публичным разрушением памятников нет какой-то внутренней связи. Тонкие логические построения на тему аналогий между памятником и человеком, жизнью и памятью надо оставить как бессмысленные словесные спекуляции. Общее между ними только одно. Разрушение памятника и публичная казнь, представленные нам в виде роликов почти одновременно,— это сознательно наносимое нам оскорбление. Это шокирует, поскольку оскорбляет, это взывает к ответному действию, поскольку оскорбляет, и вся синонимия казней и актов публичного вандализма в том, что и то, и другое — оскорбление. Это синонимия плевка в лицо и пощечины, насилие над личностью, не важно, идет ли речь об избиении, поругании или заключении в тюрьму, и насилие над культурой — вот их стратегия. Цель здесь та же — оскорбление чувства святого у членов секуляризованного общества.5

Механизмы нелегальной торговли предметами искусства, которые использует ИГИЛ, были разработаны еще террористами «Аль-Каиды» и применялись с началом американской военной кампании в Афганистане в 2001 году, позже — в Ираке в 2003-м. Тогда случился первый большой приток произведений древневосточного искусства на черный рынок. Только в первый год кампании в Афганистане было похищено больше 10 тыс. древних артефактов из Национального музея в Кабуле и нескольких археологических зон. В руках ИГИЛ добыча артефактов приобрела регулярный и систематический характер.

Оборот и охрана культурных ценностей в мире регулируются следующими документами: Парижской конвенцией от 1970 года, Гаагской конвенцией от 1954 года, Дельфийской от 1985 года, Римской от 1995 года.

Директор ЮНЕСКО Ирина Бокова заявила, что разрушение памятников в Пальмире «будет военным преступлением и станет огромной потерей для человечества». Министерства иностранных дел многих стран выпустили заявления, осуждающие действия боевиков. Совбез ООН также резко осудил «варварские действия ИГИЛ в Сирии, включая захват Пальмиры». Сейчас ни Интерпол, ни Всемирная таможенная организация, ни Международный центр по изучению вопросов сохранения и восстановления культурных ценностей, ни Международный совет музеев, ни аукционные дома, с которыми сотрудничает ЮНЕСКО, не могут противостоять ИГИЛ и защитить памятники от разрушения и нелегальной продажи. Все силы этих организаций брошены на то, чтобы предотвратить торговлю крадеными артефактами. Пальмира, к сожалению, не единственный масштабный памятник в мире, которому сейчас угрожает опасность. Вне зоны сирийского конфликта есть древние исторически ценные места, которые не защищены должным образом. Некоторые из них за последние годы в результате различных конфликтов и терактов были безвозвратно утеряны.

Картины великолепия Пальмиры однозначно говорят нам, как отчаянно это место нуждается в защите. Прошлое — это не какое-то отдаленное место. Это зеркало нас самих. Заботиться об истории и искусстве означает заботиться о будущем. Только если мы вообразим самих себя частью человеческой истории, которая соединяет и античные лики Пальмиры, и людей, которые нас окружают, мы можем называть себя цивилизованными. Во всех остальных случаях мы просто животные без какой-либо памяти6. Возможно, в то самое время, когда игиловцы возомнили себя чем-то большим, чем они являются на самом деле, начали складываться условия для международного подавления этой группировки.

ИГИЛ – угроза для цивилизации?

Происходит трагедия для всех цивилизованных людей. Цивилизованных – как в западном смысле этого слова, западноевропейском, так и в ближневосточном. Это символ конфликта цивилизаций, так как наступают действительно варвары XXI столетия, которые пытаются мыслить и навязывают этот образ мыслей из Средневековья, из времен арабских завоеваний. Важнее в этом смысле символизм всего происходящего – крушение многотысячелетнего символа и западной, и восточной цивилизации, лучшей части населения стран Ближнего Востока, в том числе и умеренных мусульман. ИГИЛ сражается в первую очередь, как ни странно, против собратьев по религии, против мусульман умеренного толка. И это весьма значимо. Они выживают и реализуют свои цели за счет фанатизма. Они активны, ведомы идеей кратчайшего пути в рай через крушение, разрушение и убийства. И демонстрируя подобного рода жестокость и в отношении людей, и в отношении монументов доисламского периода, эти фанатики все-таки умудряются вербовать своих последователей в самых разных странах. Мы имеем дело с иррациональным конфликтом с использованием иррациональных символов. Являемся свидетелями столкновения нескольких цивилизаций. ИГИЛ оккупировали, по разным данным, примерно 30-40 процентов территории Сирии, 20-25 процентов территории Ирака. Там живет от 4-х до 7 миллионов человек. Если бы не было поддержки со стороны местного населения, не было бы никакого "Исламского государства". Это конфликт цивилизаций, потому что он идет везде – в Ираке, в Сирии, в Европе, на Кавказе. Есть такой ислам, который пытается, даже жертвуя собой, своими людьми, навязать то, что он хочет. И проблема в том, что это не бандиты, не уголовники, не жулики, проплаченные кем-то. Это абсолютно искренние люди, которые хотят сделать так, как они хотят. Религиозные фанатики. Это нормальная ситуация если не борьбы цивилизаций, то кризиса между цивилизациями. И выхода из него пока нет – ни военного, ни политического, ни цивилизационного. Мы имеем дело с террором, запугиванием и массовыми казнями.

В чем причина радикализации части молодежи, когда они ищут в радикальном исламе только повод, зацепку для того, чтобы выразить протест против существующего положения? Необходимо учитывать мобилизационные способности радикальных исламистов, в том числе и в европейских странах, где в их ряды вступает третье, четвертое поколения мусульман, родившихся там, для которых и европейская цивилизация – тоже не ответ, как мы видим, на их запросы. Избавления от коренных, базовых причин, порождающих мобилизацию молодых людей и их обращение к исламу, как к решению всех проблем, как выражение разочарования в существующей действительности автократического, диктаторского типа, тотальной коррупцией. Вот что толкает людей к радикализации, что выливается, в конечном счете, в их обращение к ИГИЛ, в том числе, как наиболее яркой, наиболее действенной и многообещающей организации радикальных исламистов, дающей, в том числе, и какую-то жизненную перспективу. Мы сейчас являемся свидетелями борьбы за территорию параллельно с борьбой за умы. ИГИЛ дает некий ответ на цивилизационный, идентификационный, культурный, экономический и политический кризисы.

Библиография

1. Русакова Р. Это бездумное нападение на великие произведения искусства // Коммерсантъ. 2015. № 3

2. Ревзин Г. Оскорбляй и властвуй//Коммерсантъ. 2015. № 3

3. Хвостик Е. ИГИЛ сжигает библиотеки// Коммерсантъ. 2015. № 6

4. Якушкина Е. Расхитители без границ//Коммерсантъ. 2015. № 15

1 Русакова Р. - Это бездумное нападение на великие произведения искусства // Коммерсантъ. 2015. № 3. С. 39 — 41

2 Хвостик Е.- ИГИЛ сжигает библиотеки// «Коммерсантъ». — 2015. — № 6. — С. 13

3 Якушкина Е.- Расхитители без границ//«Коммерсантъ». — 2015. — № 15. — С. 24 — 25

4 Якушкина Е.- Расхитители без границ//«Коммерсантъ» — 2015. — № 15. — С. 24 — 25

5 Ревзин Г. - Оскорбляй и властвуй//«Коммерсантъ» — 2015. — № 3. — С. 8

6 Якушкина Е.- Расхитители без границ//«Коммерсантъ» — 2015. — № 15. — С. 24 — 25

Просмотров работы: 625