ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ПРАКТИК НА ЗАНЯТИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Токарев Н.М. 1, Макарова Н.О. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТАЙ-ЦЗИ И ЕГО МЕСТО В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5

1.1 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ТАЙ-ЦЗИ 5

1.2 ОСОБЕННОСТИ ТАЙ-ЦЗИ 7

2. ЦИГУН В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 9

2.1 ПРАКТИКИ ЦИГУН 9

2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦИГУН 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время, среди молодежи и в основном студентов наиболее распространена проблема нарушения осанки. По данным статистики [2], у 75-85% молодежи присутствуют заболевания опорно-двигательного аппарата. Основным фактором, влияющим на возникновение нарушения осанки, является сидячий образ жизни студенческой молодежи. Значительное время, проведенное в положении сидя на занятиях, влечет за собой снижение тонуса мышц удерживающих позвоночник в вертикальном положении. Из-за чего, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Помимо факторов, таких как нарушение обмена соединительной ткани и нарушение роста тел позвонков, большинство авторов [1, 2] сходятся во мнении, что именно ослабленное состояние мышечного корсета обуславливает появление заболевания опорно-двигательного аппарата и в частности сколиоза.

Одной из форм лечебной физической культуры, используемых для решения проблем нарушения осанки, является ежедневная лечебная гимнастика, то есть комплекс специальных упражнений, которые подбираются в зависимости от специфики заболевания [1].

Кроме лечебной физической культуры, используемой для лечения сколиоза, существует ряд других эффективных методик. На сегодняшний день, большую популярность начинают обретать практики, пришедшие к нам с Востока, такие как Пилатес, Йога, Цигун, Ушу и Тай-Цзи. Как известно, большинство Восточных практик включают в себя не только физические упражнения, но и работу с внутренним миром, а также целую систему взглядов на мир. Из этого вытекает проблема: «Каковы возможности использования Восточных методик на занятиях оздоровительной физической культуры?»

Цель работы: Выявить возможности использования Восточных практик на занятиях оздоровительной физической культуры.

Исходя из цели, перед исследованием были поставлены следующие задачи:

1. Изучить источники, посвященные Восточным практикам, таким как Тай-Цзи и Цигун, а также возможностям их использования в оздоровительной физической культуре.

2. Структурировать полученные знания

Объект исследования: Содержание Восточных практик.

Предмет исследования: Использование Восточных практик на занятиях оздоровительной физической культуры.

1. ТАЙ-ЦЗИ И ЕГО МЕСТО В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Одной из наиболее эффективных методик является на наш взгляд гимнастика Древнего Китая – Тай-Цзи [6]. Это искусство оздоровления и саморегуляции, способ общения со своим телом и окружающим миром. Тай-Цзи включил в себя элементы разных школ, но при этом остался далек от влияния религии и политики и считается наиболее эффективным с точки зрения медицины. Известно, что медицина Китая издревле рассматривает человека как целостную систему, а заболевания рассматриваются как нарушения этой целостности, соответственно и лечение заболеваний должно охватывать все составляющие организма, такие как тело, дух и эмоции. Таким образом, Тай-Цзи — это система, которая позволяет регулировать не только состояние отдельных систем организма, но и всего организма в целом [5, 6].

1.1 ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ТАЙ-ЦЗИ

Оздоровительный, медицинский подход к восточным практикам, в частности к Тай-Цзи, Цигун и Ушу, получил обоснование в работах авторов, являющихся специалистами в области восточной медицины [2, 3, 4, 10]. Ведущий специалист в области Цигун и Тай-Цзи врач-рефлексотерапевт В.А. Бутримов, практикующий сам данные виды гимнастик, успешно использует в работе своего центра Китайскую гимнастику, объединяющую Цигун и Тай-Цзи, для лечения внутренних органов: желудка, селезенки, легких, а также в целях общего укрепления и оздоровления организма [2].

Исследования С. Г. Гагонина [4] также подтверждают оздоровительный эффект и профилактическо-лечебное воздействие упражнений системы Тай-Цзи на организм человека, не зависимо от того, какая разновидность школы этой системы используется. Он подчеркивает, что следует обращать внимание при выполнении данных комплексов на духовную и физическую составляющую человека, нежели на боевую. Этот вопрос детально был рассмотрен в диссертации Л. Шухуэй «Пути адаптации тайцзицюань к системе физического воспитания России» [10], написанной под руководством С. Г. Гагонина. Л. Шухуэй пишет, что одной из главных причин для занятий Тай-Цзи может служить именно укрепление здоровья. Таким образом, по результатам современных исследований [3, 10] было доказано, что посредством занятий Китайской гимнастикой можно излечить такие расстройства и болезни, как туберкулез, диабет, гипертония, заболевания кровеносной, костно-мышечной и опорно-двигательной систем. Однако следует учитывать, что во всех случаях Тай-Цзи является хотя и эффективным, но всё же вспомогательным средством по отношению к медицинскому воздействию [10].

