ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идущие по нарастающей процессы глобализацииизменяют не только нашу частную жизнь, ценности и стремления, но и модифицируют систему образования. Это проявляется не только в процессах стандартизации и приведения системы образования в соответствие с международным уровнем, но и в распространенном сегодня понимании образования как услуги, моды, потребляемой и рекламируемой наравне с другими услугами. Принятие и усвоение ценностей общества потребления тормозит развитие креативности, затрудняет самореализацию. Происходящая при этом личностная трансформация лишает индивида того фундамента, который помогает найти и принять правильные решения в трудных жизненных ситуациях.

Часто молодежь воспринимает народные традиции и обычаи как анахронизм, между тем, именно они являютсяусловием социокультурной преемственности, средством приобщения к духовным ценностям

При таком положении дел, этнокультурное воспитание в системе высшего образования нельзя не считать актуальным. Поэтому во многих вузах организуются этнокультурные центры. В Екатеринбурге работают такие центры при Федеральном университете им. Ельцина, при Горном университете. В 2013 году создан такой центр и у нас, в УГЛТУ, который должен реализовать выполнение следующих функций:

1.Осуществление помощистудентам различных этнических группв социализации, в сохранении своего индивидуального этнокультурного начала, активизациипоследнего в системе профессиональной деятельности.

2.Развитие и поддержание национально-регионального опыта, формирование инновационных моделей деятельности, связанных с определенной этнокультурной спецификой. Здесь ведущим становится развитие творческой и этно-национальной компетентности. Эта функция особенно актуальна для технического вуза, связанного с проблемным полем использования природных ресурсов, их восстановлением.

3. Усвоение детерминистических, логически многократно апробированных элементов знаний, которые несут нагрузку передачи исторического наследия технологической культуре, концентрирующей и преобразующей разрозненные факты, наблюдения в сложные структуры, выражающие в опосредованном виде приемлемые способы выживания личности.

Творческая культурная самобытность особенно актуальна при реализации содержания технологических модулей этнокультурного образования, что требует незамедлительной разработки и одновременного параллельного внедрения в учебный процесс следующих компонентов, формирующих современное этнокультурное образовательное пространство: дисциплин этнологического профиля, регионального компонента этнокультурного образования.

Опосредующим звеном между природой, технологией и культурой и одновременно – способом бытия культуры и технологии является человеческая деятельность. Она должна непрерывно совершенствоваться, что достигается только дополнительным этнокультурным образованием, дополнительной профессиональной подготовкой индивида.В процессе этнокультурного воспитанияможно использовать следующие методы:

  1. организация этнокультурных студенческих конференций, проводимых совместно с представителями диаспор;

  2. организация и проведение Дней культуры того или иного народа, проживающего на территории России;

  3. этнокультурное взаимодействие с представителями народов дальнего и ближнего зарубежья с целью актуализации этнических ценностей, выраженных в практической деятельности того или иного народа;

  4. организация этнокультурно и экологически и направленных походов с посещением мест проживания тех или иных народов;

  5. проведение мастер-классов народного творчества, викторин и занятий о значении народной символики и образов, разъяснение смысла традиций и обрядов. Именно на этих занятиях студенты могут познакомиться с этнокультурными ценностями, способами освоения и познания окружающей среды, народными методами использования и восстановления природных ресурсов. На этих занятиях важно, чтоб студенты освоили не только практическую составляющую, но и духовную, ту, которая передается из поколения в поколение, сохраняя жизненную энергию этноса.

И кто знает, какскоро будут востребованы эти знания, способы и методы использования природных ресурсов, сохранившиеся часто только в культурах малочисленных народов в государственном и мировом масштабе. На личностном уровне, на уровне специалиста эти знания востребованы уже сейчас. Недаром все больше и больше открывается этнокультурных туристских центров, разрабатываются маршруты в места проживания людей, сохранивших свое этническое ядро.Современная Россия обладает огромным потенциалом таких знаний и не развивать этот потенциал болеечем непростительно.

В УГЛТУ за время деятельности этнокультурного центра было проведено несколько концертных мероприятий с приглашением национальных коллективов, представляющих культуру марийцев, удмуртов, башкир.В досуговом центре УГЛТУ выступал даже венгерский студенческий коллектив!

Состоялись экскурсионные выезды в марийские поселения Артинского городского округа, при помощи этнокультурного центра организована на базе Института Леса и природопользования онлайн-конференция со студентами и аспирантами из УГЛТУ и Университета Менделя (Чехия, Брно), где речь шла и об этническом компоненте в ландшафтном проектировании, разработке эколого-этнических направлений в туризме.

Разрабатываются программы этнокультурного воспитания на основе научно-практической деятельности и образовательных экскурсий в лесные массивы Артинского городского округа Свердловской области, а также в леса окрестностей пос. Северка (Екатеринбург).

Планируется проведение лектория об особенностях духовного воспитания у различных этнических групп, проживающих на территории Свердловской области. В плане в 2015 -2016 году начать проведение мастер классов народного творчества с приглашением представителей тех или иных этносов.

Итак, этнокультурная деятельность в таком техническом вузе, как УГЛТУ, при правильном ее развитии даст:

  1. уникальность, креативность и национальную направленность будущим инженерным проектам;

  2. возможность развивать и совершенствовать мировоззрение, обеспечивающее целостное восприятие мира, опираясь не на пропагандируемые ценности общества потребления, а на знания, заложенные многовековым развитием народных культур.

Библиографический список

  1. Асадулина И.Г., Ахлёстина А.Ю. Этнокультурное воспитание как системно-педагогическая категория //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 10. № 1. С. 20-23.

  2. Белозерова В.В. Этнокультурное воспитание студентов: педагогические и технологические аспекты // Вуз искусств и культуры в едином образовательном пространстве материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2013. С. 162-164.

Просмотров работы: 953