Существенный оздоровительный эффект гимнастики Тай-Цзи, отмечен В. М. Смолевским и Б. К. Ивлевым в работе «Нетрадиционные виды гимнастики» [6]. Наряду с этим, В. К. Волков [3] считает, что лечебное действие Тай-Цзи заключается в гармонии движения, положения тела и дыхания. При определенных последовательных движениях и концентрации внимания на определенных участках тела снимается нервно-мышечное напряжение и восстанавливается психическое равновесие. Происходит самолечение, нормализуются все жизненные процессы организма. По мнению В. К. Волкова и Л. Шухуэй [3, 10], лечебная гимнастика Тай-Цзи положительно влияет на состояние:

  1. Кровеносной системы

  2. Системы органов дыхания

  3. Системы органов пищеварения

  4. Системы органов мочевыделения и кожи

  5. Репродуктивной системы

  6. Костно-мышечной системы

1.2 ОСОБЕННОСТИ ТАЙ-ЦЗИ

Авторы вышеупомянутых работ [1, 4, 10], которые рассматривают гимнастику Тай-Цзи в рамках физкультурно-оздоровительного подхода, подчеркивают необходимость правильного положения тела в пространстве при выполнении упражнений Китайской гимнастики. Так, к примеру, выпрямление слегка согнутой руки может привести к излишнему напряжению, выпрямление ног и сильный прогиб позвоночника в грудном отделе может затруднить брюшное дыхание. Например перед началом практики Тайцзи встают в стойку Уцзи. Название этой стойки переводится как «расслабление», «пустота», «отсутствие движения». Когда занимающийся встает в эту стойку, это означает, что он полностью готов к занятию, его не отвлекают лишние мысли и тело настроено на работу. В Тай-Цзи существует определенный набор базовых стоек. Обучение начинается с разучивания этих стоек, которые являются основой для устойчивости, движения и практического применения – боевого и оздоровительного. Большинство стоек с первого взгляда кажется неудобными, но занимающийся должен научиться расслабляться в этих стойках, находить ощущение устойчивости, цельности, и легкости, что позволит успешно концентрироваться на выполнении упражнений.

Существует восемь базовых стоек:

  • Стойка всадника (ма - бу)

  • Лук и стрела (гунцзянь - бу)

  • Сидя на скрещенных ногах ( цзо - пань - бу)

  • Стойка «четыре-шесть» (сы - лю - бу)

  • Стойка «укротить тигра» (фу - ху - бу)

  • Ложная стойка (сю - бу)

  • Золотой петух стоит на одной ноге (ду - ли - бу)

  • Стойка на корточках (чжо - дунь)

На занятиях Тай-Цзи выполняются так называемые «формы» или таолу – длинные последовательности плавных движений. В значительной степени форма – это переходы из одних базовых положений в другие. Особенностью форм, является то, что их можно разделить на более простые комбинации, которые можно использовать в качестве отдельных упражнений. При выполнении форм особое внимание уделяется правильному дыханию и осанке, которые занимающийся должен постоянно контролировать.

2. ЦИГУН В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1 ПРАКТИКИ ЦИГУН

Не менее интересным методом оздоровления является дыхательная гимнастика Цигун, которая часто используется вместе с гимнастикой Тай-Цзи. Цигун - это искусство саморегуляции, основная цель которого - развитие человека как личности, укрепление духа. Цигун, по мнению В.М Смоленского и Б.К. Ивлева [6], представляет собой ряд упражнений, направленных на стимуляцию иммунной системы человека и выработку устойчивости организма к стрессам.

В настоящее время существует несколько практик Цигун:

  1. Мягкий Цигун – эти практики представляют собой своего рода мягкую гимнастику, направленную с одной стороны на раскрепощение тела, раскрытие и оздоровление суставов, укрепление связок и сухожилий, а с другой — на усиление циркуляции энергии в теле. В это раздел входят как различные энергетические и дыхательные практики, так и глубокие медитативные практики, направленные на работу с внутренней энергией.

  2. Жесткий Цигун – приносит большую пользу людям занимающимся боевыми искусствами. Жесткий Цигун . – это движение или последовательность движений, которые помогают практикующему в правильном порядке напрягать мышцы и сухожилия. Как и в мягком Цигуне, особое внимание уделяется правильному дыханию при выполнении упражнений.

2.2 ОСОБЕННОСТИ ЦИГУН

Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль, размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в биологическом равновесии и не ведут к возникновению болезни. Однако при длительном психическом возбуждении или при неожиданной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает сбой в организме и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе [5, 9].

Отрабатываемые в Цигуне расслабление, вхождение в покой, управление дыханием, оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. Например, такое вхождение в покой во время тренировок оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, а также позволяет восстановиться клеткам коры головного мозга. С помощью управляемого дыхания возможно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. При регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе [6, 7].

Любой человек может заниматься по этой системе для улучшения своего здоровья, но есть несколько категорий людей, которым эта гимнастика просто необходима. Цигун поможет:

  • тем, кто постоянно ведет сидячий образ жизни;

  • тем, кто имеет плохую осанку, поскольку сутулость обусловлена слабостью мышц и сухожилий вокруг позвоночника, а также постоянным напряжением в мышечных тканях, не дающим спине принять прямое положение;

  • людям с заболеваниями суставов и позвоночника (сколиоз, межпозвоночные грыжи, остеохондроз, люмбаго, болевые ощущения в суставах и пояснице);

  • тем, у кого происходят возрастные изменения, сопровождаемые старческой сутулостью;

  • при перенесенных травмах позвоночника, приведших к ослаблению мышечного корсета.

Положительные стороны Цигун, как полагают В.А. Бутримов, В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев, [2, 6] заключаются в том, что данный вид гимнастики:

  • формирует здоровую осанку;

  • гармонично развивает тело;

  • увеличивает гибкость в суставах;

  • улучшает кровоснабжение головного мозга и внутренних органов;

  • увеличивает жизненную энергию

  • может активно применяться в спортивной практике как метод психической саморегуляции, например, перед соревнованиями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного нами исследования литературных источников посвященных данной теме, было выявлено, что авторы оздоровительных программ, использующие различные виды Восточных систем (в частности Тай-Цзи, Цигун) уделяют особое внимание на практике неразрывности таких аспектов как:

  1. философско-религиозный

  2. исторический

  3. медицинский

  4. физкультурно-оздоровительный

Данные аспекты дополняют друг друга и делают Тай-Цзи и Цигун универсальным средством оздоровительной физической культуры. Но в рамках занятия оздоровительной физической культуры, невозможно в полной мере уделить внимание философско-религиозному аспекту. В некоторых случаях, данный аспект стоит вовсе исключить, чтобы занимающийся мог концентрироваться на упражнении.

Мы считаем, что Восточные оздоровительные практики могут занять достойное место в оздоровительной физической культуре. Отдельные комбинации из форм можно адаптировать под профилактику конкретного заболевания, а также комбинировать с другими средствами оздоровительной физической культуры. Для достижения положительного результата важно исключить проведение Восточных практик в традиционном виде.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов, С. М. В экстремальном спорте надо включать голову / С. М. Архипов // Российская газета. 2012. №5838. С. 165.

2. Белова Л. Г. Цигун-терапия времен года / Л. Г. Белова -СПб.: Питер, 2003. - 320 с.

3. Бутримов, В. А. Оздоровительный цигун. Путь для начинающих / В. А. Бутримов – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.

4. Волков В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В. К. Волков // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С.45-47.

5. Гагонин С. Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзюцу до профессионального кикбоксинга / С. Г. Гагонин - СПб: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. – 352 с.

6. Карин, Л.В. Цигун / Л.В. Карин ; пер. с англ. Зайканова И.В. - СПб. : Будущее Земли, 2004. - 272 с.

7. Маслов А.А. Энциклопедия восточных боевых искусств. Т. I. Традиции и тайны китайского ушу / А. А. Маслов - М.: Гала-ПРЕСС, 2000. - 520 с.

8. Смолевский В. М. Нетрадиционные виды гимнастики / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлев – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.

9. Торчинов Е. А. Даосские практики Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова / Е. А. Торчинов — СПб.: Азбука-классика, 2007. – 480с.

10. Шухуэй Л. Пути адаптации тайцзицюань к системе физического воспитания России / Л. Шухуэй – СПб: СПБГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. – 57 с.

 

13

 

Просмотров работы: 3153